kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этическое занятие в 7 классе "Дом, который построим мы..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Развивать  представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.

Задачи:

- показать, что соблюдение каждым человеком нравственных норм и правил  гражданского поведения   является важной составляющей для развития полноценного общества, построения сильного государства, а  стремление к развитию общественной активности, чувства  нравственной  ответственности за свое поведение и поступки есть регулятор поведения человека как гражданина;

- вызвать эмоциональный отклик на нравственную проблему;

- познакомить с нравственным опытом человека и общества;

- организовать накопление нравственного личностного опыта подростков.

Виды деятельности: этический диалог, чтение и обсуждение притчи, этические игры, работа в группах.

Основные термины и понятия: гражданин, должностное лицо, коррупция

Вспомогательные материалы к уроку:

- сюжет «Ералаша»   («Два желания);

- видео притча «Два волка»;

- презентация;

- карточки для игр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этическое занятие в 7 классе "Дом, который построим мы..."»

Этическое занятие в 7 классе

«Дом, который построим мы…»

Цель:

Развивать представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.

Задачи:

- показать, что соблюдение каждым человеком нравственных норм и правил гражданского поведения является важной составляющей для развития полноценного общества, построения сильного государства, а стремление к развитию общественной активности, чувства нравственной ответственности за свое поведение и поступки есть регулятор поведения человека как гражданина;

- вызвать эмоциональный отклик на нравственную проблему;

- познакомить с нравственным опытом человека и общества;

- организовать накопление нравственного личностного опыта подростков.

Виды деятельности: этический диалог, чтение и обсуждение притчи, этические игры, работа в группах.

Основные термины и понятия: гражданин, должностное лицо, коррупция

Вспомогательные материалы к уроку:

- сюжет «Ералаша» («Два желания);

- видео притча «Два волка»;

- презентация;

- карточки для игр.

Ход урока:

Добрый день всем присутствующим в этом кабинете! Тема нашего занятия «Дом, который мы построим».

1-ый этап

Вовлечение в диалог

Демонстрация сюжета «Ералаш» («Два желания»)

Я уверена, что каждый из вас поступил бы в данной ситуации совсем по-другому и, конечно, помог бы пожилой даме. А какие желания вы попросили бы ее исполнить, запишите.

Давайте прочитаем свои желания. Что вы попросили для себя? (дети зачитывают)

А теперь послушаем, что вы желаете своим родным и близким (дети озвучивают). Молодцы! Замечательные пожелания.

А что вы пожелали для всех, для общества, для страны? (дети читают)

Давайте поблагодарим тех, кто уже сегодня задумывается о своей стране.

2-ой этап

Вывод на проблему

А как называют тех, кто думает и заботиться о своей стране? (патриоты, граждане)

В различных словарях значения этих слов толкуются так:

Патриот – это тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины (Т.Ф. Ефремова)

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа (С.И.Ожегов)

А должно ли государство заботиться о своих гражданах? (да)

В чем проявляется забота государства о своих гражданах? (защита от преступников и внешних врагов, бесплатные образование и медицина, помощь в чрезвычайных ситуациях, свобода слова и вероисповедания, право на отдых и труд и т.д.)

Заботу о своих гражданах государство осуществляет через представителей законодательных и исполнительных органов власти и должностных лиц. Представители власти обычно наделены привилегиями, т.е. преимуществами перед другими гражданами. Не секрет, что общество не всегда бывает довольно представителями власти. Почему? (они часто пользуются своим положением для незаконного получения личной выгоды)

Могли бы вы привести примеры из жизни, когда представители власти злоупотребляли своим положением с целью получения личной выгоды? (взятки сотрудников ГИБДД, взятки врачам, взятки сотрудникам различных служб для ускоренного решения проблем с оформлением различных документов, взятки за успешную сдачу экзамена в ВУЗах и т.д.)

Как называется незаконное использование человеком своего служебного положения, когда он пытается влиять на других людей с целью получения личной выгоды? (коррупция)

Есть правовое определение коррупции, данное в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации:

Коррупция – умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками с целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу обществу и государству.

К огромному сожалению, коррупция в нашей стране стало повсеместным явлением и приобрело угрожающие масштабы, поэтому государство предпринимает самые решительные действия по борьбе с этим явлением: предусмотрено уголовное наказание за получение и дачу взяток, каждый чиновник обязан предоставлять в налоговые службы сведения о своих доходах и имуществе и т.д., создаются общественные движения, которые призывают осуждать взяточничество, открыто говорить о тех, кто не чист на руку, помогать правоохранительным органам.

(видеоролик о громких коррупционных делах)

Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующее задания:

первая группа выбирает слова, которые ассоциируются со словом «коррупция»; а вторая группа - слова, которые ассоциируются со словом «антикоррупция».

Гражданская активность, ответственность, мошенничество, бюрократия, тюрьма, блат, ГИБДД, вседозволенность, правительство, министерство, карман, выгода, подкуп, честность, совесть, борьба, порядочность, закон, оборонсервис, должность, гниль, чиновничество, взятка, полиция, принципиальность, неподкупность, вор, деньги, продажность, беззаконие.



3-ий этап

Развитие диалога

Как вы думаете, что является причиной появления коррупции? (незнание законов, соблазн, желание легкой наживы, зависть, нестабильность в стране, привычки, низкий уровень жизни населения и т.д.)

Давайте посмотрим видео притчу.

(демонстрация видео притчи «Два волка»)

Как вы поняли смысл данной притчи? (в каждом человеке живет два начала: добро и зло, надо работать над собой, чтобы победило добро)

Может ли каждый из нас внести свой вклад в борьбу с коррупцией? (да)

Каким образом? (развивая в себе честность, порядочность, принципиальность, непримиримость с нечестностью и непорядочностью других, вырабатывая в себе активную гражданскую позицию и ответственность перед обществом за свое поведение и поступки)

Если каждый из нас будет обладать такими качествами, наша страна, т.е. наш дом, станет значительнее лучше.

4-й этап

Обращение к собственному опыту

Если человек думает только о себе, он тоже может считаться гражданином. Но это не будет означать, что он гражданин – достойный сын Отечества, как сказал русский поэт Некрасов, и достойный сын своего народа. Он всего лишь гражданин по закону. На самом деле он обыкновенный обыватель. Обыватель знает, что главное в жизни – это его собственное благополучие. Исторически сложилось, что обывателем стали называть человека, живущего мелкими, личными интересами. Он не подаст милостыню нуждающемуся, самому, мол, не хватает. Он не пойдет на выборы, ему все равно, кто получит власть в его городе, стране.

Сейчас вы получите карточки. Ваши группы должны будут разделить их на две группы: поступки, характерные для истинного гражданина, и поступки, характерные для обывателя.

- принял участие в выборах;

- издевался над котенком;

- не помог пожилому человеку перейти дорогу;

- сообщил о готовящемся преступлении;

- перешел дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора;

- участвовал в субботнике по уборке территории;

- увлекся игрой в Интернете;

- участвовал в волонтерской деятельности;

- сломал ветку дерева;

- посадил цветы в общественном дворе;

- убежал, когда обежали слабого;

- помог пожилой бабушке, живущей по соседству.

Что у вас получилось?

В каждом человеке обычно присутствуют черты истинного гражданина и черты обывателя. Для того чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, надо учиться разбираться в себе. Заполните таблицу, ответив на вопросы:

- Какие качества гражданина я нахожу в себе?

- Какие качества обывателя я должен в себе уничтожить?

Предлагаю вашему вниманию несколько изречений известных людей, которые, на мой взгляд, подходят к нашему разговору. Как вы понимаете смысл этих изречений?

«Бог свидетель, нам нелегко приходится в этой жизни, и терпение — это единственный способ жить честно» (Филип Честерфилд)

«Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость — все это может быть объединено в понятии «честность» (Квинтилиан)

«Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещенный ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда руководствуется компасом общественной пользы» (Гельвенций К.)

«Обстоятельства переменчивы, принципы – никогда» (Оноре де Бальзак)

«Лишь тот, достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (И. В. Гете)

«Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» (Паскаль Блез)

Какое из изречений для вас наиболее значимое в работе по борьбе со своим «черным» волком? Объясните свой выбор? (дети поясняют свой выбор)

5-ый этап

Кульминационный момент

Я хочу прочитать вам еще одну притчу.

Притча о прорабе

Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

- Я увольняюсь, - сказал он работодателю, – ухожу на пенсию. Буду со своей старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

- Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки…

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то недоделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы. Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:

- Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно ему одному! Он стоял красный от стыда, все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали. Что он краснеет от застенчивости, он краснел за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочеты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен будет жить в том единственном доме, который построил плохо…

Мораль: мы все прорабы, так как строим свой дом. И я имею в виду не просто строение из кирпича, а нашу страну, наше Отечество, которое является для нас общим домом. И от того, как мы будем строить сегодня, зависит наша жизнь в будущем. Будет ли этот дом крепким и надежным или его растащат на отдельные кирпичики? Все зависит от нас с вами.

Рефлексия: В конце нашего занятия я прошу составить синквейн на тему «Отечество». Напомню, что синквейн - это японское стихотворение, состоящее из 5 строк:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна (отечество).

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль (сильное, любимое).

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы (нуждается, требует, защищает).

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (Отечество – дом, который мы построим).

5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (счастье).

(дети составляют синквейн и озвучивают по желанию)

Спасибо за вашу активность.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этическое занятие в 7 классе "Дом, который построим мы..."

Автор: Смольянинова Светлана Анатольевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по математике для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173946"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070064"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебно-методическое пособие "Этические беседы в первом классе""
    ["seo_title"] => string(76) "uchiebno-mietodichieskoie-posobiie-etichieskiie-biesiedy-v-piervom-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "259409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448735401"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированное внеурочное занятие "Мы в ответе за тех, кого приручили" "
    ["seo_title"] => string(82) "intieghrirovannoie-vnieurochnoie-zaniatiie-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "104680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402749925"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Внеклассное мероприятие во 2 классе "Доброта творит чудеса" "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vo-2-klassie-dobrota-tvorit-chudiesa"
    ["file_id"] => string(6) "111138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407136650"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства