Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность в работе классного руководителя.»
Функциональная грамотность в работе классного руководителя.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя многоемна и многообразна, нет работы более сложной и трудной. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.
Именно сегодня классный рукводитель играет важную роль в формировании функ.грамотности учащихся. Хорошему классному руководителю не безразлично какими его воспитаниики выйдут в жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе.
Цель классного руководства — содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь. Этим объясняется актуальность развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Задача классного руководителя – оказывать помощь и содействие учителям в формировании читательской и других видов функциональной грамотности, вести разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) о важности формировании функциональной грамотности для успешного определения ребенка в социуме.
В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать потребности в приобретении необходимой информации, овладении определённым способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения. Основные признаки функционально грамотной личности – человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и способностями: - Способность выбирать и использовать различные технологии. - Способность видеть проблемы и искать пути их решения. - Способность учиться на протяжении жизни. Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации в современном мире. Формирование Функциональной грамотности классным руководителем направлено на решение, в основном, бытовых проблем и связано с решением стандартных задач. Функциональная грамотность человека обнаруживается в конкретных обстоятельствах определенной ситуации. Результат его деятельности характеризует человека или как грамотного или как функционально неграмотного.
Особенно это значимо для наших, сельских школ. Выпускнику малокомплектного класса очень непросто адаптироваться в социуме, не потеряться в многотысячной толпе.
Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Индикаторы функциональной грамотности:
-общая функциональная грамотность;
-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;
-компьютерная грамотность;
-информационная грамотность;
-коммуникативная грамотность;
- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.
Все индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий. Например, общая функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как «Посвящение в пятиклассники»- где ребята знакомятся с новым классным руководителем,Час доверия, Минута славы), которые требуют умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).
Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как День здоровья (поход классом), Осенний кросс, «Зарница». Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, умение работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий как «Весенняя неделя добра» - уборка территориишколы, села, операция «Уют» - наведение порядка в классе, дежурство по классу, ген.уборка, эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда. «Час финансовой грамотности» - учит грамотно распределять бюджет и как не попасться на уловки мошенников.
Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:
-компьютерная;
-информационная;
-коммуникативная грамотность.
В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет,пользоваться электронной почтой; работать с электронными таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
В 2025 году ребята моего класса окончат основную школу.
Я очень надеюсь, что они смогут:
-решать различные учебные и жизненные задачи;
-строить социальные отношения;
-стремиться к дальнейшему образованию.
Системное использование на уроках и во внеурочное время форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
Я являюсь классным руководителем 8 класса и осуществляю работу по формированию Функциональной грамотности в своей деятельности (на классных часах, мероприятиях, экскурсиях и т.п)
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева.
Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящему в школу, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель - кл рук (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности у школьников.