kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока хореографии по теме "Истоки народного танца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Истоки народного танца

Цель: заинтересовать учащихся  историей происхождения танца, сформировать желание и интерес к изучению  танцев народов мира.

                                              Ход занятия

1.Организационный момент.

Учащиеся строятся в колонну по одному, маршем входят в зал и выстраиваются  на линии по 5 человек.  Выполняют поклон-приветствие.

2. Разминка          

Учитель: Ребята, для выполнения разминки, я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие. Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие по нашей родной стране – России. Наша родина настолько привлекательна, настолько разнообразна. Если мы посмотрим на нее с высоты, то увидим множество рек, озер, лесов и высоких гор.

 

             1) Под русскую стилизованную музыку  показываю упражнения,  комментирую их, связывая с образами родной природы. Учащиеся повторяют  движения:

- подъем на полупальци;

- движение рук;

- движения головы;

- движения плечами;

- наклоны корпуса;и др.

2) Перестроение в круг

- повернулись направо;

- маршем с носка строимся на круг;

- шаги на полупальцах, руки вверх – 8 шага;

- шаги на пяточках, руки согнуты в локтях – 8 шага (все чередуем 8 раз).

- бег с захлестом ноги назад

-галоп боковой (напоминаю исходное положение и как делать движение.

 

3. Объяснение нового материала

Учитель: Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю.

       Танец является древнейшим искусством, образы в котором  создаются телодвижениями и  сопровождаются музыкой. Среди множества разнообразных видов танцев (спортивные, классические, эстрадные, современные) особое место всегда занимали народные танцы.

Известно, что первые танцы возникли в глубокой древности как выражение эмоциональных впечатлений человека от окружающего мира. Изначально они показывали происходящие в окружающем мире природные явления, имитировали жесты животных, копировали растительный мир.

Под звуки природы предлагаю учащимся  изобразить движениями

 животных или растений.

 Учитель: В последующем танцевальные движения повторяли особенности трудовых процессов, например, уборка урожая.

Предлагаю детям под характерную музыку исполнить движения,

 рассказывающие о каком-нибудь трудовом действии.

Учитель:  Поскольку разные народности жили в различных климатических условиях, развивались по-разному, постепенно возникли национальные танцы, которые как раз и показывали особенности  определенных культур. Танец отличался набором движений, костюмов, мелодий, ритмов.  Именно народный танец как нельзя лучше подчеркивает гендерные отличия. Мужчины чаще пляшут с оружием в руках, музыкальными инструментами, создавая образ мужчины-завоевателя, защитника. Женщины обычно держат в руке платок, цветы, предметы быта, олицетворяя хранительницу  очага. В танце  можно проследить историю развития страны, ознакомиться с ее бытом  и даже ритмом жизни.  Единство костюмов, музыки, дополнительных атрибутов, которые все

вместе и создают характер той или иной нации.
       

  Учитель:  Мы живём в России и нам, прежде всего, нужно вспомнить русские  народные танцы. Какие  вы знаете?  

УчительЯ вам предлагаю исполнить вместе со мною русский узорный хоровод.  Основной фигурой любого хоровода является круг, а круг символизирует солнце. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за щедрый урожай. Русский народный хоровод  водили весной, летом и осенью.

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. Девушки  роняли платки и венки на землю, а юноши поднимали  и возвращали их хозяйкам. Таким образом, девушки и парни знакомились в хороводе.

Девочкам раздаются платочки.

Вязавшись за платочки, исполняется хоровод по основным рисункам

(круг, змейка, выворачивание круга и т.д.)

Учитель:  Для продвижения в хороводе используется хороводный шаг, припадание, притопы, шаг на полупальцах.

Учитель: А давайте отправимся в воображаемое путешествие  в другие страны.  Первая страна – Украина.

Самый распространенный украинский танец «Гопак» - происходит от восклицания «гоп», что значит прыгать, скакать. Это любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Для создания особого эффекта, парни танцуют с саблями казаков.

Движения танца довольно трудные, требуют физической подготовки, однако исполняются непринужденно, с улыбкой.

Девушки же танцуют весело, переменно меняя свое шаловливое настроение на

скромность. В танце девушки держат ленточки, спускающиеся от венка на голове, как бы демонстрируя их красоту, а иногда прикладывают руку на бусы, чтобы тоже обратить на них внимание и придерживать во время танца.

Показываю  веночек с лентами, бусы  и демонстрирую  положение рук для девочек. Для мальчиков демонстрирую положение рук, используя в танце саблю.

Под музыку показываю и исполняю  основные движения украинского танца

(упадание, голубцы, падебаски, основной шаг, веревочка).

УчительЯ благодарю вас  за активную работу и приглашаю  продолжить путешествие по странам.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам, переместится на огромный луг. Представьте себе темная ночь, луна, фырканье лошадей, и цыганский табор сидит у костра. Всю жизнь перемещаются они с места на место. Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган.

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

    В танцевальных движениях мужчины демонстрировали свою вольность, свободу, смелость. Движения исполняются ярко и страстно. Девушки в своих движениях  тоже демонстрируют вольность и  свою красоту. В танце движения  рук и движения юбкой  завораживают, как пламя костра.

Показываю и исполняю с учащимися основные движения цыганского танца: шаги на полупальцах, выброс ноги вперед, наклоны в сторону к ноге вправо и влево, повороты.

Учитель: Ребята, а какой вы знаете танец, похожий  на цыганский, по страстному темпераменту.

Учитель зачитывает словаИзящная фигура танцовщицы, пышная роза в черных волосах, грациозные движения рук… взметнулись шелестящие юбки, затрепетала кружевная мантилья, дробно стучат каблучки, отбивая ритм, – это танец с кастаньетами, быстрый, яркий, зажигательный.

Дети: Испанский танец.

 УчительНаслаждаясь таким прекрасным танцем, можно увидеть невероятно грациозные движения, зажигательный ритм и красивые движения рук  танцовщиц. От такого зрелища просто невозможно оторваться. Кастаньеты – это специальный музыкальный инструмент, который был придуман в Испании. Обычно его изготавливают из дерева для того, чтобы ритм, который им создаётся, был невероятно красивым и чётким. Этот ритм  дополняет музыкальное произведение.

Учащиеся вместе с преподавателем исполняют  танцевальную композицию  испанского танца, выученную ранее (повторение пройденного материала).

Учитель: Сегодня я хочу рассказать вам еще об одном очень красивом, завораживающим танце.

Все, конечно, слышали про страну Ирландию, в которой живут феи и леприконы. А вы знаете, что представляют собой ирландские танцы? Чтобы проникнутся духом этого танца, обратимся к истории этих народов.

Завидовать ирландцам не приходится: национальную культуру и язык пытались искоренить англичане, дело доходило даже до того, что   ирландцам запрещали исполнять их народные танцы!

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

Не желая с этим мириться, свободолюбивый народ, как гласит легенда, исполнял движения так, что казалось люди просто ходили, а на самом деле они исполнили танец. Поэтому, для этого танца стали характерны приставные шаги.

А традиция держать руки неподвижно во время всего выступления появилась из-за того, что католические священники считали, что двигать руками во время танца     «неприлично». Поэтому верхняя часть туловища всегда статична, а руки опущены. Самый главный акцент делают на быстроту работы ног. Созерцание такого танца представляет собой захватывающее зрелище.

Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях хореографическая студия «РЕВЕРАНС»

Девочки, учащиеся  в этой студии  исполнят для вас «Ирландский танец». Встречайте  аплодисментами.

Участники хореографической студии  исполняют ирландский танец.

4. Подведение итогов

 

Выполняется  поклон. Ученики под музыку уходят из зала.

 



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока хореографии по теме "Истоки народного танца"»

Конспект урока хореографии

Конных Светлана Владимировна,

учитель хореографии МБОУ Лицей «Эврика»

г. Саяногорск, р.п. Черёмушки, Республика Хакасия


Тема: Истоки народного танца

Цель: заинтересовать учащихся историей происхождения танца, сформировать желание и интерес к изучению танцев народов мира.

Задачи:

  • формировать у детей танцевальные навыки;

  • развивать эстетический вкус, воспитывать возвышенные чувства к культуре родного края;

  • создать условия для физического развития детей.

Оборудование и ТСО:  аккомпаниатор (баян), музыкальный центр, фонограммы, видеосюжеты народных танцев.

Методическое обеспечение: основные атрибуты костюмов народных танцев (платочки, веночки, сабли (пластмассовые или деревянные), юбки, цветки – заколки).

Ход занятия

1.Организационный момент.


Учащиеся строятся в колонну по одному, маршем входят в зал и выстраиваются на линии по 5 человек. Выполняют поклон-приветствие.


2. Разминка

Учитель: Ребята, для выполнения разминки, я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие. Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие по нашей родной стране – России. Наша родина настолько привлекательна, настолько разнообразна. Если мы посмотрим на нее с высоты, то увидим множество рек, озер, лесов и высоких гор.


1) Под русскую стилизованную музыку показываю упражнения, комментирую их, связывая с образами родной природы. Учащиеся повторяют движения:

- подъем на полупальци;

- движение рук;

- движения головы;

- движения плечами;

- наклоны корпуса;

- «приподания»;

- «пружинка»;

- «пружинка» с работой рук;

- притопы с хлопками

- шаги

- «елочка»

- «гормошечка»

2) Перестроение в круг

- повернулись направо;

- маршем с носка строимся на круг;

- шаги на полупальцах, руки вверх – 8 шага;

- шаги на пяточках, руки согнуты в локтях – 8 шага (все чередуем 8 раз).

- бег с захлестом ноги назад

-галоп боковой (напоминаю исходное положение и как делать движение)

(по 16 раз с левой ноги и 16 раз с правой ноги)

Во время исполнения движений по кругу обращаю внимание детей на сохранение интервалов.

Разминка закончена. Дети стоят по кругу.


3. Объяснение нового материала

Учитель: Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю.

Танец является древнейшим искусством, образы в котором создаются телодвижениями и сопровождаются музыкой. Среди множества разнообразных видов танцев (спортивные, классические, эстрадные, современные) особое место всегда занимали народные танцы.

Известно, что первые танцы возникли в глубокой древности как выражение эмоциональных впечатлений человека от окружающего мира. Изначально они показывали происходящие в окружающем мире природные явления, имитировали жесты животных, копировали растительный мир.

Под звуки природы предлагаю учащимся изобразить движениями

животных или растений.


Учитель: В последующем танцевальные движения повторяли особенности трудовых процессов, например, уборка урожая.

Предлагаю детям под характерную музыку исполнить движения,

рассказывающие о каком-нибудь трудовом действии.


Учитель: Поскольку разные народности жили в различных климатических условиях, развивались по-разному, постепенно возникли национальные танцы, которые как раз и показывали особенности определенных культур. Танец отличался набором движений, костюмов, мелодий, ритмов. Именно народный танец как нельзя лучше подчеркивает гендерные отличия. Мужчины чаще пляшут с оружием в руках, музыкальными инструментами, создавая образ мужчины-завоевателя, защитника. Женщины обычно держат в руке платок, цветы, предметы быта, олицетворяя хранительницу очага. В танце можно проследить историю развития страны, ознакомиться с ее бытом и даже ритмом жизни. Единство костюмов, музыки, дополнительных атрибутов, которые все

вместе и создают характер той или иной нации.

Учитель: Мы живём в России и нам, прежде всего, нужно вспомнить русские народные танцы. Какие вы знаете?

Дети: Хоровод, Перепляс, Кадриль и др.

Учитель: Я вам предлагаю исполнить вместе со мною русский узорный хоровод. Основной фигурой любого хоровода является круг, а круг символизирует солнце. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за щедрый урожай. Русский народный хоровод водили весной, летом и осенью.

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. Девушки роняли платки и венки на землю, а юноши поднимали и возвращали их хозяйкам. Таким образом, девушки и парни знакомились в хороводе.


Девочкам раздаются платочки.

Вязавшись за платочки, исполняется хоровод по основным рисункам

(круг, змейка, выворачивание круга и т.д.)


Учитель: Для продвижения в хороводе используется хороводный шаг, припадание, притопы, шаг на полупальцах.


Хороводным шагом перестраиваю на линии.


Учитель: А давайте отправимся в воображаемое путешествие в другие страны. Первая страна – Украина.

Самый распространенный украинский танец «Гопак» - происходит от восклицания «гоп», что значит прыгать, скакать. Это любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Для создания особого эффекта, парни танцуют с саблями казаков.

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

Движения танца довольно трудные, требуют физической подготовки, однако исполняются непринужденно, с улыбкой.

Девушки же танцуют весело, переменно меняя свое шаловливое настроение на

скромность. В танце девушки держат ленточки, спускающиеся от венка на голове, как бы демонстрируя их красоту, а иногда прикладывают руку на бусы, чтобы тоже обратить на них внимание и придерживать во время танца.


Показываю веночек с лентами, бусы и демонстрирую положение рук для девочек. Для мальчиков демонстрирую положение рук, используя в танце саблю.

Под музыку показываю и исполняю основные движения украинского танца

(упадание, голубцы, падебаски, основной шаг, веревочка).


Учитель: Я благодарю вас за активную работу и приглашаю продолжить путешествие по странам.


Учитель: Ребята, я предлагаю вам, переместится на огромный луг. Представьте себе темная ночь, луна, фырканье лошадей, и цыганский табор сидит у костра. Всю жизнь перемещаются они с места на место. Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган.

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

В танцевальных движениях мужчины демонстрировали свою вольность, свободу, смелость. Движения исполняются ярко и страстно. Девушки в своих движениях тоже демонстрируют вольность и свою красоту. В танце движения рук и движения юбкой завораживают, как пламя костра.

Показываю и исполняю с учащимися основные движения цыганского танца: шаги на полупальцах, выброс ноги вперед, наклоны в сторону к ноге вправо и влево, повороты.

Учитель: Ребята, а какой вы знаете танец, похожий на цыганский, по страстному темпераменту.

Учитель зачитывает слова: Изящная фигура танцовщицы, пышная роза в черных волосах, грациозные движения рук… взметнулись шелестящие юбки, затрепетала кружевная мантилья, дробно стучат каблучки, отбивая ритм, – это танец с кастаньетами, быстрый, яркий, зажигательный.



Дети: Испанский танец.

Учитель: Наслаждаясь таким прекрасным танцем, можно увидеть невероятно грациозные движения, зажигательный ритм и красивые движения рук танцовщиц. От такого зрелища просто невозможно оторваться. Кастаньеты – это специальный музыкальный инструмент, который был придуман в Испании. Обычно его изготавливают из дерева для того, чтобы ритм, который им создаётся, был невероятно красивым и чётким. Этот ритм дополняет музыкальное произведение.

Учащиеся вместе с преподавателем исполняют танцевальную композицию испанского танца, выученную ранее (повторение пройденного материала).

Учитель: Сегодня я хочу рассказать вам еще об одном очень красивом, завораживающим танце.

Все, конечно, слышали про страну Ирландию, в которой живут феи и леприконы. А вы знаете, что представляют собой ирландские танцы? Чтобы проникнутся духом этого танца, обратимся к истории этих народов.

Завидовать ирландцам не приходится: национальную культуру и язык пытались искоренить англичане, дело доходило даже до того, что ирландцам запрещали исполнять их народные танцы!

Рассказ учителя сопровождается видеосюжетом.

Не желая с этим мириться, свободолюбивый народ, как гласит легенда, исполнял движения так, что казалось люди просто ходили, а на самом деле они исполнили танец. Поэтому, для этого танца стали характерны приставные шаги.

А традиция держать руки неподвижно во время всего выступления появилась из-за того, что католические священники считали, что двигать руками во время танца «неприлично». Поэтому верхняя часть туловища всегда статична, а руки опущены. Самый главный акцент делают на быстроту работы ног. Созерцание такого танца представляет собой захватывающее зрелище.



Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях хореографическая студия «РЕВЕРАНС»

Девочки, учащиеся в этой студии исполнят для вас «Ирландский танец». Встречайте аплодисментами.



Участники хореографической студии исполняют ирландский танец.


4. Подведение итогов

Дети встают в линии.

Учитель: Сегодня мы путешествовали по странам. С танцами каких народов вы познакомились?

Дети: Русский танец, украинский танец, цыганский танец, испанский танец, ирландский танец.

Учитель. В мире количество народных танцев неисчислимо.

Сегодня мы познакомились только с некоторыми из них. А на следующих занятиях мы узнаем о танцах нашего родного края.

Благодарю детей за работу на уроке.


Выполняется поклон.


Ученики под музыку уходят из зала.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока хореографии по теме "Истоки народного танца"

Автор: Конных Светлана Владимировна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства