Эстрадный концерт. Виды и формы.
Концерт (в перев. с лат. - состязаюсь) – публичное выступление артистов по определенной заранее составленной программе.
(Театральная энциклопедия).
В обиходе мы прежде всего делим концерты на два вида: филармонические и эстрадные.
Виды эстрадного концерта.
Дивертисментный (сборный) концерт.
Дивертисмент (фр.) – увеселение, развлечение.
Является наиболее распространенной, традиционной формой эстрадного концерта.
Его программа состоит из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.)
При работе над сборным концертом следует заботится:
-
О цельности его воздействия на публику (т.к. сборный концерт это целостное, самостоятельное произведение, а не бессмысленное нагромождение номеров друг на друга).
-
О последовательности номеров в программе концерта, о его композиции (четко представлять себе, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте концерта, как он воспримет их сочетание).
Варьете.
На западе понятие «эстрада» относится только к сцене (подмосткам) на которой выступают артисты, а вид сценического искусства там носит название «варьете». Варьете – легкое, развлекательное действо, тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступлений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, акробатов, жонглеров, фокусников и т.д.
Кабаре.
Кабаре (фр. - кабачке).
Сборная, дивертисментная (иногда с элементами театрализации) эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать публику сидящую за столиками.
Как, правило кабаретные программы состоят из различных шутливых и лирических песенок, сольных танцев, сатирических номеров и т.д. (одной из разновидностей таких программ являются «танцевальные кабаре»). Но главную роль в них играет конферансье, ведущий непринужденный (часто вызывающий ответную реакцию публики) разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводит с ними самые разнообразные игры.
Кабаретные программы обычно отличаются (должны отличаться) атмосферой раскованности, импровизационности, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки («кабаретный уют»).
Еще одной разновидностью кабаре являются программы так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические номера.
В России начало этой форме положили кабаре «Летучая мышь» в Москве и «Кривое зеркало» в Петербурге.
Пример политического кабаре. В Москве в 1992 году шла программа под названием «Кабаре двойников» (автор постановщик А.Д. Силин).
Шоу.
Шоу (анг. 1 – показывать. 2 - спектакль).
Распространенный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обязательным участием хотя бы одной эстрадной «звезды». Эстрадная программа, не имеющая твердого сюжетного хода, основанная на внешне эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками, построеная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мьюзик-холльному.
С тем же изяществом хореографических номеров, с той же мьюзик – холльной красочностью и пышностью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим колличеством разнообразных номеров.
Театрализованный концерт.
Театрализованный концерт складывается из свободных номеров, как и дивертисментный концерт, но степень театрализации в нем значительно отличает его от последнего.
Особенности:
Первое. Наличие в нем сюжетного хода. Не столько внешнего, сколько внутреннего, условного, дающего возможность объединить незамысловатым сквозным действием отдельные номера программы в единое целое представление. Сюжетный ход в таком представлении не столько заставляет публику следить за развитием сюжета, сколько понимать и принимать логику построения композиции концерта, а порой воспринимать тот или другой номер с неожиданной стороны.
Второе. Замена конферансье или безликого ведущего персонажем (персонажами) наделенным определенными чертами характера и характерности (профессией, возрастом, привычками и т.п.). Иначе говоря этой форме эстрадного концерта (во многом тяготеющей к эстрадному представлению), присуща ролевая персонификация конферансье, превращение его в проходящее через весь концерт действующее лицо, поведение которого зависит целиком от сюжетного хода.
Третье. Создание для такого рода концерта специального оформления (сценографии), определяющего и выражающего образ как всего концерта, так и его части (эпизода, номера).
Все эти особенности присущи и таким формам эстрадных представлений, как «обозрение», мьюзик холльным программам.
Обозрение. (Ревю).
Ревю в перев. с фр. – обзор, обозрение.
Обозрение – такая форма эстрадного действа, в котором отдельные номера связаны с сюжетным ходом, позволяющим по мере его развития все время «менять» место действия (различные «путешествия», «поиски» кого – то или чего-то и т.д.). В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Следовательно, обозрение – это эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединенных в эпизоды, разных номеров.
Сценичекие повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события, как бы с разных точек зрения.
Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, озорство, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность.
Обозрение смонтированное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незавизимо от создаваемого представления, таит в себе опасность (так как номер это завершенное произведение со своей логикой, а сюжетный ход подразумевает подчинение номеров логике всего представления). В этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д.
Мьюзик-холльное представление.
Мьюзик-холльная программа – это своеобразное постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение-зрилище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; обозрение-зрелище, в котором первоклассные номера и эпизоды с участием эстрадных звезд соединены не столько сквозным «пунктирным» сюжетным ходом, сколько танцевальными номерами герлс с идеальной синхроностью движений. Это программа, в которой значительное место занимает эстрадный оркестр, как правило, располагающийся на сцене. Это всегда яркие, броские костюмы исполнителей. Это блеск красок, игра света и теней. Это различного рода сценические эффекты. Это использование самых разнообразных современных технических средств, оформления.