Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы организации внеурочной деятельности. »
Формы организации внеурочной деятельности.
Кружок
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб
Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;
– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительные признаки:
Наличие:
1. Органов детского самоуправления.
2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.
3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.
4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.
Возможные характеристики:
1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.
2. Условия приема в клуб.
3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
Возможные подходы к классификации клубов
а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб почемучек.
в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Студия
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
5. Высокое качество творческого «продукта» детей.
6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
Возможные подходы к классификации студий:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
Мастерская
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
Школа
Отличительные признаки:
1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.
2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.
3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.
Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
Возможные подходы к классификации:
а) профильные (школа юного модельера, например);
б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа этикета, школа мужества);
в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).
Ансамбль
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.
Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.
Театр
Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.
Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.
Художественная мастерская
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Для работы в области живописи предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски. Для работы в области графики – карандаш, гелевые ручки, уголь, фломастеры, пастель. А также такие техники, как монотипия, кляксография.
Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен раскрыть выразительные возможности, которыми обладает тот или иной вид изобразительной деятельности. Так, например, в живописи это цвет и колорит, фактура и форма, в графике – точка, линия, пятно, тон, штрих. По мере усложнения задач, как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой детей подводят к следующим понятиям: композиционный центр, ритм, контраст, нюанс, доминанта, равновесие, перспектива, обобщенность. Это поможет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.
Факультативы в начальной школе
Факультативные занятия - это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, способностями и склонностями, повышение активности их познавательной деятельности.
В начальной школе организована работа факультативных занятий по следующим направлениям:
гуманитарное;
экологическое;
обществоведческое;
музыкальное;
общекультурное;
общеразвивающее
Проведение факультативных занятий осуществляют опытные учителя высшей и первой категории. Факультативные занятия в начальных классах - это: неотъемлемая часть образовательного пространства современной школы; эффективное средство интеллектуального и творческого развития учащихся.
Практикум
Организуется в начальной школе с целью углубления, расширения знаний во внеурочной форме. Для организации практикума необходимо набрать группу заинтересованных учащихся, количество может варьировать от 2-3 и до целого класса. Отличием является отсутствие отметок, домашних заданий. На практикуме даются проблемные вопросы для коллективного решения, возможны дискуссии, составление совместных проектов (для 3-4 класса). Упор делается не на теорию, а на практику.