Формы организации внеурочной деятельности по математике.
Формы организации внеурочной деятельности по математике.
В статье рассматривается одна из форм организации внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах. Данная форма-лаборатория точных наук может быть использована на других предметах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы организации внеурочной деятельности по математике.»
+Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным
(Б. Паскаль)
Задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
В этом смысле, выбранная нами форма организации внеурочной деятельности, учебно-исследовательская лаборатория – одна из самых благодатных форм организации внеурочной деятельности.
Организация работы учебно-исследовательской лаборатории имеет ряд особенностей:
наличие общей темы исследования, при этом каждый учащийся обладает своей областью поиска (возможность диалога участников процесса);
обсуждение в группе не только итогов работы, но и промежуточных результатов на ключевых этапах исследования;
этап рефлексии, на котором происходит анализ совместной деятельности и самоанализ участников лаборатории.
Внеурочную деятельность мы проводим с использованием технологии Сократические странствия. И тема нашего странствия в этом году «Путешествуем по городам России с удивительными вычислениями».
С чего же все началось?
На одном из первых занятий, при изучении темы «Единицы измерения величин» ребятам была предложена информация, размещенная в небольшой листовке, о мастере Левше подковавшем блоху и его продолжателях – тульских ремесленниках. Величина шляпки гвоздика миниатюры составляла 5 микрон. Была представлена и копия реальной подковы. Ребята сами сформулировали тему исследования «Во сколько раз одна величина меньше другой» и определили основные задачи для решения данной проблемы: узнать, что называют микроном, узнать о соотношениях величин, узнать о других мастерах Тульского оружейного завода. А один мальчик просто предположил, что Тула – сибирский город.
Таким образом, мы вышли на запрос ребят: получая математические знания больше узнать географическом расположении городов, их архитектуре, традициях, знаменитых людях и затем мы вышли на три направления:
Города Золотого кольца России.
Города Волгоградской области.
Города-герои.
Не будем останавливаться на регулятивных, личностных, познавательных учебных действиях, обратим внимание на формирование предметных.
Путешествуя по городам Золотого кольца России, ребята с интересом включились в работу по поиску информации о:
занимаемой площади при изучении величин;
а находя значение числового выражения с многозначными натуральными числами, получали сведения о численности населения;
дети узнавали о достопримечательностях, занятости населения, традициях городов при решении текстовых задач с помощью уравнения.
При изучении темы «Проценты» провели исследование по соотношению между женским и мужским населением г. Иваново и смогли ответить на вопрос «Почему же город назван городом невест?»
Накопленный материал и тема: «Диаграммы» помогли провести сравнительную характеристику о приросте населения и его плотности, занимаемой площади, занятости населения в народных промыслах городов Золотого кольца. Ребята учились не только читать готовые диаграммы, но и составлять диаграммы разных видов (с чем они могут столкнуться на ОГЭ)
Работа в группе «Путешествие по Волгоградской области» дала им столько знаний про родной край, что ребята стали презентовать свою работу другим ученикам школы, в том числе ученикам младших классов.
Давайте признаемся, что современные дети, да иногда и взрослые, без проблем назовут: сколько штатов в США, но не скажут, сколько районных центров в нашей области (32).
Ребята, занимающиеся в данной группе, решая задачи, находя значения различных выражений получали знания о родной крае. Им теперь известно, что рек в Волгоградской области около 200. В Красноармейском районе Волгограда, установлен гигантский памятник высотой 57 метров, который, занесён в Книгу рекордов Гиннеса, в качестве самого большого в мире памятника и установлен он реально жившему человеку. В нашей области самая протяженная улица России, и существует улица без единого дома. А в 1858 году в Царицынской губернии побывал Александр Дюма.
Сначала все эти интересные факты подбирал учитель, затем ребята включились в работу и сами находили материал для умных вычислений.
3 группа проводит работу по изучению городов-героев. Выполняя вычисления, работая с числовыми и буквенными выражениями, дети сталкивались с историческими датами ключевых событий Великой Отечественной войны. Провели работу по вычислению соотношения немецких и советских сил в рамках изучения темы «Отношения», «Пропорция».
Всем известная скульптура «Родина-мать зовёт!», что возвышается на Мамаевом кургане, внесена в книгу рекордов Гиннеса в качестве самой большой статуи в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. При изучении темы «Масштаб» ребята изготовили макет скульптуры в масштабе 1:200.
Одно из рефлексивных занятий было проведено для детей всех групп. Занятие проходило в виде конкурсной программы «Своя игра». Задания и вопросы были связаны как с направлениями путешествия, так и чисто математические, на логику и отработку выполнения действий с числами.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что на протяжении учебного года наблюдалась положительная динамика:
повышение интереса учащихся к математике;
участие детей в предметных олимпиадах разного уровня;
повышение активности в познании;
проявление интереса учащихся к публичным выступлениям;
интерес к поиску новой информации в различных источниках;