kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллект моих домашних животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Интеллект моих домашних животных." Выполнена учеником 4 "Г" класса МОУ "СОШ № 95 с УИОП" г. Саратова. Научный руководитель Угольникова Ирина Владимировна.

Для начала дадим определение понятию «интеллект животных». Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Понятие интеллекта у животных изучается в рамках когнитивной этологии, сравнительной психологии и зоопсихологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллект моих домашних животных»

Исследовательская работа по теме:


«ИНТЕЛЛЕКТ МОИХ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ»






Ученика 4 «Г» класса

МАОУ СОШ № 95 с УИОП

Глеба Иванова


Научный руководитель

И.В. Угольникова















г. Саратов – 2013СОДЕРЖАНИЕ


Введение

  1. Литературный обзор. Десять самых умных животных.

  2. Мои домашние животные – пёс и кот.

  3. Проведение эксперимента по выработке условного пищевого рефлекса на звук.

  4. Заключение.

  5. Список использованной литературы.






























Введение

Сразу перед началом своей работы, хочу обратить внимание, в данной работе рассматриваются конкретные животные. Соответственно и выводы сделаны на основе наблюдения и исследования интеллекта конкретного кота и конкретной собаки, а не каждого вида в целом.

Для начала дадим определение понятию «интеллект животных». Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Понятие интеллекта у животных изучается в рамках когнитивной этологии, сравнительной психологии и зоопсихологии. Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Например, сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц объясняется врождёнными программами (инстинктами), но не научением или дрессировкой. Основным отличием интеллектуальной деятельности является приспосабливаемость (или пластичность), позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющейся окружающей среды.

Интеллект является вершиной развития психики животных. В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее, интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Отдельные исследователи определяют разум как свойство сложных саморегулирующихся систем.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Учеными доказано, что размер и строение мозга человека практически не отличается от большинства позвоночных животных. Единственное отличие – большее количество нервных окончаний в головном мозге у человека.

Следует заметить, способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в V веке до нашей эры обнаружил у животных способность к научению и даже допускал наличие у животных разума.

Цель данной работы – определить и сравнить уровень интеллекта, говоря современным языком IQ, моих домашних животных. Для этого мы сравним поведенческие навыки и рассмотрим интеллектуальное поведение животных.

Задачи:

1)Проанализировать в литературе рейтинг самых умных животных.

2)Выбрать объекты исследования.

3) Наблюдение за повадками кота Кляксы и пса Фёдора.

4) Проведение эксперимента по выработке условного пищевого рефлекса на звук.

В данной работе были использованы следующие методы изучения:

  1. Сравнительный анализ.

  2. Наблюдение.

  3. Эксперимент.




  1. Литературный обзор.

Десять самых умных животных.

Невозможно точно определить, насколько одно животное умнее другого, IQ тестов для животных пока еще не придумали. Но зоологи попытались составить достоверный список самых умных животных, при этом, не пытаясь утверждать, что какое-то из них умнее, а какое-то глупее.

Приматы. К семейству приматов относятся люди, а также шимпанзе, гориллы, орангутаны, бабуины, гиббоны и мартышки. Приматы имеют большой, сложный мозг, они умеют строить сложные культуры, и в какой-то степени способны контролировать свое окружение. Они могут общаться с животными своего вида, и у них развиты определенные языковые навыки.

2

Слоны – это самое крупное наземное млекопитающее. Недавние открытия показали, что слоны могут связываться между собой на длинных расстояниях, производя глухой грохот, который проходит по земле быстрее, чем звук по воздуху. Другие слоны получают сообщения через чувствительную кожу на подошвах ног и хоботах. Считается, что именно таким образом группы призывают друг друга к помощи.

Бытует мнение, что самые умные животные — дельфины. Результаты исследований поведения и о физиологии мозга дельфинов весьма противоречивы. Одни ученые считают, что по уровню интеллекта дельфины очень близки к шимпанзе, другие же ставят их способность к обучению примерно на уровень собаки и показывают, что до шимпанзе дельфинам очень далеко. Исследования способов общения дельфинов подталкивает к выводам о том, что мы пока не подошли вплотную к пониманию этой формы жизни в естественных условиях и сравнивать уровень интеллекта дельфинов и шимпанзе просто некорректно. Одно свойство дельфиньего мозга совершенно уникально: он никогда, по-настоящему — не спит. Спят — поочередно — то левое, то правое полушария мозга.

Собака — всеядное млекопитающее из семейства псовых. Собаки способны понимать 250 слов и жестов, считать до пяти, а также совершать простейшие математические действия. Стоит упомянуть, что самая умная порода собак — пудель.

Коты – одни из самых умных животных.

Крысы очень умные животные. Никогда не нужно приносить вред крысам, - они крайне мстительны. Несколько интересных фактов о крысах:

  • если крысу увеличить до роста человека и распрямить скелет, то окажется, что суставы крысы и человека устроены одинаково, а кости имеют равное количество деталей, по этой причине именно на крысах проводят исследования и разработки методов лечения и предотвращения заболеваний человека;

  • тончайшие волоски, покрывающие хвост крысы используются в офтальмологии при операциях на глазах;


  • хорошо ныряют;

  • зубы крыс растут всю жизнь;

  • издают свист в ультразвуковом диапазоне, что позволяет им общаться друг с другом, не привлекая внимание хищников;

  • крыса может жить без воды дольше, чем верблюд, вообще дольше всех млекопитающих;

  • выдерживают очень высокий уровень радиации, но могут умереть от психического потрясения или продолжительного стресса.

  • единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет смеяться! 

Ворон – птичий гений, самая умная птица. Виртуоз по части краж, ворует все, что плохо и не очень плохо лежит. Вороны не только мелкие воришки, но и похитители птенцов. Они часто собираются в стаи для того чтобы овладеть добычей, которая недоступна каждой птице в отдельности. Вороны запоминают лица людей.

Ворона хорошо знакома с гравитацией. Когда ей не удается разбить ракушку или орех с помощью клюва, она поднимается в небо и бросает их на твердую поверхность (камень, асфальт). Это также значит, что пернатые гении хорошо разбираются в свойствах грунта, могут отличить мягкий песок от камня.

Белки считаются умными животными, в населённых пунктах они способны кормиться из птичьих кормушек, выкапывать высаженные растения в поисках семян и селиться в помещениях, таких как мансарды. Белок можно приручить для кормления с рук, в чем можно убедиться, прогуливаясь по нашему городскому парку. Поскольку они приспособлены прятать излишки еды, они будут брать у вас столько, сколько вы будете предлагать. Если человек начинает прикармливать белку, она вернётся к нему через день за новой порцией.

Свиньи тоже входят в рейтинг «самые умные животные». Они легко привыкают к определенному распорядку дня, что значительно облегчает уход за ними. Как и многие другие виды животных, свиньи отлично чувствуют время. Особенно это проявляется перед кормлением: буквально за несколько минут до него животные начинают волноваться и смотреть в сторону появления кормораздатчика. Как ни парадоксально, интеллект этих животных иногда служит тормозом успешного развития свиноводства.

4

Осьминог ведет придонный образ жизни, обитая среди камней, скал и водорослей. Жилище свое содержит в чистоте: подметает струей воды из воронки, объедки складывают снаружи в мусорную кучу. Тащит в нору все, что найдет на дне: главное, чтобы вход был узок, а внутри — широко. У осьминогов есть защитное приспособление — автотомия: схваченное врагом щупальца может оторваться за счет сильного сокращения мышц, которые в

этом случае сами себя разрывают. Поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Узнает людей, привыкает к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным.

Домашняя кошка.

Кошка, или домашняя кошка – домашнее животное, одно из наиболее популярных (наряду с собакой) «животных-компаньонов». С зоологической точки зрения, домашняя кошка – млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных. Ранее домашнюю кошку нередко рассматривали как отдельный биологический вид. Являясь одиночным охотником на грызунов и других мелких животных, кошка – социальное животное, использующее для общения широкий диапазон звуковых сигналов, а также феромоны и движения тела.

В настоящее время в мире насчитывается около 600 млн. домашних кошек, выведено около 256 пород, от длинношёрстных (персидская кошка) до лишённых шерсти (сфинксы).

На протяжении 10 000 лет кошки ценятся человеком, в том числе за способность охотиться на грызунов и других домашних вредителей. Одомашнивание кошки произошло примерно 9 500 лет назад на Ближнем Востоке в районе, где зародились и развивались древнейшие человеческие цивилизации. Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни, с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов.

Несмотря на то, что кошки были одомашнены достаточно давно, большинство кошек способны выживать в условиях нахождения вне человеческого жилья, пополняя ряды вторично одичавших кошек, так как в условиях бродячей жизни кошки обычно быстро повторно дичают. Вторично одичавшие кошки часто живут уединённо и охотятся в одиночку.

Собака.

Собака – домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) «животных-компаньонов». С зоологической точки зрения, собака –плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.

Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и др., а также декоративные породы (например, болонка, пудель).

О происхождении собаки выдвигается масса различных гипотез, наиболее вероятным предком современной собаки считаются волк и некоторые виды шакалов.

Существуют разные сценарии начала одомашнивания волка. В одном из них инициатива одомашнивания волка принадлежала человеку, в другом волк сам начал осваивать новую экологическую нишу вблизи стоянок первобытного человека, то есть происходила его «самоодомашнивание».


Несмотря на то, что современные данные предполагают возникновение собак в Юго-Восточной Азии около 12 – 15 тыс. лет назад, в Западной России в это же время уже были домашние собаки.

  1. Мои домашние питомцы – кот и пёс.

Позвольте представить вам моих домашних животных, на чьем примере будем рассматривать уровень интеллекта. Это «дворянской» породы кот Клякса и полутакса Федор.

Когда у меня появился Федор, Кляксе было около одного года, т.е. это был взрослый кот, неприятности с воспитанием (приучение к туалету, подранные шторы и обои) которого остались уже позади. Кота очень удивило, неприятно удивило, появление собаки на его территории. Он очень стоически переносил все нападки щенка. И в какой-то момент даже занялся его воспитанием. Например, если хозяева недоглядели, а Федору надо было справить свои физиологические потребности, он делал это в туалете, рядом с горшком Кляксы. Сейчас Федору уже почти два года, но в его манерах порой проглядываются кошачьи повадки. Это, прежде всего, манера игры в мяч и попытки урчать как кот, когда гладишь пса по голове или тормошишь ухо. Но все кошачьи манеры уходят, как только Федор выходит на улицу. Здесь он сразу становится охотником и хозяином положения. И тут возникает вопрос, все полученные навыки Федором от кота это:

1) уникальные способности Кляксы как учителя,

либо

2) интеллектуальные возможности Федора как ученика?

Давайте рассмотрим и сравним, как ведут себя мои домашние животные в обычных жизненных ситуациях, их отношение друг к другу и к окружающим их людям.

2.1.Как кошка с собакой…

Что касается сосуществования кота и собаки на одной территории, то здесь нет никакого соперничества. У Федора есть свое место, но он никогда не сгонит кота со своей подушки, если вдруг Клякса решит на ней вздремнуть. Кроме того, пес очень любит тепло, и при возможности предпочитает подбочениться к коту, погреться. Федор любит и требует внимания. Если он не получает его у хозяев, собака идет к Кляксе. Чаще всего кот старается спрятаться от назойливого пса, но порой может и умыть Федора, и позволить полежать рядом с собой. Если же коту скучно, то он начинает «задирать» собаку и тогда…. Начинается охота животных друг на друга, в хорошем смысле, они так играют. Здесь можно сделать вывод, что и кот, и собака «идут на контакт», общаются между собой.



2.2.Еда.

У Федора систематизированное питание – два раза в день (утром и вечером). Кот же ест, когда ему захочется. Причем Клякса просит еду только у мамы. А происходит это следующим образом. Тарелка у Кляксы пустая (а так обычно бывает, т.к. Федор «содержит» в чистоте посуду кота), он сначала начинает стучать передними лапами по мусорному ведру. Если на стук не отреагировать, кот будет кусать за ноги до тех пор, пока его не покормишь. Хочу заметить, Федор никогда не отберет еду у Кляксы. Он уважительно дождется окончания трапезы котом, и только после этого, доест за котом, что категорически ему запрещено, т.к. он склонен к полноте. Другими словами, Клякса всегда добьется своего от хозяина и не останется голодным, а Федор мало того, что съест свою порцию, так еще и у кота подворует.

Мы провели небольшой эксперимент. За ширму поставили тарелку с едой. И Федор, и Клякса видели как и куда была она поставлена. Если Федор сразу спокойно обошел ширму и приступил к поеданию, то Клякса так и продолжал стоять около своей тарелки, ожидая, когда именно в его тарелку будет положен корм.

Возможно в этой ситуации основную роль сыграл тот факт, что у собак нюх значительно лучше, чем у котов. Но у котов обоняние значительно тоньше, чем у человека, и Клякса наверняка почувствовал, что в тарелке был его ужин, что в данной ситуации нам продемонстрировал Федор.

2.3.«Неловкая ситуация».

Клякса – провокатор, он всегда является виновником всех наказаний Федора. Могу с уверенностью сказать, что именно кот научил собаку открывать шкафы и залезать на обеденный стол. Но при этом Клякса не наносит никакого урона мебели или посуде, не опустошает шкафы, в то время как пес, в силу своей природной неуклюжести, царапает стол, роняет и разбивает посуду, а вследствие очень хорошего аппетита – съедает продукты, до которых удается добраться. Причем, кот единожды был пойман с поличным, в то время, как Федору крайне редко удается во время покинуть «место преступления». И что еще очень интересно, по внешнему виду собаки сразу понятно – нахулиганил, он сразу же ложится на свое место и прячет морду. Клякса же, в противоположность, - всегда невозмутим и спокоен. Соответственно, Федор чаще Кляксы подвергается наказаниям.

2.4.Привязанность к хозяевам.

Не так давно мы уезжали на пять дней из города. Федора отдали на эти дни в гостиницу для животных, а за Кляксой присматривала мамина подруга. Первые сутки кот не просил еды, не ходил в туалет, т.к. не знал, кто его будет кормить, кто будет убирать за ним. Клякс очень чистоплотный и не терпит неубранного туалета. Только на вторые сутки он понял, кто у него «хозяин» на ближайшие дни. С момента нашего возвращения все встало на свои места, и Клякса опять признал хозяйку в маме. Но особой радости, увидев нас, он не выказал. Как вел себя Федор в гостинице, сказать не могу, но при возвращении домой его радости видеть нас, не было предела!

    1. Послушание.


Как ни странно бы звучало, но Клякса быстрей реагирует на запрет и на повышенный голос. Ему достаточно сказать «нельзя!», и кот сразу прекращает хулиганить. Федору порой приходится сказать несколько раз, а если отправляешь его на место, а он не считает нужным уйти, тогда приходится указать пальцем направление его движения.

2.6.Отношение к другим членам семьи.

В чем мои животные однозначно одинаковы – это в отношении к людям, с которыми живут, т.е. к членам семьи. Меня они ставят на уровень с собой, они «зовут» меня поиграть, причем инициатива чаще исходить от животных. Например, Клякса начинает на меня «охотиться» и «нападать», а Федор приносит свой мячик. Мама же является для них «источником питания» и «вожаком стаи». Кушать животные просят только у нее. И, соответственно, слушают только маму. Федор выполнит мои команды «сидеть», «голос», «лапу» или «служить», и то при условии, что после сделанного получит награду. Маме порой достаточно неодобрительно посмотреть на кота или собаку, чтобы их усмирить.


Давайте подведем итог и сведем все описанное выше в единое целое, где «+» означает наличие реакции, а «-» ее отсутствие.1 (Таблица 1)


Характеристики

Федор

Клякса

1.

Взаимодействие друг с другом

+

+

2.

«Добыча» еды

+ +

+ –

3.

Хитрость, приспосабливаемость к конкретной ситуации

+

4.

Привязанность к человеку

+

5.

Послушание

+

6.

Взаимодействие с другими членами семьи

+

+



  1. Проведение эксперимента по выработке условного пищевого рефлекса на звук.

Как кошка, так и собака для общения использует обоняние, осязание и слух. Для своего небольшого эксперимента мы использовали такое средство общения, как слух. Следует отметить, что у кошек слух лучше, чем у собак. Слух помогает ориентироваться на местности, узнавать голос хозяина. Слух позволяет распознать сигналы опасности или наоборот похвалу.

Федор и Клякса, конечно, не всегда понимают смысл слов, адресованных им, но они прекрасно понимают тембр голоса. И когда мама на повышенном тоне разговаривает со мной или по телефону, животные разбегаются кто и куда: Федя направляется на место, а Клякса прячется. Но когда начинаешь с ними разговаривать мягко, спокойно, то кот начинает благодарно урчать, а собака вилять хвостом, и неважно, какие слова вы говорите в этом случае похвальные или не очень. Животные чувствуют настроение, тембр голоса. Не Федор, не Клякса не переносят визга, крика и громкого смеха. Поэтому когда к нам приходят гости, кот уходит в другую комнату, а Федор забегает к гостям лишь для попрошайничества.

Кошек природа наградила уникальным слухом в высокочастотном диапазоне – ультразвук кошка слышит в три раза лучше, чем человек. Это связано с тем, что коты охотятся на мышей, которые издают звуки именно на этой частоте. Как мы уже отмечали выше, у собак значительно лучше обоняние.


Но, тем не менее, в данном эксперименте мы будем использовать звук в качестве раздражителя и средства общения. Оба животных помещены в одинаковые условия, и для условного сигнала выбраны обычные звуки, понятные и человеку, и кошке, и собаке.


Для проведения эксперимента нам нужны:

- кот Клякса;

- собака Федор;

- лакомство;

- условный звуковой сигнал.

При включении условного сигнала животным дается лакомство (видео 1). Идея эксперимента состоит в том, кто из моих домашних животных быстрей соотнесет, что условный сигнал является сигналом к раздаче вкусностей. Частота проведения манипуляции – один раз в день, не зависимо от времени суток, наличия в квартире всех членов семьи или кого-то одного.

Первый день. Включая условный сигнал, я сам отдал животным лакомство, не ожидая их реакции.

Второй день. Произошло то же самое.

Третий день. Я уже не пошел «угощать» животных, а был в ожидании, может кто-нибудь из них прибежит на звук? И ….. буквально через пару секунд после включения условного сигнала прибежал Клякса. Федя же так и остался лежать на своем месте. По этой причине я сам дал собаке лакомство, было важно отследить, когда же и он «свяжет»: сигнал – еда.

В аналогичном режиме прошел четвертый и пятый день. И только на шестой день эксперимента Федор дал реакцию, прибежал вместе с Кляксой на звук за своей порцией вкусностей, причем бег был «наперегонки» (видео 2).

Как только эксперимент был закончен, результат закреплен, мы оставили в покое животных, даже забыли о проделанной работе. И, наверное, спустя месяц решили посмотреть, а как отреагируют животные на тот же самый условный сигнал? И, мы сами был удивлены, Клякса и Федор сразу прибежали, только услышав знакомые звуки. Теперь мы с удовольствием и гордостью (какие умные животные!) демонстрируем нашим гостям интеллектуальные данные наших животных.

















  1. Заключение.


Кошка и собака – самые популярные домашние животные, и их всегда противопоставляют друг другу: как кошка с собакой… И я в своей работе попытался выяснить, кто же из этих друзей человека умней, сравнив их поведение в различных ситуациях, обучаемость.

Мне очень трудно судить, у кого же из них, у Кляксы или Федора, интеллект выше. С уверенностью могу сказать, они обладают интеллектом. Конечно, судить об уровне его невозможно, т.к. нет еще такого теста, который бы определил в рациональной форме интеллект животных. Но и кот, и собака, несомненно им обладают. Каждой их них умен по-своему. И если сравнить, например, интеллект каждого из них с геометрической фигурой. То у Кляксы это будет круг: мой кот не поддается дрессировке, не показывает свою привязанность к людям, продолжает залезать на стол, что ему категорически запрещено, и он знает об этом, но он умеет приспосабливаться к сложившимся ситуациям, изворотлив, «приучил» нас людей к своим привычкам, и могу сказать, что порой мы прислушиваемся к его просьбам и потребностям, научился «выворачивать» ситуацию так, что виноват останется Федор, а сам выйдет «сухим» из воды. Пока я готовил данную работу, Клякса решил научиться открывать холодильник, хватаясь лапами за ручку. Не удивлюсь, если через какое-то время у него это получится. Другими словами, Клякса очень гибок и ловок в своих каких-то решениях, как бы без углов. Федор же наоборот, легко дрессируется, подстраивается под людей, выражает свои как положительные, так и не совсем эмоции. Опять же выражение эмоций – это фактор, подтверждающий наличие мышления у животного. Федор понимает, кто его выгуливает, а кто кормит, и когда подходит время для одного или другого, он никогда не позовет маму на улицу, а у меня не попросит еды. Разум Федора, если опять же перевести на язык геометрии, похож на квадрат: собака скорее будет следовать выученным командам, чем проявит инициативу, но из десятка выученного, он выберет нужные на определенный момент «знания». Федор – абсолютно социальное животное, он не выживет в условиях улицы, Клякса же, наоборот, - очень самостоятельный и не пропадет в экстремальной ситуации. В ходе эксперимента с едой за ширмой проявил себя Федя, а вот в эксперименте, воздействующим через слух, - Клякса. Скорее всего, это связано с физиологическими особенностями каждого из них. Но каждый из них рано или поздно делает, то чего добиваешься.

Какими бы они не были разными, где-то умными, а где-то не очень, как бы ни хулиганили, я их очень люблю, и с уверенностью могу сказать, Федор и Клякса отвечают мне взаимностью!





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. ru.wikipedia.org›wiki/Интеллект_животных

2. Шмидт-Дуйсберг К. «Верные Друзья. Такса. Верность и бесстрашие»

3. Капра А. «Кошки»

4. kisorg.by›forum/topic_545











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеллект моих домашних животных

Автор: Угольникова Ирина Владимировна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Тема: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».  Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(119) "tiema-bol-shaia-bukva-v-imienakh-liudiei-klichkakh-zhivotnykh-nazvaniiakh-ghorodov-siel-dierievien-ulits-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "211176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431572053"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Квест – технология – форма взаимодействия с родительской общественностью"
    ["seo_title"] => string(80) "kviest_tiekhnologhiia_forma_vzaimodieistviia_s_roditiel_skoi_obshchiestviennost_"
    ["file_id"] => string(6) "411195"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493019012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект ОУД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты»"
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-oud-po-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-sostavlieniie-rasskaza-o-zimie-s-pomoshch-iu-intielliektual-noi-karty"
    ["file_id"] => string(6) "309757"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458850712"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства