Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Я – человек, Я – патриот!» (далее – Программа) направлена на оказание педагогической поддержки в развитии у детей с умственной отсталостью ценностно-смысловой сферы личности, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в развитии личностных качеств, способных помочь им сформировать устойчивую жизненную позицию и занять равноправное место в обществе.
Для этого возникла потребность в объединении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, в чем состоит отличительная черта Программы. Такое воспитание не только знакомит ребенка с общественными нормами поведения, но и информирует о последствиях нарушения данных устоев. От этого зависит как человек будет взаимодействовать с другими людьми, насколько ответственно будет относится к своему будущему, а значит и к своему образованию.
Таким образом, нравственное воспитание (которое совмещает в себе духовно-нравственное и гражданско-патриотическое) является фундаментом для всего образовательного процесса и формирования личности ребенка в целом. В этом и заключается актуальность и социальная значимость Программы.
В доказательство этому можно привести слова К. Д. Ушинского, который писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». С чем трудно не согласиться.
Большую часть времени обучающиеся нашего образовательного учреждения находятся в школе-интернате. Именно здесь дети учатся взаимодействовать друг с другом, знакомятся с установленным общественным порядком.
В силу своих ограниченных возможностей, весь контингент обучающихся не способен самостоятельно адаптироваться к новым условиям жизни в обществе, и развить для этого необходимые навыки и умения. Поэтому основная часть работы для достижения нужного результата возлагается на плечи педагогов.
Для реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы контроля:
Программа является неотъемлемой частью программы развития организации и соответствует ее стратегической цели: «всестороннего развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью для его наиболее успешной социализации».
2. Гражданско-патриотическое воспитание:
Задача педагога научить ребенка самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром через систему общепринятых моральных ценностей.
Программа предназначена для обучающихся 5 -7 классов, рассчитана на 3 года обучения по двум направлениям:
На протяжении всех 3-х лет обучения занятия проводятся два раза в месяц продолжительностью 40 минут.
В 5 классе теоретическим занятиям отводится 6 часов, и 12 практическим.
В 6 классе: 6 – теоретических занятий и 12 – практических.
В 7 классе: 8 – теоретических, и 10 практических занятий.
В результате реализации Программы у обучающихся должны быть сформулированы следующие базовые учебные действия (БУД)
Духовно-нравственное направление | Раздел. Тема. | Деятельность | Формирование БУД |
1.Культура поведения 1.1.Правила поведения в школе, библиотеке | Анкетирование «Твое поведение», Круглый стол в библиотеке (конкурс рисунков «Золотая осень»), Конкурс рассказов «Я и мой класс» | Познавательные - познакомить с необходимыми правилами поведения в обществе Личностные -развитие нравственных чувств, доброжелательности и отзывчивости -способность к осмыслению социального окружения Регулятивные -развитие внимания, памяти -планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные - коррекция действий -оценка своих действий |
1.2.Правила поведения за столом. | Классное мероприятие (чаепитие), «День именин. Осень. Зима» Круглый стол в библиотеке (произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Косточка» Л. Толстого и др.) |
1.3. Правила поведения в общественных местах. | Обыгрывание ситуаций Анкетирование «Твое поведение». |
2.Культура общения 2.1. «Добро и зло», «Правда и ложь» (Роль этих понятий в культуре общения) | Круглый стол в библиотеке (час чтения притч, рассказов Толстого, басен Крылова), Конкурс песен и стихов о дружбе | Личностные -развитие нравственных чувств, доброжелательности и отзывчивости Коммуникативные -построение речевых высказываний -умение выражать свои мысли и эмоции точно Познавательные - познакомить с необходимыми общепринятыми словарными оборотами |
2.2.Школа вежливости. («Волшебные слова») | Классное мероприятие (чаепитие) «День именин. Весна. Лето.» Круглый стол в библиотеке («Сказки про вежливые слова») |
2.3.Школа грамотности | 1) Сочинение «Письмо другу» |
Духовно-нравственное направление | Раздел. Тема. | Деятельность | Формирование БУД |
3.Культура внешнего вида 3.1. Роль внешнего вида на восприятие о человека | Круглый стол в библиотеке (обсуждение сказки «Аленький цветочек»), Просмотр видеоматериалов | Познавательные -познакомить с основными стилями одежды -объяснить значимость соответствия стиля одежды с определенной ситуацией Личностные -знание основных правил культуры внешнего вида -нравственно-этическое оценивание Регулятивные -развитие умения действовать по плану и планировать свою деятельность |
3.2. Основные стили одежды (деловой, классический, спортивный) | Защита проекта «Мой стиль», Анкетирование «Твой стиль одежды» |
3.3. Внешний вид школьника. | Круглый стол в библиотеке (произведения К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»), Трудовая операция «Школьная форма» |
4.Экологическое воспитание 4.1.Бережем природу! | Конкурс агитбригад «Сохраним природу вместе» Волонтерское движение (озеленение школьной территории) | Познавательные - познакомить с правилами поведения в лесу и природосбережению (в быту) Коммуникативные - умение работать в группе Личностные -развитие нравственных чувств, доброжелательности и ответственности -формирование правильного восприятия мира Регулятивные -планировать свое деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
4.2.Заботимся о братьях наших меньших | Конкурс рассказов «Мой любимец», 2) Круглый стол в библиотеке (А. Чехов «Каштанка», Л. Толстой «Котенок» и др.) 3) Конкурс на лучшую кормушку |
4.3.Правила поведения в лесу | 1) Конкурс рисунков «Береги природу!» |
(Появляется Госпожа Осень)
Осень:
- Здравствуйте, ребята! (Здороваются). Как добрались?! Я получила вашу телеграмму и очень рада Вас всех видеть!!! Давайте с вами немножко разомнемся?! Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте дружно. Договорились?!
День рожденья - день веселый? ... (Да)
Ждут вас игры и приколы? ...(Да)
С юмором у вас в порядке? ...(Да)
Сейчас мы делаем зарядку? ...(Нет)
Именинников поздравим? ... (Да)
Или к бабушке отправим? ... (Нет)
Им подарим шоколадки? ... (Да)
Поцелуем сладко-сладко? ... (Да)
С днем рожденья поздравляем!
И, конечно пожелаем:
Вырастать всё больше, больше ... (Да)
Непременно быть потолще! ... (Нет)
Быть здоровым, умным, сильным! ... (Да)
И крикливым, и драчливым... (Нет)
Чтоб родители любили! ... (Да)
Ремешком чтоб чаще били! ... (Нет)
Чтоб мороженным кормили! ... (Да)
Может, хватит поздравлять?
В игры нам пора играть? ... (Да)
- Так вот давайте поздравим нашего осеннего именинника - Лузина Сережу и поводим вокруг него хоровод! (мальчик встает в круг).
- Итак ребята, давайте по очереди пожелаем Сереже всего самого хорошего (дети поздравляют).
Осень:
- И я хотела бы поздравить Сережу с Днем Рождения! И рассказать тебе о том, что говорят о тебе звезды:
Знак зодиака рожденных 29 ноября – Стрелец. Они получают удовольствие от простых радостей жизни. Эти личности достигают успеха, не жертвуя своими принципами и идеалами. Они любят окружать себя изысканными вещами.
Это борцы истины и справедливости. У этих людей часто меняется настроение. Они обладают взрывным характером, импульсивны. Их счастье зависит от их образа жизни. Добрыми поступками они привлекают к себе Фортуну, а нечестными делами теряют ее расположение.
В Православной церкви 29 ноября почитают память одного из двенадцати апостолов – Левия Матфея.
В народе говорили: «На Матвея и зима потеет». Зачастую в этот день наблюдается оттепель. Но чем сильнее потеплело, тем суровее будет наступающая зима. 29 ноября обычно дует сильный и порывистый ветер. Из-за этого день именовали «Ветродуем».
Кл. рук-ль:
- Ну а теперь давайте водить хоровод!
(Звучит фонограмма «Каравай, каравай!», дети водят хоровод).
Приложение 7
Словарь нравственных терминов и понятий
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность – стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием.
Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе[5].