Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально развивающие игры в группе продленного дня»
Интеллектуально-развивающие игры в группе продленного дня
Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.
Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
После 40 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаю воспитателем группы продленного дня.
Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщена разными воспитательными занятиями.
Правильно организованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.
Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.
Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.
Предлагаю некоторые интеллектуально - развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня - “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.
Зеркало
Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму – партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы.
После завершения упражнения все садятся, проводится обсуждение игры.
С кем было лучше работать? Почему?
С кем не очень понравилось? Почему?
Сотрудничество
Кто о чем говорит. Дети поворачиваются спиной друг к другу парами, надо узнать хочет ли человек сотрудничать дальше с вами. Спиной повернуты, надо узнать правду ли говорит вам человек.
Вопросы: поднимем руку те, кто нашел тему для сотрудничества? Открыли ли вы что-то новое в человеке. Было ли у кого в паре что-то давно, можно поговорить об этом. Спина к спине, помогают расслабиться, не смотря друг другу в глаза.
«Я люблю тебя милочка,» - глядя в глаза, сказать слова, не засмеяться, серьезно. По кругу говорят слова (важно дать возможность помолчать). Когда вы говорите в глаза, если человек врет, сразу можно распознать.
Эта игра помогает сблизить детей, научить говорить добрые слова, сделать атмосферу доброжелательной.
Гордеев узел
Делятся на три группы (по 10 человек). Они стоят в кругу, дети обмениваются взглядом с тем, с кем они хотят схватиться. По сигналу Ведущего должны схватиться за руки. Открыв глаза, должны проверить совпали ли пары.
«Парашютисты»
2-4 команды детей. Столько же гимнастических скамеек на расстоянии 1,5 – 2 м. одна от другой. В конце скамейки круг радиусом 30-40 см. Это место приземления. По сигналу дети входят на скамейку (в самолёт). По сигналу – спрыгивают парашютисты точно в круг, сохраняя устойчивость (при этом необходимо выпрямиться в основную стойку и выйти из круга. За 1 человека засчитывается 1 очко.
“Какие слова”
Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.
Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.
Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.
Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.