Тема: Истоки народного танца
Цель: заинтересовать учащихся историей происхождения танца, сформировать желание и интерес к изучению танцев народов мира.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Учащиеся строятся в колонну по одному, маршем входят в зал и выстраиваются на линии по 5 человек. Выполняют поклон-приветствие.
2. Разминка
Учитель: Ребята, для выполнения разминки, я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие. Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие по нашей родной стране – России. Наша родина настолько привлекательна, настолько разнообразна. Если мы посмотрим на нее с высоты, то увидим множество рек, озер, лесов и высоких гор.
1) Под русскую стилизованную музыку показываю упражнения, комментирую их, связывая с образами родной природы. Учащиеся повторяют движения:
- подъем на полупальци;
- движение рук;
- движения головы;
- движения плечами;
- наклоны корпуса;и др.
2) Перестроение в круг
- повернулись направо;
- маршем с носка строимся на круг;
- шаги на полупальцах, руки вверх – 8 шага;
- шаги на пяточках, руки согнуты в локтях – 8 шага (все чередуем 8 раз).
- бег с захлестом ноги назад
-галоп боковой (напоминаю исходное положение и как делать движение.
3. Объяснение нового материала
Учитель: Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю.
Танец является древнейшим искусством, образы в котором создаются телодвижениями и сопровождаются музыкой. Среди множества разнообразных видов танцев (спортивные, классические, эстрадные, современные) особое место всегда занимали народные танцы.
Известно, что первые танцы возникли в глубокой древности как выражение эмоциональных впечатлений человека от окружающего мира. Изначально они показывали происходящие в окружающем мире природные явления, имитировали жесты животных, копировали растительный мир.
Под звуки природы предлагаю учащимся изобразить движениями
животных или растений.
Учитель: В последующем танцевальные движения повторяли особенности трудовых процессов, например, уборка урожая.
Предлагаю детям под характерную музыку исполнить движения,
рассказывающие о каком-нибудь трудовом действии.
Учитель: Поскольку разные народности жили в различных климатических условиях, развивались по-разному, постепенно возникли национальные танцы, которые как раз и показывали особенности определенных культур. Танец отличался набором движений, костюмов, мелодий, ритмов. Именно народный танец как нельзя лучше подчеркивает гендерные отличия. Мужчины чаще пляшут с оружием в руках, музыкальными инструментами, создавая образ мужчины-завоевателя, защитника. Женщины обычно держат в руке платок, цветы, предметы быта, олицетворяя хранительницу очага. В танце можно проследить историю развития страны, ознакомиться с ее бытом и даже ритмом жизни. Единство костюмов, музыки, дополнительных атрибутов, которые все
вместе и создают характер той или иной нации.
Учитель: Мы живём в России и нам, прежде всего, нужно вспомнить русские народные танцы. Какие вы знаете?
Учитель: Я вам предлагаю исполнить вместе со мною русский узорный хоровод. Основной фигурой любого хоровода является круг, а круг символизирует солнце. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за щедрый урожай. Русский народный хоровод водили весной, летом и осенью.
Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.
Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. Девушки роняли платки и венки на землю, а юноши поднимали и возвращали их хозяйкам. Таким образом, девушки и парни знакомились в хороводе.
Девочкам раздаются платочки.
Вязавшись за платочки, исполняется хоровод по основным рисункам
(круг, змейка, выворачивание круга и т.д.)
Учитель: Для продвижения в хороводе используется хороводный шаг, припадание, притопы, шаг на полупальцах.
Учитель: А давайте отправимся в воображаемое путешествие в другие страны. Первая страна – Украина.
Самый распространенный украинский танец «Гопак» - происходит от восклицания «гоп», что значит прыгать, скакать. Это любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Для создания особого эффекта, парни танцуют с саблями казаков.
Движения танца довольно трудные, требуют физической подготовки, однако исполняются непринужденно, с улыбкой.
Девушки же танцуют весело, переменно меняя свое шаловливое настроение на
скромность. В танце девушки держат ленточки, спускающиеся от венка на голове, как бы демонстрируя их красоту, а иногда прикладывают руку на бусы, чтобы тоже обратить на них внимание и придерживать во время танца.
Показываю веночек с лентами, бусы и демонстрирую положение рук для девочек. Для мальчиков демонстрирую положение рук, используя в танце саблю.
Под музыку показываю и исполняю основные движения украинского танца
(упадание, голубцы, падебаски, основной шаг, веревочка).
Учитель: Я благодарю вас за активную работу и приглашаю продолжить путешествие по странам.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам, переместится на огромный луг. Представьте себе темная ночь, луна, фырканье лошадей, и цыганский табор сидит у костра. Всю жизнь перемещаются они с места на место. Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган.
Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.
В танцевальных движениях мужчины демонстрировали свою вольность, свободу, смелость. Движения исполняются ярко и страстно. Девушки в своих движениях тоже демонстрируют вольность и свою красоту. В танце движения рук и движения юбкой завораживают, как пламя костра.
Показываю и исполняю с учащимися основные движения цыганского танца: шаги на полупальцах, выброс ноги вперед, наклоны в сторону к ноге вправо и влево, повороты.
Учитель: Ребята, а какой вы знаете танец, похожий на цыганский, по страстному темпераменту.
Учитель зачитывает слова: Изящная фигура танцовщицы, пышная роза в черных волосах, грациозные движения рук… взметнулись шелестящие юбки, затрепетала кружевная мантилья, дробно стучат каблучки, отбивая ритм, – это танец с кастаньетами, быстрый, яркий, зажигательный.
Дети: Испанский танец.
Учитель: Наслаждаясь таким прекрасным танцем, можно увидеть невероятно грациозные движения, зажигательный ритм и красивые движения рук танцовщиц. От такого зрелища просто невозможно оторваться. Кастаньеты – это специальный музыкальный инструмент, который был придуман в Испании. Обычно его изготавливают из дерева для того, чтобы ритм, который им создаётся, был невероятно красивым и чётким. Этот ритм дополняет музыкальное произведение.
Учащиеся вместе с преподавателем исполняют танцевальную композицию испанского танца, выученную ранее (повторение пройденного материала).
Учитель: Сегодня я хочу рассказать вам еще об одном очень красивом, завораживающим танце.
Все, конечно, слышали про страну Ирландию, в которой живут феи и леприконы. А вы знаете, что представляют собой ирландские танцы? Чтобы проникнутся духом этого танца, обратимся к истории этих народов.
Завидовать ирландцам не приходится: национальную культуру и язык пытались искоренить англичане, дело доходило даже до того, что ирландцам запрещали исполнять их народные танцы!
Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.
Не желая с этим мириться, свободолюбивый народ, как гласит легенда, исполнял движения так, что казалось люди просто ходили, а на самом деле они исполнили танец. Поэтому, для этого танца стали характерны приставные шаги.
А традиция держать руки неподвижно во время всего выступления появилась из-за того, что католические священники считали, что двигать руками во время танца «неприлично». Поэтому верхняя часть туловища всегда статична, а руки опущены. Самый главный акцент делают на быстроту работы ног. Созерцание такого танца представляет собой захватывающее зрелище.
Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях хореографическая студия «РЕВЕРАНС»
Девочки, учащиеся в этой студии исполнят для вас «Ирландский танец». Встречайте аплодисментами.
Участники хореографической студии исполняют ирландский танец.
4. Подведение итогов
Выполняется поклон. Ученики под музыку уходят из зала.