Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Цель работы - поделиться опытом создания благоприятных условий для развития читательской компетенции первоклассников в процессе участия во внеурочной проектной деятельности; показать разнообразные направления внеурочной деятельности и технологии, использованные в развитии читательской компетенции младших школьников; проанализировать динамику процесса формирования читательской компетенции учащихся 1 класса за год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности. »
Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Индра»
Кировского района, г. Екатеринбурга
Работа учителя русского языка и литературы,
учителя начальной школы Ереминой О.А. (1КК)
Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
1. Актуальность темы.
В современном обществе существует «противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи».[8]
Нехватка функционально грамотных специалистов сегодня – острая проблема, важность решения которой объясняет актуальность выбранной темы.
Цель работы - создание благоприятных условий для развития читательской компетенции младших школьниковв процессе участия во внеурочной читательской деятельности.
Задачи:
Изучить теоретические основы по заявленной теме.
Провести входную диагностику навыков чтения первоклассников.
Использовать разнообразные направления внеурочной деятельности и технологии в развитии читательской компетенции младших школьников.
Проанализировать динамику процесса формирования читательской компетенции учащихся 1 класса за год.
Определить задачи работы по развитию читательской компетенции на следующий учебный год.
Объект изучения – процесс формирования читательской компетенции младших школьников.
Предмет – внеурочная деятельность как одно из средств формирования читательской компетенции младших школьников.
Планируемые результаты: используя технологии образовательной системы «Школа 2100»(проектную, технологию продуктивного чтения, игровую)
- повысить уровень интереса учащихся к чтению;
- расширить круг чтения учеников 1 класса;
- способствовать совершенствованию техники чтения учащихся:
осмысленно, правильно читатьпо слогам и целыми словами, находить ответы на вопросы в тексте;
- создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся и ситуации успеха для каждого.
2. Общая характеристика определений и понятий.
ФГОС начального общего образования 2009 [11 с.11 ] года приоритетной цельюобучения литературному чтению в начальной школе определяет формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание им себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад навыков чтения в формировании общих (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности.
- владением приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Названные выше четыре направления я приняла за критерии оценки динамики развития читательской компетенции учащихся.
3. Внеурочная деятельность как средство формирования читательскойкомпетенции младших школьников.
3.1. Причины организации внеурочной деятельности по чтению в данном классе.
В начале сентября с учащимися 1 класса было проведено собеседование с целью выявления уровня владения ими техникой чтения и их читательских предпочтений. (Приложение 1)
Проведенное собеседование показало, что только уроков чтения для достижения результатов, определенных ФГОС, для многих ребят будет недостаточно (у 27% не сформирован слоговой способ чтения, 63% читающих не соблюдают смысловые паузы, уровень знания произведений у 73% ниже нормы, просят родителей почитать лишь 54% учащихся). (Приложение 2). Опыт предыдущей деятельности показал, что внеклассные занятия по чтению всегда вызывают положительный эмоциональный отклик у учащихся, мотивируют их на чтение художественной литературы.Поэтому было принято решение о внеурочной работе по чтению.
3.2. В своей работе я выделила следующие направления внеурочной деятельности:
- внеурочные занятия (коллективное чтение, беседа, литературная игра, литературный праздник, библиотечныезанятия, час "тихого чтения");
- посещение с учреждений культуры (библиотек, театров);
- работа с родителями.
I Внеурочные занятия.
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников стала организация литературных игр и литературных праздников. Для их организации яиспользовала проектную технологию.
Выбор мной проектной технологии был обоснован
- необходимостью мотивировать первоклассников на освоение и развитие техники чтения;
- необходимостью не столько просто научить детей читать, сколько научить их развивать эти умения самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач (чтения книг);
- необходимостью создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- актуальностью вопроса адаптации учащихся 1 класса к условиям школы, создания коллектива класса, а проектная коллективная деятельность наилучшим образом способствует приобретению коммуникативных навыков и умений;
- необходимостью налаживания сотрудничества с родителями.
Таким образом, были проведены праздники «В гостях у Корнея Чуковского» и «Фантазеры и затейники Н.Носова». Подготовка к праздникам включала несколько этапов, активизирующих разные виды деятельности учащихся.
Таким образом, используя проектную технологию подготовки и проведения праздников, создавали условия для овладения техникой чтения (благоприятный психологический климат и необходимость больше читать в процессе подготовки к празднику), формировали интерес к чтению, следовательно, делали шаги к формированию духовной потребности в книге, расширяли круг детского чтения, что обеспечит в перспективе знание детской литературы и авторов книг.
В течение работы над проектами, кроме проектной, были использованы следующие технологии.
Технология продуктивного чтения (технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная методистами ОС «Школа 2100»).
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Игровая технология была использована на заключительном этапе работы над проектами, т. е. при проведении самого литературного праздника.
Применение игровой технологии в работе с детьми, а младшего школьного возраста особенно, считаю важной частью своей работы. Её органичность в процессе работы с младшими школьниками объясняется их возрастными особенностями (см. выше), вызывает эмоции, заинтересованность, активность, позволяет решать воспитательные, дидактические, развивающие задачи.
Также, мной были организованы и проведены два игровых сюжетных праздника - отчета, в которых ребятам пришлось демонстрировать достигнутые ими результаты («Спасибо Букварю!» и «Ура! Каникулы!»).
II Работа с учреждениями культуры.
1. Посещение театров
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместноеэстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции и тем самым мотивировать детей к чтению произведений художественной литературы. В течение года (1 класса) мы посетили
- филармонический урок по музыкальной сказке «Айболит»,
- театр Драмы «Мери Поппинс», «Золушка»,
- театр Кукол, малый зал «Синюшкин колодец» (по мотивам двух сказов П.П. Бажова «Синюшкин колодец» и «Огневушка - Поскакушка»).
2. Библиотечные уроки в школе и в районной библиотеке.
III Работа с родителями
Авторитет родителей, их мнение, поведение для младших школьников наиболее значимы и являются образцом для подражания. Поддержка родителей, их внимание и интерес к делам ребенка – мощный стимул к деятельности и успеху для каждого ученика, особенно в младшем школьном возрасте.Их участие в проектах заключается в следующем:
- в поиске нужных книг;
- помощь детям в домашнем чтении, в поиске ответов на концептуальные вопросы по текстам, предложенные в классе;
- в разучивании текста роли ребенка для инсценирования;
- в подготовке элементов костюмов;
- в участии в праздниках: так на празднике «Фантазеры и затейники Н.Носова» родители помогали капитанам команд в капитанском конкурсе; на празднике «В гостях у К. Чуковского» экспромтом разыгрывали небольшие диалоги из книги «От двух до пяти»; во время праздника «Спасибо Букварю!» участвовали в конкурсе «Собери пословицу» и помогли заработать ребятам необходимую подсказку; а в заключительном празднике «Ура! Каникулы!» команда родителей наравне с двумя детскими командами участвовала в конкурсах и искала спрятанные подарки.
Работа с родителями
- помогла в установлении доверительных отношений, а это необходимо, чтобы заручиться поддержкой родителей в организации процесса роста маленьких читателей;
- служила дополнительной мотивацией и для родителей, и для детей в работе с книгой;
- способствовала развитию интереса детей к книге.
3.3. Полученные результаты и их анализ (приложения 2, 3)
1. Техника чтения.
- у 72% учащихся сформирован способ чтения «слоги+целые слова», у оставшихся 19% - слоговой, один (9%) читает целыми словами;
- темп чтения всех учащихся имеет положительную динамику; у одного учащегося темп чтения ниже нормы и низкая динамика (до школы у ребенка был сформирован неправильный способ чтения и низкая самостоятельность, избалованность в семье);
- соблюдение смысловых пауз требует дальнейшей работы, высок процент учащихся, допускающих здесь ошибки: всегда соблюдают смысловые паузы только 27% учащихся, но и в этом направлении есть положительные сдвиги;
2. Понимание событийного уровня у 100% учащихся, но 18% пока в самостоятельном чтении дальше событийного уровня не продвинулись, с трудом пересказывают небольшие тексты даже с помощью наводящих вопросов. Но на 36% (с 18% до 54%) выросло количество детей, способных самостоятельно передать содержание небольшого текста и ответить на концептуальные вопросы по его содержанию. Значит, в своей читательской деятельности они пользуются простейшими приемами понимания прочитанного (понимают, о чем говорит название произведения, выделяют ключевые слова, включают воображение, уже видят в тексте «особые слова» и пытаются объяснить, почему именно их использовал автор). Но это только первые шаги на пути понимания текста, авторского замысла к самостоятельному «диалогу с автором через текст». [1, с. 2]
3. Расширился круг произведений литературы, с которыми знакомы учащиеся. Не стало тех, кто не может назвать произведения и имена их авторов (в сентябре их было 36%). Появились учащиеся, которые читают дополнительно дома сами (изменение с 0% до 27%). Но для большинства (45%) круг чтения ограничен рамками произведений, прочитанных в школе.
4. Большинство учащихся класса проявляют интерес к книге (читают сами или просят почитать взрослых), появилась потребность в общении с книгой, количество таких ребят изменилось на 27% (с 54% до 81%).
6. Выводы.
1. С помощью внеурочной работы по чтению в течение первого года обучения удалось достичь поставленной цели – создать в классе благоприятные условия для развития читательской компетенции учащихся:
- у ребят нет страха и стеснения перед одноклассниками, доброжелательная атмосфера и успех каждого в общем деле;
- удалось найти мотивацию к чтению книг: внеурочные занятия являются хорошим стимулом к овладению искусством чтения;
- за счет внеурочной работы увеличено количество времени, посвящаемого чтению художественной литературы, которого всегда не хватает.
В достижении поставленной цели в полном объеме (условия не только в классе, но и дома) необходима более активная позиция родителей в вопросе организации домашнего чтения. Работа в этом направлении будет продолжена, хотя есть объективные причины и границы, установленные этикой.
2. В ходе работы удалось выделить критерии оценки уровня сформированности читательской компетенции, провести в сентябре и мае собеседование с учащимися с учетом этих критериев и проанализировать по ним динамику развития читательской компетенции учащихся 1 класса.
3. Удалось добиться положительной динамики в процессе формирования читательской компетенции учащихся.
4. В работе были выделены и использованы для достижения поставленной цели три направления (внеклассные занятия, работа с учреждениями культуры и работа с родителями), а также технологии ОС «Школа 2100», проектная и технология продуктивного чтения, и игровая технология.
5. Анализ полученных данных показал актуальность и необходимость выбранного направления работы: только 27% учащихся читают с родителями или самостоятельно сверх школьной программы. Круг чтения остальных ограничен тем, что прочитано в школе. Значит, нужно расширять круг школьного чтения.
7. Задачи на следующий год
Учитывая положительные результаты внеурочной работы по чтению, эффективность проектной технологии и необходимость продолжения данной работы (необходимость дальнейшей работы с позицией родителей по организации домашнего чтения и необходимость совершенствования читательской компетенции учащихся) на следующий период работы поставлены такие задачи:
для обеспечения достижения требований ФГОС второго поколения по формированию читательской компетенции
- продолжить внеурочную проектную деятельность;
- расширить круг чтения учащихся: использовать во внеурочной проектной работе не только произведения художественной литературы, но и познавательную литературу;
- увеличить количество источников информации, необходимых для сбора материала (Интернет, энциклопедии, специалисты в разных областях знаний), научить ребят работать с ними, используя технологию продуктивного чтения;
- продолжить работу с родителями по привлечению их к внеурочной работе и организации процесса домашнего чтения.
Приложение 1
Результаты собеседования 14.09.
Техника чтения
Знание
Потребность в книге
способ
Темп сл./
мин.
Понимание
соблюдение смысловых пауз
произведений
авторов
Просишь почитать /читаешь сам
нет
1
Слог. плавное
40
Рассказывает
Отвечает на вопросы
Не всегда
Энциклопедии
Пушкин
да, сам тоже читаю
2
Слог
23
отвечает на вопросы
-
Колобок
-
нет
3
слог
22
Рассказывает + добавляет свое
Не всегда
Волшебник страны Оз, комиксы
-
да, сам смотрю и читаю комиксы
4
звук/слог
14
Отвечает на вопросы
-
Называет много
-
Да/нет
5
Слог +слово
47
рассказывает
отвечает на вопросы
Почти всегда
Энциклопедии, про Золотую рыбку, много русских сказок
Пушкин
Да, но редко читают, чаще сам
6
Слог плавное
44
Отвечает на вопросы
-
Сам не называет, но отвечает на вопросы о героях.
-
Да/иногда
7
Слог отрывисто (особенность речи)
25
Отвечает на вопросы только по сюжету
Не всегда
-
-
-
нет
8
Только закрытые слоги
0
По услышанному тексту отвечает на вопросы только по сюжету
-
-
-
-
нет
9
слог
20
Не понимает прочитанногоПо услышанному тексту отвечает на вопросы частично
-
Колобок,
3 медведя,
3 поросенка
-
-
нет
10
слог
34
Отвечает на вопросы
-
Комиксы про Человека-Паука, энциклопедии
-
иногда
11
Только слоги 2-3-буквенные
0
По услышанному тексту отвечает на вопросы
-
Про Ивана-царевича и волка, Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная, Простоквашино
-
Да/-
Анализ данных, полученных 14.09.
Приложение 2
Результаты собеседования 20.05.
Техника чтения
Знание
Потребность в книге
способ
Темп сл./м.
Дек./ май
Понимание
соблюдение смысловых пауз
Круг чтения
авторов
Просишь почитать /читаешь сам
нет
1
Слог. + целые слова
58/77
Рассказывает
Отвечает на вопросы
Не всегда
Энциклопедии, называет много произведений, но пока все программные или из прочитанных в школе.
Пушкин, Носов, Чуковс-
кий, Барто, Драгун-
ский, Мориц, Токмако-ва.
да, сам тоже читаю
2
Слог+ целые слова
32/44
Рассказывает и отвечает на вопросы
Не всегда
Приключения Буратино, Приключения Незнайки, и др программные или из прочитанных в школе.
Носов, Чуковс-
кий, Мориц
Да, но редко читают/ когда задают, когда хочется узнать, что дальше будет.
3
Слог. + целыми словами
46/69
Рассказывает + добавляет свое
Почти всегда
Много из прочитанных в школе, детские журналы с героями зарубежных м/ф, комиксы, энциклопедии.
да, сам смотрю и читаю комиксы и все, что читаем в школе, журналы и энциклопедии.
4
слог
19/22
Рассказывает,отвечает на вопросы
Не всегда
Называет много, не только школьные
Линд-грен, Чуковский, Барто, Мориц, Сладков и др.
Да/когда задают, чаще читает мама
5
словами
66/104
рассказывает
отвечает на вопросы
да
Энциклопедии, много из прочитанного в школе, сказки А.Пушкина, приключения Незнайки, Денискины рассказы, не только из школьных.
Драгунский, Носов, Толстой, Маршак, Бажов, и др.
Да, но редко читают, чаще сам
6
Слог +словами
56/77
Рассказывает с помощью наводящих вопросов, отвечает на вопросы
да
Энциклопедии о животных, многое из прочитанного в школе.
Пушкин, Чуковский, Носов, Мориц Волков, Родари и др. не только школьные
Да/иногда
7
Слог + словамиотрывисто (особенность речи)
38/44
Отвечает на вопросы только по сюжету
Почти всегда
Некоторые школьные произведения.
Носов, Чуковский, Барто, Козлов.
Маме некогда/сам читаю, что надо в школу, интересно.
8
слоговое
11/26
Отвечает на вопросы, рассказывает по вопросам
Не всегда
Некоторые школьные произведения, энциклопедии про животных смотрю.
Носов, Чуковс-
кий.
Нет/ когда задают
нет
9
Слог+ целые слова.
26/40
Отвечает на вопросы только по сюжету, рассказывает с трудом
Не всегда
Про Незнайку, Буратино, Золушка, комиксы, журналы с героями зарубежных м/ф.
-
Иногда/когда задают
10
Слог+ целые слова
48/67
Отвечает на вопросы и рассказывает
Почти всегда
Энциклопедии, про футбол, многое из прочитанного в школе.
Многих авторов, чьи произведения читали в школе
Маме некогда/ сам читаю энциклопедии, про футбол и все, что задают, интересно
11
Слог+ целые слова
9/38
Рассказывает и отвечает на вопросы
Да.
Называет много, не только школьные
Многих авторов школьной программы
Да/что задают и с мамой и бабушкой
Анализ результатов, полученных 20.05.
Приложение 3
Динамика результатов учащихся в течение года.
Способ чтения
Темп чтения
Соблюдение смысловых пауз
Знание произведений
Потребность общаться с книгой
Список литературы.
1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности). [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. О проблемах управления процессом воспитания и причинах их возникновения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vospitanieitip.narod.ru
3. Громова О.К. Откуда берутся не читающие взрослые и как этому противодействовать?// Чтение и грамотность Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения/Как разорвать замкнутый круг : Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник /Сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007 – 184 с., 38-53
4. Горячев А. В. Организация проектной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru
5. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1 класс: Методические рекомендации. - М. : Интерпракс, 1994. - 384с.
6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. - 72 с.
7. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA [Текст]: материалы отчета РАО. [Электронный ресурс]. URL: http://ippd.univers.krasn.Ru/bibl/pedgog-razvitie.
8. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения/Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / Сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007 – 184 с., с.53-62
9. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: Методическое пособие для учителей начальных классов. – М. : Баласс, 2009. – 144с.
10. Учительская газета №14 (10251) от 07 апреля 2009 года Вам улыбнулась удача. Вы сдаете PISA!
11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
[Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /гл. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.-86с. [Электронный ресурс].URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm
13. Энциклопедия школьного психолога. [Электронный ресурс].URL: http://www.psihologu.info/content/view/152/16/