Информационная грамотность – это: умение определять источники информации умение анализировать полученную информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов; умение оценивать ее достоверность, умение создавать базу знаний; умение использовать современные технологии; умение передавать и распространять информацию. ИКТ-компетентность: уверенно владеть цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью. ИОС- информационная образовательная среда – комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий. Основные ИКТ, используемые в учебном процессе: офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access; сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет; телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта; специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, управление учебным заведением. «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования» Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образования и внедрение в образовательный процесс ИКТ. Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию как владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет. Из сказанного следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным. Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность? Информационная грамотность – это: умение определять возможные источники информации и получать ее; умение анализировать информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов; умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях; умение использовать современные технологии при работе с информацией; умение работать с информацией индивидуально и в группе. Передача и распространение информации. Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью уже есть не информационная грамотность, а ИКТ-компетентность. Информационная грамотность педагога является необходимым, но не достаточным условием реализации ФГОС. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16. п.3.) указывает на необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий. В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео). Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества. Использование ИКТ в образовании предполагает: Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.). Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, руководителей). Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения. Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности обучающихся (олимпиады, форумы и др.). Применение ИКТ в управленческой деятельности. На сегодняшний день внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям: 1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения. При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски». Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди), предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс: 2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. 4. Обработка результатов эксперимента. 5. Разработка методических программных средств. 6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение. 7. Использование Интернет-ресурсов. Согласно требованиям ФГОС неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Посмотрите для примера на постепенный момент вхождения обучающихся начальной школы в новую среду обучения в МБОУ лицей №15 , г.Ейск. 1 класс. Знать, из каких основных частей состоит компьютер; уметь включать и правильно выключать компьютер; знать назначение клавиш, уметь пользоваться мышью и клавиатурой. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. Уметь правильно запускать и завершать программу. Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставить. Уметь ими пользоваться. Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры. 2 класс. Ученик становится субъектом учебного процесса и учится: Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн, знать клавиатуру, набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций, работать на клавиатурном тренажёре. Создавать простейшие текстовые документы и презентации. Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки. Рассмотреть применение векторной и растровой графики. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшение и т. п.). Рисовать в программе графического редактора. Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет. Работа с программой Skype (вход в программу, написание сообщений, осуществление видеозвонков). 3 класс. Создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например). Работать с электронной почтой, пересылать файлы друг другу. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях. 4 класс. Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Пользоваться этой информацией для своих работ. Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях. Уметь создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта. Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, использование ИКТ дает возможность педагогу повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников, появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. | Не Что такое информация? Информация это совокупность различных сообщений об изменениях в окружающей и внутренней среде. ? А как называется передача информации от одного субъекта к другому (Коммуникация - comunicato(лат) связь). Совокупность методов, устройств, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации – информационно-коммуникационные технологии. Можете ли вы предположить, почему мы обсуждаем эти вопросы? Тема нашего педсовета….. Внедрение ИКТ в управление учебно-воспитательным процессом в школе в условиях перехода на ФГОС. ИКТ - компетенция является одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим выпускникам, поэтому эта тема является актуальной и перспективной. Какие вопросы по данной теме вас интересуют? Основными задачами на сегодня будем считать: 1. Информирование педагогов об ИКТ. 2. Развитие ИКТ - компетентности педагогов. Предлагаем следующую повестку педсовета: 1. «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования». 2. «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования» Положительные стороны ИКТ | Отрицательные стороны ИКТ | | | | | | | Применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны: Использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся. Все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого. 3. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала. 4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания. 5. Свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д. 6. Процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. 7. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. 8. С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.) Отрицательные стороны: 1.Возросшие требования к педагогу. 2.Неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье. 3. Неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку. 4.Исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами: - множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт. - технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками; 5.Невысокая информационная культура. 6.Психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ. 7.Часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение. 8.ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь. Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности обучающихся с различным уровнем развития. Проект решения педагогического совета. Применение ИКТ в образовательном и воспитательном процессе – это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Информационно-коммуникативные технологии повышают информированность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Снижают трудоемкость процесса контроля и консультирования. Заслушав и обсудив вопросы, вынесенные на педсовет, а также выступления педагогов, следует отметить, что педагогический коллектив школы-интерната имеет определенные успехи по внедрению ИКТ технологий в образовательный процесс. Педагогический совет решил. Активизировать деятельность учителей по использованию ИКТ на уроках, с целью повышения их эффективности. Начать работу по созданию медиатеки школы-интерната. Обязать руководителей школьных МО включить в план проведения предметных декад мероприятия с использованием ИКТ. Создать методическую копилку уроков с применением ИКТ. ионно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования»
|