Аннотация: представлен материал по методической разработке учебного занятия по хореографии для детей 5–6 лет. Форма занятия – групповая, тип занятия – комбинированное. Авторами описаны развивающие задачи: развивать познавательную активность, творческие способности ребят, эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, внимание и координацию.
Власова Н.В. педагог
дополнительного образования,
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Искусство русского народного танца
План-конспект занятия
Цель занятия – знакомство детей с основными начальными движениями русского народного танца.
Задачи:
Обучающие:
дать первоначальные представления о сути танцевального искусства;
познакомить ребят с некоторыми танцевальными движениями русского танца.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности ребят;
развивать эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, внимание, координацию.
Воспитательные задачи:
пробудить интерес к танцевальной деятельности;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнерские отношения;
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
содействовать формированию художественного вкуса и эстетических наклонностей;
воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Здоровьесберегающие задачи:
– приобщить к здоровому образу жизни через активную двигательную деятельность.
Оснащенность занятия: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, форма одежды для обучающихся.
Ход занятия
Педагог – Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, внимательных и это занятие мы проведем вместе. Пусть вам оно принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! И прежде чем мы начнем наше занятие, я хочу узнать, с каким же настроением вы сегодня пришли и какое настроение у наших гостей.
Представьте себе, что ваши ладошки – это барометр (измеритель) настроения. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. (Дети разводят ладоши).
Педагог – Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас нет настроения. Я надеюсь, что к концу нашего необычного занятия оно обязательно поднимется. А теперь обратите внимание на пол, я разложила для вас специальные кружочки. Выберите каждый, себе по кружочку и займите эти места. (Дети занимают выбранные места).
Педагог- Ребята, у нас сегодня не простое занятие, а хореографическое. Как вы думаете, что такое хореография? Скажите, вы любите танцевать? А какие танцы вы знаете?
Педагог – Хорошо, вы очень много танцев назвали, а сейчас посмотрите на экран внимательно и попробуйте угадать, какой это танец.
(Короткое видео ансамбля народного танца, где нет костюмов, дети просто ходят под музыку, мрачные).
Педагог – Ребята, что вы необычного заметили в этом танце?
2 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Педагог – Вы знаете, я думаю, что этот танец просто потерялся. Мы должны помочь ребятам из ансамбля найти его. Вы хотите им помочь? Чтобы танец вернулся, нужно будет выполнить определенные задания, а я вам в этом помогу.
Давайте вначале разучим основные правила танца:
1. Наши ручки всегда должны стоять на поясе. Четыре пальчика склеены, а пятый отведен в сторону. Посмотрите! Ставим ручки на пояс, Четыре пальчика впереди, а пятый обхватывает нас сзади. Молодцы! (показ).
Далее ручки открыли в сторону, ладошки смотрят вверх, ножки вместе.
2. В конце каждого упражнения, мы должны громко, но коротко крикнуть «ВСЕ»! Это будет означать, что упражнение закончено. Давайте попробуем соединить все вместе (повтор движений).
3. А вы знаете, что танцоры по этикету, здороваются и прощаются по- танцевальному? Да, мы делаем поклон! Девочки и мальчики делают это по – разному. Девочки делают шаг в сторону, ножку приставили, присели и тоже самое в другую сторону. Мальчики делают тоже шаг в сторону, ножку приставили, кивок головой и тоже самое в другую сторону. А теперь давайте попробуем с вами:
Есть в музыке и в танце
Движенье, ритм и тон, а мы начнем занятие и сделаем поклон!
(Дети выполняют поклон).
(На презентации стук в дверь и открывается конверт с разминкой).
Педагог – Ребята, вот и первая подсказка, в которой говорится о разминке. Вы знаете, что перед каждым выступление или репетицией танцоры всегда делают разминку? Давайте мы с вами тоже сделаем разминку. Подготовили ручки, ножки, повторяем движения под музыку!
Разминка (тихая музыка, народная).
поклон;
работа головы (наклоны вправо, влево, вперед, назад);
работа плечами;
работа с пальчиками;
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
перекаты с ножки на ножку;
пружиночки;
топотушки;
Припев – фонарики.
попрыгали;
кричим «Все!»
Педагог – Ребята, вы хорошо размялись? Молодцы! Давайте подумаем, что же нужно каждому танцору, чтобы выглядеть на сцене красиво?
Презентация (на слайде Ребенок думает над картинками: костюм народный, мягкая игрушка, пароход и т. д.).
Педагог – Чтобы костюм был всегда яркий и красивый, перед выступлением его нужно подготовить (стирать, гладить, сушить). Сейчас мы с вами попробуем подготовить свой костюм. Только стирать мы его будем не в стиральной машинке, а руками! (Упражнение «Хозяюшка»).
Педагог – Хорошо мы потрудились, костюм подготовили. Что же дальше?
Как нам найти потерянный танец?
(На презентации две картинки: дети хаотично стоят и ровно по линейке).
Педагог – Как вы думаете, ребята, что же это означает? (ответы детей).
Педагог – У каждого танцора на сцене есть свое место, оно может меняться в зависимости от движений и перестроения танца. Вы все в начале занятия выбрали себе место. Запомните его, потому что сейчас мы поиграем с вами в игру «Найди свое место».
Правила игры: дети стоят на своих местах. Когда заиграет музыка, дети разбегаются по залу, как только музыка останавливается, дети должны вернуться на свои места.
Игра («Найди свое место»)
Педагог – Ребята, какие же вы молодцы! А вот и следующая подсказка!
(На слайде показаны танцевальные фигуры: линейка, круг, крест, клин).
Педагог – Как вы думаете, что это?
Педагог – В танце соблюдается определенный танцевальный рисунок (прямые линии, кривые, круги). Вы обратили внимание, что вы стоите в две линии?
4 www.interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Теперь давайте из этих двух линий попробуем с вами сделать круг. Первая линия поворачивается ко второй, беремся за руки, и у нас получается круг. Сейчас мы с вами под музыку будем идти по кругу, высоко поднимая ножки, главное следить, чтобы круг не разорвать (звучит музыка, дети ходят по кругу). А сейчас мы сделаем с вами еще один рисунок, он называется «Змейка». Вы идете за мной строго друг за другом по линеечкам (начинается музыка, дети ходят по залу).
Педагог – Ребята, получилась у нас «Змейка»?
Педагог – Но что же еще очень важно сделать танцору, чтобы танец получился? (На презентации смайлики).
Педагог – Ребята, что же эта подсказка нам дает?
Педагог – Очень важно выходить на сцену с улыбкой и хорошим настроением. Давайте представим, что мы в комнате кривых зеркал.
Упражнение на мимику.
Педагог – Очень хорошо! Вы улыбаетесь! А вы заметили сколько мы с вами уже выучили элементов русского народного танца (пружинки, топотушки, фонарики, ковырярочка), попробовали рисовать танцевальный рисунок, и костюм наш как раз готов. Давайте представим, что мы надели танцевальный костюм и попробуем повторить все движения под музыку. Вы готовы? (Дети с педагогом исполняют танец «Варенька»).
Педагог – Ребята, это волшебство! У нас получился настоящий русский народный танец и называется он «Варенька». Он – то и был потерян. А теперь давайте же скорее поможем ребятам. (Дети поворачиваются к экрану и дуют с ладошек).
(Видео ансамбля с русским народным танцем).
Педагог – Какие вы молодцы, вы танцевали как настоящие танцоры, и отыскали пропавший танец, как настоящие сыщики!
Педагог – Ребята, вам понравилось наше занятие? Какие упражнения мы сегодня выучили? Элементы какого танца разучили?
Педагог – А теперь наше занятие закончено, давайте попрощаемся.
(Делают поклон, уходят).