Использование игры, как средство формирования коммуникативных умений во внеурочной деятельности.
Использование игры, как средство формирования коммуникативных умений во внеурочной деятельности.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности. Активная деятельность школьника способствует повышению жизненного тонуса школьника, удовлетворяет его интересы, социальные потребности. Поэтому игра дисциплинирует детей, приучает подчинять свои действия, чувства и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Существуют различные игры и игровые упражнения, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений. В любой игре происходит взаимодействие участников. Первостепенную роль имеет уровень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, сюжета, ролевой позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игры, как средство формирования коммуникативных умений во внеурочной деятельности. »
Использование игры, как средство формирования коммуникативных умений во внеурочной деятельности.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности. Активная деятельность школьника способствует повышению жизненного тонуса школьника, удовлетворяет его интересы, социальные потребности. Поэтому игра дисциплинирует детей, приучает подчинять свои действия, чувства и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Существуют различные игры и игровые упражнения, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений. В любой игре происходит взаимодействие участников. Первостепенную роль имеет уровень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, сюжета, ролевой позиции.
Педагогическое значение.
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».
Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребёнка самостоятельности, сообразительности, образности мышления.
Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Игры влияющие на формирование коммуникативных умений во внеурочной деятельности.
«Коллекция».
«Собери текст».
«Остров».
«Удержи равновесие»
«Давайте познакомимся!».
«Клубочек».
«Животные»
«Рисунок на спине»
«Шарики»
«Изобрази предмет».
«Объединение»
«Комплимент».
«Небоскреб»
Игра «Клубочек»
Цель: знакомство детей, формирование коммуникативных навыков.
Возраст: для детей от 6-7 лет.
Содержание: Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Игра «Небоскреб».
Цель игр — это развитие умения договариваться, работать в команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Все начинается с того, что дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Учитель, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарии: Учитель в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры учитель может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
В этой игре учитель сам распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после провала небоскребы учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры учащиеся учатся не только общаться между собой, но и плодотворно договариваться для успешного результата.
«Изобрази предмет».
Цель упражнения — это знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения: Учитель движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Упражнение «Изобрази предмет» учитель начинает с себя, чтобы детям было все ясно и понятно. При затруднениях у детей в изображении предмета он помогает им изобразить этот предмет.
После проведенных упражнений и игр, направленных на формирование коммуникативных учебных действий у учащихся, была проведена повторная диагностика сформированных коммуникативных учебных действий.
Вследствие этого, у учащихся 3 класса был выявлен высокий уровень сформированности коммуникативных учебных действий.
«Давайте познакомимся!».
Цель этой игры — развитие коммуникативных навыков.
Игра начинается так: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарии: Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правила можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Учитель начинал игру с себя, и в основном кидал мяч стеснительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, с помощью учителя, участвовали все учащиеся. В этой игре дети учились, не стеснятся окружающих людей и развивали зрительную и слуховую память.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Начальный курс обучения информатике наиболее ответственный этап в общеобразовательной подготовке школьников. Его цели далеко выходят за стандартные рамки формирования элементов информационной культуры. Здесь имеет место пронизывающий принцип информатики. В процессе обучения языку и математике, музыке и чтению используются и изучаются понятия, методы и средства информатики, которые естественным образом переплетаются с целями и задачами начального образования.
Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом: формирование начал компьютерной грамотности; развитие логического мышления; развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач; формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника: диалоги; работа в группах; игровые методики; информационные минутки; эвристический подход.
Один из самых часто используемых методов – игровой.
На уроках информатики в младших классах учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре. Приведем пример ролевой игры, в процессе которой учащиеся закрепляют знания о процессе передачи информации.
Фрагмент урока:
- Сегодня, ребята, мы с вами будем вспоминать известную сказку, но не просто играть разные роли, а находить в сказочном сюжете процесс передачи информации, определять кто из героев в данный момент является ИСТОЧНИКОМ, а кто – ПРИЕМНИКОМ информации. Сказка «Теремок».
Рис.1. Иллюстрация к сказке 1
Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок. Бежала мышка-норушка, увидела теремок, решила там жить. Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает: «Кто, кто в теремочке живет?»
- Как вы думаете, кто является источником информации, кто приемником?
- Я, мышка-норушка, а ты кто? – отвечают из теремка.
- Я, лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить.
Рис.2. Иллюстрация к сказке 2
- А сейчас кто является источником информации, кто приемником?
Бежал мимо зайка-побегайка. Остановился и спрашивает: «Кто, кто в теремочке живет?»
- Я, мышка-норушка!
- Я, лягушка-квакушка, а ты кто?
- Кто является источником информации, кто приемником?
- Я, зайка-побегайка, пустите меня к себе жить!
А кто сейчас источник информации, кто приемник?
В процессе проведения подобной ролевой игры, школьники определяют кем (источником информации или приемником) они являются в данный момент.
На уроках информатики в начальных классах часто используются так называемые активные методы обучения. Приведем несколько примеров использования активных методов обучения на уроках информатики. В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать групповую дискуссию, в которой направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток может быть взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер» или энциклопедии по информатике для школьников.
Перед началом урока учитель подбирает стихотворения, загадки, пословицы и другие занимательные материалы о различных устройствах компьютера. Все строчки стихотворений (загадок) разрезаются на отдельные полоски. Задача учащихся состоит в том, что на уроке и/или во внеурочное время они должны собрать стихотворение, подобрать соответствующую иллюстрацию и наклеить в отдельную тетрадь или на общий стенд. На каждом следующем уроке дети получают новые отрывки, иллюстрации, собирая в конечном итоге стенд (книгу), рассказывающие о назначении устройств персонального компьютера. Здесь сочетаются два метода – дискуссия и метод проектов.
Но метод проектов может использоваться и как самостоятельный метод обучения. Метод проектов - создание какого-то результата, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Можно использовать элементы метода проектов, начиная со второго класса. При обучении детей работе с графическим редактором Paint, предлагаются им следующие задания:
Придумайте и создайте красивый заголовок к школьной газете. Используйте при этом инструмент . Например, так:
Рис.3. Схема для расположения текста
В третьем классе при изучении мультимедиа технологий можно предложить учащимся на основе предложенного алгоритма создания анимации, выполнить творческий проект. Задание подготовительного этапа проектирования: выполните предложенный алгоритм и создайте модель работы электронных часов.
1. Открыть программу OpenOffice.org Impress.
2. Выбрать элемент и построить текстовую область с размером шрифта 96 -
3. Выбрать команду «Анимированное изображение» из меню «Вставка» .
Рис.5. Выбор анимированного изображения
4. В диалоговом окне «Анимация» установить позицию «Растровый объект», а в текстовой области рабочего поля написать время, например, 12:00.
Рис.6. Диалоговое окно «Анимация»
5. С помощью кнопки «Принять объект» добавить данные электронного табло 12:00 и установить длительность показа и количество прогонов .
6. Принимать новый объект необходимо каждый раз, как только будет изменено время (12:01; 12:02; 12:03 и т.д.).
7. Выполнив указанные действия, необходимо сохранить результат. Для этого достаточно нажать кнопку .
В дальнейшем школьникам можно предложить создать анимацию восхода солнца, взлета ракеты, биения сердца, выпадения осадков и т.д.
Таким образом, использование различных активных и интерактивных методов обучения разнообразят процесс изучения информатики в начальной школе, сделают его более интересным.