kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Однако, как показывает практика, в развитии познавательной активности детей недостаточно учитываются педагогический потенциал развивающей среды учреждения дополнительного образования детей, в частности наблюдается игнорирование познавательных интересов, потребностей дошкольников; у части педагогов и родителей отмечается выраженное стремление «сдержать» любознательность ребенка, «приостановить» самостоятельный поиск ответа на интересующие его вопросы, проявление творчества. Педагогические условия эффективного развития познавательной активности дошкольников в дополнительном образовании остаются еще не в полной мере изученными, востребуется программно-методическое обогащение инструментально-педагогического обеспечения данного процесса.

Анализ научной литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дополнительного образования детей, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности, не в достаточной степени обоснованы педагогические условия развития познавательной активности дошкольников в системе дополнительного образования. Полагаем, что формирование положительных мотивов к познанию, создание личностно ориентированной среды, включение родителей в образовательный процесс могут быть таковыми при преодолении следующих противоречий между:

потребностью общества в личности, обладающей познавательной активностью и недостаточным вниманием педагогической науки к сензитивным возрастным периодам развития познавательной активности ребенка;

имеющимся педагогическим потенциалом учреждения дополнительного образования детей и неполным использованием данных возможностей в развитии познавательной активности детей;

потребностью практики в научном обеспечении процесса развития познавательной активности дошкольников в дополнительном образовании и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему проекта: поиск и обоснование содержания, методов, средств, форм эффективного развития мотивации к учению в учреждении дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» »

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА



ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМ.И.Х.САДЫКОВА













«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»




















Пояснительная записка


«Нынешняя школа делает ребенка способным и умелым, но так, что он сам этого не замечает. Но возможно школа, в которой ребенок не только замечает свою умелость и неумелость, но сам стремиться стать умелым… А поддержать его в этом благом стремлении – дело педагогической техники».

Г. Цукерман.

Исходя из этого высказывания можно сделать вывод о том, что каждый педагог должен быть прекрасным актером, хорошим режиссером и сценаристом, чтобы никогда у учащихся не пропадал интерес к учению и чтобы они всегда спешили в школу и радовались каждой встрече с учителями и с друзьями.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться, мог бы прекрасно заниматься, но нет желания». В данном случае у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.

А ведь каждый ребенок по-своему уникален, индивидуален. Поэтому, несмотря на то, что школьная программа и условия для обучения и воспитания для учащихся одинаковые, у учащихся знания неодинаковы, наблюдаются различные показатели успеваемости, они воспитаны по-разному, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. Поэтому для учителя важно чтобы учащиеся не потеряли интереса к учению.

Таким образом, проблема развития учебной мотивации в современной школе является актуальной. С каждым годом все больше теряется связь семьи со школой, некоторые учителя не заинтересованы в активной познавательной деятельности учащихся (ходят на работу из-за нужды), учителя не занимаются самообразованием – все это влияет на мотивацию учащихся.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Однако, как показывает практика, в развитии познавательной активности детей недостаточно учитываются педагогический потенциал развивающей среды учреждения дополнительного образования детей, в частности наблюдается игнорирование познавательных интересов, потребностей дошкольников; у части педагогов и родителей отмечается выраженное стремление «сдержать» любознательность ребенка, «приостановить» самостоятельный поиск ответа на интересующие его вопросы, проявление творчества. Педагогические условия эффективного развития познавательной активности дошкольников в дополнительном образовании остаются еще не в полной мере изученными, востребуется программно-методическое обогащение инструментально-педагогического обеспечения данного процесса.

Анализ научной литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дополнительного образования детей, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности, не в достаточной степени обоснованы педагогические условия развития познавательной активности дошкольников в системе дополнительного образования. Полагаем, что формирование положительных мотивов к познанию, создание личностно ориентированной среды, включение родителей в образовательный процесс могут быть таковыми при преодолении следующих противоречий между:

потребностью общества в личности, обладающей познавательной активностью и недостаточным вниманием педагогической науки к сензитивным возрастным периодам развития познавательной активности ребенка;

имеющимся педагогическим потенциалом учреждения дополнительного образования детей и неполным использованием данных возможностей в развитии познавательной активности детей;

потребностью практики в научном обеспечении процесса развития познавательной активности дошкольников в дополнительном образовании и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему проекта: поиск и обоснование содержания, методов, средств, форм эффективного развития мотивации к учению в учреждении дополнительного образования детей.


  1. Концептуальные основы проекта


Проблемно-факторный анализ

Определим ключевые понятия.

Ожегов В.И. в своем словаре определяет мотив как побудительную причину, повод к какому-нибудь действию. Таким образом, мотивация – это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, которая имеет целевую направленность и порождает стремление добиться успеха.

Отношения - связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Они играют большую роль в жизни человека. Чтобы сформировать положительную мотивацию учащихся к учению, учителям и всему школьному персоналу необходимо научиться строить отношения на основе сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки. И чтобы каждое общение ребенка в школе: с учителями, со сверстниками, а также со всем школьным персоналом вселяло в него радость и оптимизм.

В настоящее время нужно использовать всевозможные методы стимулирования учащихся, чтобы у учащихся не пропадал интерес к учению. Таким образом, стимул – это побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь. Например, стимул для развития.

Формировать - создавать, составлять, организовывать.

Необходимо создать положительную мотивацию учащихся к учению, чтобы у учащихся была цель и они стремились к ее осуществлению, стремились добиться успеха.

Концепция

Мы предлагаем следующую работу по формированию положительной мотивации учащихся к учению в условиях УДОД:

Необходимо на занятиях использовать игровые технологии, так как играть любят все. Игры можно также включить в саму учебную литературу, чтобы они могли поиграть как на занятии, так и самостоятельно дома.

Также можно ввести в практику проведение занятий-спектаклей. Они, на наш взгляд, помогут по-новому взглянуть на привычное занятие и будут способствовать возникновению у школьников интереса к учебному предмету.

На занятиях показывать фильмы, передачи телевидения, различного рода видеоролики по актуальным вопросам, чтобы никто не смог остаться равнодушным к данной проблеме.

Также можно организовывать походы в театр на различные спектакли, балеты, походы в кино; организовывать поездки в ботанический сад, в планетарий, в музеи, галереи, выставки по изучению отдельных тем. Это также будет способствовать повышению мотивации учащихся к учению, а также развитию эстетической культуры, расширению общего кругозора учащихся и они смогут увидеть мир в новых красках.

При изучении истории родного края можно организовать выезды в архивы для составления и изучения происхождения своего города, села, составление родословных, что поможет привить любовь и уважение к своим корням и к своему родному краю.

Организация туристических экспедиций поможет лучшему усвоению материала, так как материал будет изучен не только теоретически, но и практически.

Сегодня современные дети охотнее играют в компьютерные игры, чем сидят с книгой. Поэтому педагогам приходится изучать новейшие технологии, чтобы заинтересовать учеников и сделать учебный процесс увлекательным и полезным для них.

Таким образом, возможно изучение предмета посредством создания учащимися мультфильмов (создание аннимаций по сюжету стихотворения, изображение военных действий…). Создавая анимационные фильмы на различных уроках учащиеся смогут проявить свои творческие способности, показать нестандартное мышление.

Иногда очень сложно сидеть за столом целый день, когда на улице светит яркое солнце, поэтому будет полезно проводить занятия на свежем воздухе, что очень благотворно повлияет на здоровье учащихся (на природе можно проводить уроки по окружающему миру, где учащиеся смогут увидеть все своими глазами, уроки иностранного языка - можно дать задание учащимся составить рассказ о природе например, на английской языке).

На наш взгляд, такие изменения повысят заинтересованность учащихся к изучаемым предметам и они будут с радостью стремиться в школу.


Цель и задачи проекта


Цель: формирование и развитие положительной мотивации учащихся к учению в условиях УДОД.

Задачи проекта:

  1. Включить в учебную деятельность УДОД ТСО, СМИ, игровые технологии.

  2. Восстановить изучения явлений природы, взаимодействия с ней, использование практического материала в изучении различных предметов, соприкасаясь с природой.

  3. Привить интерес к родному краю через изучение происхождения своего города, села, деревни и составления генеалогического древа.

  4. Развивать познавательную, творческую, общественную активность учащихся.

Содержание и механизмы реализации проекта


Этапы

Задачи

Пути и формы реализации задач

Ожидаемый результат

1.Разработка и внедрение игровых технологий на занятиях

Включить игровые технологии в учебную деятельность

Способствовать формированию положительной мотивации у учащихся, путем введения на занятиях игр-упражнений, игр-путешествий, сюжетных (ролевых) игр и игр- соревнований, уроков - спектаклей.



Учащиеся будут заинтересованы предметом и при этом легко усвоят материал. Ученики научаться вживаться в различные роли, находить и принимать решения, общаться, устанавливать контакты и получать удовольствие от общения с одноклассниками.

2.Внедрение компьютерных технологий на занятиях

Ввести компьютерные технологии в учебную деятельность

Способствовать формированию положительной мотивации у учащихся, используя мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение.

-создавая различные анимационные фильмы учащиеся научатся проявлять

проявлять свой творческий потенциал, нестандартное мышление.

-использование ТСО будут способствовать лучшему усвоению материала.

3. Походы, уроки на природе, экспедиции.

-формирование положительной мотивации учащихся; а также углубление знаний об истории родного края при организации поездок в архивы; -привить учащимся любовь к своему родному краю, к своим корням. - расширить кругозор учащихся


- организовывать уроки на свежем воздухе, что будет очень интересно и полезно для здоровья учащихся.

-проводить туристические экспедиции, что поможет лучшему усвоению материала, так как материал будет изучен не только теоретически, но и практически.

- проводить выезды в музеи, архивы для изучения своего родного края и

составления родословной.

После посещения архивов и музеев можно предложить учащимся сделать исследовательскую работу «Край, в котором я живу».

-организованные на свежем воздухе уроки, походы, экспедиции воспитают у учащихся интерес и бережное отношение к природе.

-расширится кругозор учащихся;

- научаться анализировать материал, выделять главное и составлять исследовательскую работу и родословную.


Необходимые условия реализации проекта.


Условиями реализации проекта будут кадровые, финансовое, научно-методическое обеспечения.

Кадровое обеспечение:

- наличие педагогов, умеющих пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;

Финансовое обеспечение:

- при реализации данного проекта необходимы денежные средства для создания и обновления материально-технической базы.

Материально-техническое обеспечение:

- ТСО, наглядный материал (схемы, карты, плакаты, портреты, карикатуры), различного рода документы, источники как вещественные , так и письменные.

Научно-методическое обеспечение:

- разработка игровых технологий для использования на занятиях.

- обновление учебно-методического комплекса


Ожидаемые результаты

  1. В результате введения игровых технологий в учебный процесс дети научатся находить и принимать решения, общаться, устанавливать контакты и получать удовольствие от общения с одноклассниками.

  2. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях будут способствовать развитию интереса и желанию самостоятельно изучать предмет.

  3. Расширится кругозор учащихся, повысится эффективность обучения и познавательный интерес учащихся.



Список использованной литературы.


  1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.

  2. Газман, О.С. В школу – с игрой - М.: Просвещение, 1991. – С. 193-195.

  3. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. – 1998. - № 6. – С. 35.

  4. Данилов М.А. Дидактика К.Д. Ушинского. – М.: Издат. Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - С.57 .

  5. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. – М.: ВЛАДОС, 2008.

  6. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования: учебник для вузов /А. Я. Журкина. - М.: ИНФРА-М, 2008

  7. Маркова А.К. Маттис Т.А. Формирование мотивации учения.- М., 1990 г.

  8. Маркова А.К. Психологическая характеристика мотивационного учения школьников // педагогическая психология: хрестоматия / Челябинск, ЮУрТУ, 1999. - С. 256-260.

  9. Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М.. - М., 2000

  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка // http://slovarozhegova.ru





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минибаев Наил Минрахманович

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей "Звуковая мозаика" "
    ["seo_title"] => string(88) "obrazovatiel-naia-podproghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-zvukovaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "230937"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442321697"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Анализ воспитательной работы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221492"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435326508"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-priedstavlienii-o-kul-turie-zdorov-ia-u-starshikh-doshkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "314563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459708272"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства