kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей "Звуковая мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей "Звуковая мозаика"  решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и косвенно ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей "Звуковая мозаика" »


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«Звуковая мозаика»

Автор программы: учитель-логопед МАОУ «Гимназия №2» Великого Новгорода Тирон Т.И., 2014 год.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Звуковая мозаика» имеет развивающую направленность и разработана на основе программы «Преемственность». Программа «Преемственность» доработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в 2012 году. Авторы программы Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. Данная программа рекомендована Министерством образования России.


Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одной из важных задач подготовки детей к школе является необходимость формирования прочной базы для успешного обучения детей чтению и письму.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают достаточно большое количество детей с трудностями формирования письма и чтения и их нарушениями. Одной из причин этого является недостаточная сформированность фонематического слуха у школьников начальных классов. В связи с этим необходимо уделять особое внимание совершенствованию звуковой стороны речи дошкольников и формировать прочную базу для успешного обучения детей чтению и письму.

Курс «Звуковая мозаика» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и косвенно ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного курса является осуществление тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи с подготовкой к обучению письму.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: счётных палочек, фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Таким образом, программа «Звуковая мозаика» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует звуковую сторону их речи.

Цель программы: создание предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов согласно орфографическим нормам литературного языка, укрепление и развитие артикуляции. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске. Разучивание скороговорок, небольших стихотворений; пересказ сказок с опорой на иллюстрации. Знакомство детей с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей.

  2. Сформировать звуковой и языковой анализ и синтез.

  3. Сформировать слоговую структуру слова, чёткую и фонетически правильную речь.

  4. Освоить понятия слово, слог, ударение.

  5. Освоить понятия предложения, текст.

  6. Освоить элементарные знания, умения и навыки в обучении грамоте.

  7. Сформировать у детей мотивацию к обучению чтению и письму.

Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и память.

  2. Развивать умения наблюдать, планировать и запоминать услышанное и увиденное.

  3. Развивать способности к преобразованию, восстановлению слов.

  4. Развить предпосылки логического мышления.

  5. Развить мелкую моторику.

  6. Развитие навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе,

Воспитывающие:

  1. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими.

  2. Воспитывать аккуратность.

  3. Воспитывать интерес к звуковой стороне языка.

  4. Воспитывать коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса гимназии. В рамках модификации выделен отдельный курс «Звуковая мозаика», формирующий звуковую сторону речи дошкольников.

Данные изменения обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс работы по развитию звуковой стороны речи дошкольников. Многолетние наблюдения говорят о недостаточном уровне подготовки детей к звуковому анализу, способности различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, выделению гласных звуков из слияния.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой стороной речи: если ребенок не может правильно произносить звуки, различать их, выделять из речевого потока, подбирать слова с определенным звуком, устанавливать последовательность звуков в слове - то и процесс овладения грамотой будет затруднён.

Для совершенствования звуковой стороны речи, фонематических процессов дошкольников необходимо использовать игровые методы и приемы, так как игра является для них основным видом деятельности. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6-7 лет.

Срок реализации образовательной программы – 1 год обучения.

Занятия по подготовке к школе проводятся для детей, посещающих подготовительные группы детских дошкольных образовательных учреждений, а также для детей, не посещающих их.

Подготовка детей к школе начинается 1 октября и длится до 30 апреля.
Форма и режим занятий. Занятия проводят с группой детей до 20 человек. Продолжительность занятий 25 минут. Периодичность – 1 раз в две недели.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав остаётся постоянным. Однако состав группы может меняться по следующим причинам:

  • Смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы проведения занятий

Ведущей формой обучения является групповая.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

  • инсценировка;

  • ролевая игра;

  • конкурс;

  • предметная игра;

  • сочетание всех элементов на одном уроке.

Основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • системность и плановость;

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

  • контакт с родителями: организация консультаций по интересующим их проблемам

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • наглядность.

Прогнозируемые результаты и формы контроля


По окончании дошкольник должен знать:

  • понятие «звук» и «буква» и дифференцировать их;

  • понятия «слово», «слог», «предложение»;

  • понятия «гласные» и «согласные» звуки и буквы; твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

  • как выделяется предложение на письме, что слова должны писаться отдельно;

  • что обращаться к собеседнику можно тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

  •  правила поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего,  использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное, и т. д.;

  • культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;


В результате обучения по программе «Звуковая мозаика» ребёнок должен уметь:

  • отчётливо и ясно произносить слова; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

  • оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определённым звуком;

  • определять место звука в слове, его соседей;

  • делить простые слова на слоги;

  • определять ударный слог;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:

  • ориентироваться на странице;

  • печатать основные буквы;

  • штриховать, раскрашивать узоры и различные элементы.


Способами определения результативности реализации данной программы являются:

- наблюдение за речью детей

- диагностика состояния звукового анализа по методике определения готовности к школьному обучению детей;

- наблюдение за работой на занятии.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • успешное овладение грамотой в начальной школе;

  • участие в конкурсах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов


Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Гласные звуки и буквы

5

1

4

  1. Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове.

  2. Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА. Игра «Снежный ком».

  3. Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог.

  4. Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов. Ударение.

  5. Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И. Проверочная работа.

1




1


1

1


1

1




-


-

-


-

-




1


1

1


1

Раздел 2. Согласные звуки и буквы

9

1

8

  1. Звуки [б] и [б’]. Буква Б. Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.

  2. Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез.

  3. Звуки [г] и [г’]. Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений.

  4. Звуки [д] и [д’] . Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ.

  5. Звуки [ж] и [ш] . Буквы Ж и Ш. Восстановление букв.

  6. Звуки [с] и [с’], [з] и [з’]. Составляем предложения.

  7. Буква Й. Различение И – Й.

  8. Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов.

  9. Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога.

1



1



1



1


1


1


1

1


1


1



-



-



-


-


-


-

-


-


-



1



1



1


1


1


1

1


1

Итого:

14

2

12


Содержание.

Раздел 1. Гласные звуки и буквы (5 часов).

Тема 1. Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове.


Теория (1 час) Познакомить с понятиями «звук» и «буква». Дать объяснение речевых и неречевых звуков. Познакомить с понятием «Гласные звуки». Объяснить образование гласных звуков на примере звука [а]. Познакомить с буквой А, сконструировать букву А из 5 палочек. Выделение зашумлённых букв А. Познакомить с правилами работы и поведения на занятии.


Тема 2. Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [и]. Игра «Снежный ком» со словами, начинающимися на звук [и]. Нахождение букв И среди буквенного текста. Познакомить с правилом: один говорит – остальные слушают. Голосовые упражнения.


Тема 3. Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [о]. Игра «Услышь гласный звук». Тренировочные упражнения в выделении гласных звуков в словах (из начала слова, из слияния в середине или конце слова). Голосовые упражнения. Дорисовывание буквы О. Познакомить с правилом: Говори только важное для занятия.


Тема 4. Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов. Ударение.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [у]. Голосовые упражнения. Игра «Скажем слово мы с горы». Тренировочные упражнения в выделении ударных гласных звуков в словах. Конструирование буквы У из трёх палочек. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 3-х, 4-х звуковых словах.



Тема 5. Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [ы]. Голосовые упражнения на длительность звука. Игра «Угадай-ка!». Тренировочные упражнения в различении гласных звуков Ы – И в конце слова. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 5-х, 6-х звуковых словах.

Проверочная работа: «Напишу слово кружками». Цель: выявить умения детей определять количество звуков в словах.

Раздел 2. Согласные звуки и буквы (9 часов)

Тема 6. Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.

Звуки [б] и [б’]. Буква Б.

Теория (1 час) Познакомить с понятием «Согласные звуки». Объяснить образование согласных звуков на примере звука [б]. Дать объяснение твёрдых и мягких звуков. Познакомить с буквой Б. Графический диктант. Выполнить обучающее упражнение «Бусы».


Тема 7. Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез.

Практика (1 час) Дать объяснение звонких и глухих звуков. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [в] и [в’]. Познакомить с буквой В. Дать понятие «Слог». Игра «Собери слово из слогов». Читалочка. Тренировочные упражнения в чтении слогов и слов с изученными буквами.


Тема 8. Звуки [г] и [г’] . Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [г] и [г’]. Познакомить с буквой Г. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 5-х, 6-х звуковых словах со стечениями согласных. Игра «Соседи звука». Цель: развивать звуковой анализ, научить определять соседей заданного звука в слове. Игра «Угадай букву». Собери пословицу. Скороговорка. Восстановление слов из слогов.


Тема 9. Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [д] и [д’]. Познакомить с буквой Д. Изографы. Разгадывание рисунков, составленных из букв. Развитие артикуляционного аппарата. Скороговорка: Дыни у Дины. И у Димы дыни. Упражнение «Бусы». Развитие пространственных представлений (понятия высокий-низкий). Восстановление слов с одинаковой пропущенной буквой. Чтение текста.


Тема 10. Звуки [ж] и [ш] . Буквы Ж и Ш. Восстановление букв.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [ш] и [ж]. Познакомить с буквами Ш и Ж. Упражнение в определении количества заданных звуков в тексте с целью развития слухового внимания. Упражнение в различении звонких и глухих согласных звуков в словах. Упражнение «Раскрась рисунки со звуком Ж. Исправление ошибочных слов в предложении. Составление предложений.


Тема 11. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З. Различение звуков . Упражнять в звуковом анализе слов с использованием «Звуковой линейки». Упражнение «Лесенка слов». Наращивание предложений от простых в 2 слова до 5-6 слов. Схема предложения. Читалочка. Чтение и восстановление текста с пропущенными словами.


Тема 12. Буква Й. Различение И – Й.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [й’]. Познакомить с буквой Й. Игры и упражнения. Игра «Сели – встали» на дифференциацию звуков И-Й. Сказка «О двух братьях». Согласование существительного и прилагательного в роде и числе. Составление словосочетаний с чётким проговариванием звука [й’] в конце слова.



Тема 13. Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [ч’]. Познакомить с буквой Ч. Чтение скороговорок. Восстановление слов (анаграммы). Игра «Словесный марафон»: соревнование между рядами на большее количество слов со звуком [ч’].



Тема 14. Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога.

Практика (1 час) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [щ’]. Познакомить с буквой Щ. Читаем стихи. Развиваем речевой выдох. Различаем буквы Ш и Щ (игра «Топни – хлопни»). Печатание слов и предложений (языковой анализ).


Методическое обеспечение программы дополнительного

образования детей.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1. Учебно-тематическое планирование;

  2. Тест на определение количества звуков в слове.


Дидактический материал представлен:

  • Таблица «Лента букв»

  • Модели «Место звука в слове»

  • Звуковые модели слов.

  • Картинки на все изучаемые звуки и буквы.


Материально-техническое оснащение занятий:

  • Доска – 1 штука

  • Столы – не менее 10 штук

  • Стулья – 15 штук

  • Индивидуальные карточки с заданиями

  • Разноцветные мелки

  • Звуковые линейки

  • Счётные палочки

  • Цветные карандаши

  • Магниты



Список литературы:


  • Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. 
    Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5–7 лет
    – 160 стр. – Обл.

  • Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»

  • Т.В.Ахутина, О.Б.Иншакова «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников», Изд-во: В.Секачев, 2008 г.

  • И.С. Лопухина «Логопедия»

  • Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»

  • Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»

  • «Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстова.

  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008

  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008

  • Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная подпрограмма дополнительного образования детей "Звуковая мозаика"

Автор: Тирон Татьяна Ивановна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230937


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства