Объект исследования – процесс формирования культуры речевого общения младшего школьника.
Предмет исследования – педагогические условия, направленные на формирование культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: обосновать эффективность использования внеурочной деятельности в формировании культуры речевого общения младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования культуры речевого общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности может быть существенно повышена, если:
- работа проводится целенаправленно и систематически;
- осуществляется взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками на принципах педагогики сотрудничества;
- применяются современные, разнообразные средства и методы формирования у детей культуры речевого общения;
- осуществляется тесное взаимодействие с семьёй, привлечение родителей к организации внеурочных занятий, бесед, праздников.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы определены следующие задачи исследования:
- Определить сущность понятия культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста.
- Раскрыть содержание и методику работы с учащимися по формированию культуры речевого общения посредством внеурочной деятельности.
- Изучить опыт работы учителя исследуемого класса по формированию культуры речевого общения в процессе внеурочной деятельности.
- Провести опытно-практическую работу по формированию культуры речевого общения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
- Разработать и обосновать методические рекомендации по формированию культуры речевого общения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих
методов:
- теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также образовательных стандартов, программ);
- эмпирического исследования (наблюдение за деятельностью школьников и учителя, собеседование, анкетирование, опрос, интервьюирование, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент);
- статистические (математическая и статистическая обработка результатов и их графическое представление).