Конспект ОУД по развитию речи в подготовительной группе
«Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты».
Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материал: картинки явлений природы зимой. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Картинки деревьев, травы под снегом, овощей в теплице. Ватман, цветные фломастеры, маркеры, клей.
Ход
- Водная часть.
- Ребята, вы смотрели вчера новости по телевизору? Ученые обнаружили на земле какие-то круги, как от космического корабля.
Звучит аудио запись (звуковое письмо от инопланетян)
«Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Альфа Центавра, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то беле вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».
- Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)
- Так они ничего не знают о зиме?! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т.д.)
- А мы можем составить рассказ о зиме? (да)
- Дидактическая игра «Сравнение»
- Я предлагаю вам составить умную карту о зиме, аще такие карты называют интеллектуальные – от слова интеллект. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту, скажите почему зиму сравнивают:
- С талантливым художником?
- С добрым волшебником?
- С богатой красавицей?
- С трудолюбивой хозяйкой?
- Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.
- Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)
- О чем мы можем рассказать инопланетянам?
- О людях.
- О явлениях природы зимой.
- О животном мире.
- О растительном мире.
- Составление рассказа о людях.
- Что мы можем рассказать о людях?
- Что меняют люди с наступлением холодов?
- Одежда
- О чем еще мы можем рассказать?
- Игры и забавы зимой
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
- Спорт
- Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика.
- Хорошо, дети, мы рассказали, как проводят зиму люди.
- - Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?
- Сколько вы знаете зимних месяцев?
- Назовите их. (на русском и государственном языке).
- Сколько дней в месяце? (30,31, в феврале 28 или 29)
- Какие пословицы о зиме вы знаете?
- Дидактическая игра: «Какой как….».
Дети подбирают образы к слову снег
- Белый как…
- Пушистый как…
- Сверкающий как…
- Скрипучий как…
- Легкий как…
- Липкий как…
- Летучий как…
- Блестящий как…
- Дыхательная гимнастика.
Вот подул дед мороз в воздухе морозном
Полетели закружились ледяные звезды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю ледяные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой не тай, снежинка, подожди немножко.
- Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.
- Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?
О ком мы можем рассказать инопланетянину?
- О диких животных
- О домашних животных
- О птицах
- Игра на внимание.
Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.
- Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.
- А теперь расскажем о растениях зимой.
- О каких растения мы можем рассказать?
- Деревья (листва)
- Трава (под снегом)
- Овощи (в теплицах)
- Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч ребенку, называет цифру, ребенок – слово с этим количеством слогов.
- Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.
- Составление интеллектуальной карты.
Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:
- 1 подгруппа – о людях.
- 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.
- 3 подгруппа – о животном мире.
- 4 подгруппа – о растительном мире.
С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.
Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.