Тема урока: «Подготовка к первому публичному выступлению»
Тип урока: закрепление знаний, их обобщение и систематизация
Вид урока: смешанный
Методы: объяснительно-иллюстративный
Цель урока: научить избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих коррекции эстрадного волнения, выявить конкретные поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.
Задачи:
Развивающие: создать благоприятные условия для раскрытия музыкальных способностей детей; развивать музыкальное мышление и память у детей;
Обучающие: применять на практике полученные знания и умения;
Воспитательные: вовлечь детей в процесс активной творческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к музицированию.
Предполагаемый результат: раскрытие музыкально- образного содержания произведения, удовлетворение от совместной работы, чувство радости, общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки учащихся.
План урока:
1.Организационный момент, сообщение темы и плана урока, представление ученика.
2.Введение
3.Основная часть
4.Заключение
5.Вывод
Оснащение: рояль, ноутбук, нотная литература
Ход урока:
Организационный момент
Урок проводится в концертном зале ДШИ. Присутствуют преподаватели школы, родители. Обучающиеся:
Баринова Карина 1-й класс (6 лет) преподаватель Бычкова Л.Ф.
Лукина Анастасия 1-й класс (6 лет) преподаватель Куталадзе Г.Н.
Подготовка к агитационному концерту для детских садов города.
Репертуар: «Песня кота Леопольда» муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта
Введение:
Участие в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов.
Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию и воображение, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм. Но практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывают учащиеся. Особенно это касается самых маленьких исполнителей, для которых первый выход на эстраду запомнится на всю жизнь. Поэтому к первому публичному выступлению нужно подойти со всей серьезностью.
Основная часть:
Приступая к основной теме занятия, прежде всего, хочу задать девочкам вопросы:
1. Любите ли ты выступать?
2. Хотите ли вы выступить?
3. Что вы ждете от своего выступления?
4. Кого вы пригласите на концерт?
Ученицы бойко и смело отвечают на все вопросы, они необычайно рады и счастливы, что сейчас будут играть на рояле. Но первое проигрывание приводит всех в ужас от того, что ничего не звучит, текст наполовину забыт, нет синхронности, метро-ритмической устойчивости. Это и понятно. Девочки из разных классов и привыкли играть со своим педагогом, с которым все отлично получалось. Но большей внимательности, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.
По ходу работы возникла проблема посадки: Настя (I партия) не хотела уступать часть привычного ей пространства. В отличие от сольного исполнения, каждый пианист в ансамбле имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь поделить территорию и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся голосоведении.
Очень долго репетируем выход на сцену и начало исполнения. Каждый начинал игру так, как ему удобно, но в процессе работы дети поняли, что от них требуют. Сразу проявились лидерские способности участников ансамбля: Карина показывала начало игры, а Настя следила за синхронным окончанием.
Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы добиваемся синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление обычно достигается взятым общим дыханием, но малышам можно и посчитать. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи.
Первоначально игра девочек была не выразительной, однообразной. Смотрим мультфильм, слушаем песню в исполнении героя. Говорим о веселом, добром характере произведения, его содержании, форме, определяем фразы и предложения - все это помогает раскрытию художественно-образного содержания. Выразительность произведения достигается использованием основных штрихов - staccato и legato. Здесь мы обращаем внимание на ударения в стихотворном и нотном тексте. «В небесах, высоко ярко солнце светит» - первый звук ударный, а второй мягче, нужно его послушать. В конце предложения четверть дослушать, «пропеть последнюю букву», и в конце пьесы четверть дослушать и точно снять на паузу, как бы произнеся последнюю букву - переживём. Чтобы песенка получилась легкой, мягкой, шутливой много времени уделяем работе с II партией. Само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение к клавишам: цепкое, колкое. На Карине лежит большая ответственность не заглушить мелодию, найти баланс, а это нелегкая задача даже для опытных музыкантов.
Заключение:
Одна из причин волнения - боязнь забыть текст. Поэтому произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение «чистой совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе и наоборот.
Но даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:
1. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру исполняет отобранное произведение. Следует проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.
3. Выполнить 10 прыжков или 10 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение. Выявленные ошибки затем устраняем на уроке тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.
Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.
Этапы достижения эстрадной готовности:
а) играть не всю пьесу целиком, а отдельные фрагменты и части;
б) репетировать перед специально приглашенными слушателями;
в) не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности.
Советы перед выступлением:
- Выходя на сцену - сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие.
- Важно приспособиться к инструменту.
- Выступление можно загубить высоким или низким стулом.
- Высокие каблуки мешают пользоваться педалью.
- Необходимо удобство в одежде.
- Выходить на сцену не торопясь, ступать - легко.
- Перед тем как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя.
Вывод:
По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся к стрессовым ситуациям. Поэтому многие исполнители нуждаются в коррекции сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений.
Подготовка к концертному выступлению превращается в наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публикой.
Список используемой литературы:
1.Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка
2.В.И.Петрушин «Музыкальная психология»: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997
3.Бузони Ф. «О пианистическом мастерстве» - В кн: Исполнительское искусство зарубежных стран,
4.Гольденвейзер П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально – исполнительского искусства» вып.2
5.Коган К. «У врат мастерства» М.; Музыка, 1969
6. Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста»
7.. Е.Сорокина «Фортепианный дуэт»
8. И.А.Федоров «О роли фортепианного ансамбля в становлении профессионального музыканта»