Задачи, принципы организации и содержание основных направлений системы коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Система КРО- форма дифференциации, которая позволяет решать задачи своевременной помощи детям, имеющих трудности в обучении.
Принципы организации системы КРО
1.Единство диагностики и коррекции развития
2.Деятельностный подход в обучении и воспитании. Опора на ведущую деятельность возраста ребенка.
3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано на зону ближайшего развития).
4. Индивидуализация образования
Концепция КРО:
1.Наличие диагностико-консультативной службы
2.Вариативность образования (учебный план, программа могут быть различны в зависимости от того, когда выявляется ЗПР).
3.Активная интеграция детей с традиционные классы.
4.Возможность продолжать обучение в системе КРО на 2 ступени обучения (5-9 классы).
5. Максимальная социально-бытовая адаптация
6.Профилактика школьных трудностей
7. Создание учителем в классе психологического комфорта.
8. Коррекционная направленность всех учебных предметов
9. Комплексная помощь ребенку с целью преодоления негативных тенденций развития
10.Работа класса КРО в режиме продленного дня
Задачи КРО на 1 ступени обучения:
Решаются те же задачи что и в общеобразовательной школе, но сначала решатся специфические задачи:
- Развитие психофизиологических функций детей, которые обеспечивают готовность к школьному обучению.
- Обогащение кругозора, формирование у детей четких представлений об окружающем мире (для восприятия школьной учебной программы, научных знаний).
- Формирование социально-нравственого поведения.
- Формирование учебной мотивации
- Фрмирование компонентов, необходимых для любой деятельности (умение ориентироваться в задании, планировать, действовать согласно плану, контролировать себя, оценивать и т.д.).
- Формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.)
- Повышать уровень общего развития и корригировать индивидуальные отклонения
- Сохранять и укреплять здоровье.
- Систематически контролировать ход развития ребенка (командная оценка)
- Создание учебно-методического оснащения (накоплять дидактический материал, рабочие тетради, тесты, контрольные задания, методический материал и т.д.).
Задачи КРО на 2 ступени обучения:
- Формирование социально-нравственного поведения (дать четкие нравственные ориентиры, чтобы подростки не ушли в девиацию).
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления)
- Формирование и закрепление навыков планирования собственной деятельности, самоконтроля, умения находить и пользоваться информацией из разных источников.
- Коррекция индивидуальных недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях
- Охрана и укрепление здоровья
- Создание благоприятной среды для развития и самоутверждения подростка в среде сверстников (спортивные секции, занятия по игре на гитаре, различные занятия коллективного характера, где распределяются роли в команде, в различных ситуациях и т.д.)
- Систематически контролировать ход развития подростка (командная оценка)
- Социально-трудовая адаптация (начальное знакомство с миром профессий, формирование трудовых навыков, трудиться в команде, группе и т.д.)
- Создание учебно-методического оснащения (накоплять дидактический материал, рабочие тетради, тесты, контрольные задания, методический материал и т.д.).
Основные направления работы организации системы КРО
1.Диагностико-консультативное (работа ШПМПК).
2. Коррекционно-развивающее (организация и проведение индивидуально-коррекционных занятий - ИКЗ, формирование социальной компетенции, профессионально-трудовая ориентация, профессиональные пробы подростков и т.д.)
Основные направления при проведении ИКЗ:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности (восприятия, памяти, внимания, пространственных и временных представлений, развитие фонематического восприятия и т.д.).
- Формирование аналитико-синтетической деятельности
- Расширение представлений об окружающем мире
- Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы
Содержание и методические подходы к обучению детей с ЗПР
Обучение детей с ЗПР в начальных классах осуществляется по специальной программе для детей с ЗПР. Она содержит объем учебного материала в соответствии с общеобразовательной школой, но он перераспределен в соответствии с особенностями детей с ЗПР. В содержании программы присутствует материал, который направлен на восполнение пробелов предшествующего развития (развитие речи, ознакомление с окружающим ).
Программа нацелена на формирование практических умений и навыков, которые способствуют обучению ребенка. Повышен удельный вес знаний, которые приобретаются из окружающей действительности, а не через слово, печать (экскурсии, наблюдения и т.д.). Это восполняет пробелы житейского опыта, что способствует усвоению научных знаний.
Обще познавательные и обще учебные навыки являются компонентом учебного содержания программы - умение наблюдать, сравнивать, обобщать и т.д. Учебная деятельность по содержанию должна быть богатой и требовать от детей интеллектуального напряжения. Но она должна быть доступна по объему, темпу, возможностям и характеру деятельности. Учитель должен создавать ситуации успеха в ученой деятельности. В каждой теме должен выделяться базовый материал, на который направляются многократные усилия. Какой-то материал изучается поверхностно, в плане ознакомления. Большая роль отводится развитию речи в процессе изучения всех предметов.
Методы и стратегия обучения детей с ЗПР
- Важное место отводится «методу аленьких шажков»- большая детализация материала,
- Используется алгоритмизация (четкий план умственных действий),
- Использование предметно-практической деятельности
- Более широкая наглядность
- Принцип «забегания вперед (постепенное изучение кусочками более сложного материала, что способствует комфортному состоянию ребенка при изучении нового материала)
- Обучение строить в соответствии с возможностями детей.
3. Лечебно-оздоровительное
-Укрепление физического и психоневрологического здоровья детей
-Создание лечебно-оздоровительного режима
-соблюдение санитарно-гигиенического режима (нормы питания, воздушный, питьевой режим)
-Специальная психокоррекционная работа с гиперактивными детьми и с психопато подобным поведением
4. Социально-бытовое направление
-Выявление и коррекция особенностей детей, которые могут препятствовать усвоению профессиональных навыков
-Выбор оптимальных средств для общетрудовой подготовки
-Профессиональная ориентация
-Организация профессиональных групп, мастерских
-Формирование уважения к любому труду, трудолюбие
Учить ориентироваться в задании, планировать, проявлять навыки самоконтроля, самоанализа и т.д.
Задачи, принципы организации и содержание основных направлений системы коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Система КРО- форма дифференциации, которая позволяет решать задачи своевременной помощи детям, имеющих трудности в обучении.
Принципы организации системы КРО
1.Единство диагностики и коррекции развития
2.Деятельностный подход в обучении и воспитании. Опора на ведущую деятельность возраста ребенка.
3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано на зону ближайшего развития).
4. Индивидуализация образования
Концепция КРО:
1.Наличие диагностико-консультативной службы
2.Вариативность образования (учебный план, программа могут быть различны в зависимости от того, когда выявляется ЗПР).
3.Активная интеграция детей с традиционные классы.
4.Возможность продолжать обучение в системе КРО на 2 ступени обучения (5-9 классы).
5. Максимальная социально-бытовая адаптация
6.Профилактика школьных трудностей
7. Создание учителем в классе психологического комфорта.
8. Коррекционная направленность всех учебных предметов
9. Комплексная помощь ребенку с целью преодоления негативных тенденций развития
10.Работа класса КРО в режиме продленного дня