Цель: Изучение современной казахской музыки и её роль в жизни подрастающего поколения.
Задачи:
образовательная: объяснить детям роль современной казахской музыки в их жизни;
воспитательная: воспитывать уважение к народной музыке, являющейся основой развития искусства;
развивающая: научиться понимать и слушать музыку, ценить то, что создал композитор...
Тип: урок проверки и коррекции знаний и умений.
Вид:урок – лекция
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности (создание ситуации успеха);
Метод организации и осуществления учебно – познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический).
Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска) электронный конспект урока «Современная казахская музыка», портреты композиторов, кроссворд, таблицы.
Звуковой ряд: А. Есепов «Концерт» 1 ч, С. Муслимов «Мой Казахстан». К. Сакай «Мектеп – ана», Курмангазыкюй «Сарыарка», Токтар Сериков «К?к ?рік». Токтар Сериков «К?к ?рік».
Ожидаемый результат: учащиеся осознают роль современной казахской музыки в их жизни.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Звучит шуточная казахская песня.
Учитель:Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада всех Вас видеть на нашем совместном уроке музыки. Как вы наверно уже поняли из моей песни, тема нашего сегодняшнего урока – «Современная казахская музыка». Но прежде чем мы приступим к изучении нашей новой темы, хочется задать несколько вопросов:
- Что относится к казахской музыке?
- Какие вы знаете казахские национальные инструменты?
- Знаете ли вы песни на казахском языке?
Учитель: Существуют несколько видов казахской музыки:
- Народная – вокальная
- Вокально – инструментальная
- Инструментальная
- Эстрадная – современная.
3.Учитель: Казахская музыка появилась очень давно. Её исполняли мудрейшие люди – старейшины, пели без музыкального сопровождения инструментов. Акынов уважали о почитали. Их песни исполнялись повсюду.
Наиболее известными акынами – композиторами являются:
- Курмангазы
6. ЫхыласДукенулы
- СуюнбайАронулы
7. Дина Нурпеисова
- Абай Кунанбаев
8. КененАзербаев
- Коркутата
9. НургисаТлендиев
- Таттимбет
10. Темирбек Ахметов
4.Учитель: С каждым годом музыка становилась всё краше и интереснее. Стали появляться музыкальные инструменты.
инструменты
духовые
ударные
струнные
сазсырнай
асатаяк
кобыз
желбуаз
дауылпаз
домбра
шанкобыз
сакпан
адырна
жетиген
Учитель: И такую музыку полюбили с ещё большей силой. Устраивались айтысы – состязания для домбристов и вокалистов.
5. Исполнениекюя.
6. Учитель: Меняется время, меняются люди и музыка тоже преображается. Она становится более яркой и насыщенной. Появляются современные оперные певцы:
КуляшБайсеитова
СерикМусалимов
ЖанарАйтжанова
Роза Рымбаева
Шакенайманов
ШашубайКошпарбаев
Слушание:Токтар Сериков «К?к ?рік». Характеристика.
7.Учитель:Ученики 3 «В» класса тоже решили выучить современную песню. Называется она «Мектепана», что в переводе на русский язык школа – мать. Слова ?. Д?йсенбиев, музыка ?. Са?ай.
8. Учитель: Одновременно с вокальной музыкой появляется инструментальная. Создаются классические казахские произведения для оркестров. Но чем же ещё можно удивить и порадовать людей? Если взять домбровое произведение и добавить современную аранжировку, что получится?
Любую музыку можно понять и без слов, представить себе какую – то картину, которая подходит к этому произведению. Сейчас прозвучит инструментальная музыка, которую нужно внимательно прослушать, а затем нарисовать то, что вы представили.
Пример: 1) Бурашкин «Концерт» 1ч исполняет А. Енсепов.
Дети слушая музыку рисуют картину.
9. Характеристика и оценку рисунков.
10. Итог урока: Замечания, вопросы, пожелания.
11. Вывод: из любой, даже самой простой народной мелодии можно сделать, создать, записать яркое контрастное музыкальное произведение.
Учитель: Ребята, мы все живём в дружной, мирной стране, которая называется Казахстан. Вы её любите? Так пускай эта любовь с каждым годом крепнет. Уважайте свой народ, изучайте родной язык, и, конечно, чаще исполняйте казахскую современную музыку. В вашей жизни она играет преобладающую роль, так как вы – наше будущее. Может быть кто – то из вас станет знаменитым певцом или композитором, и будет сочинять более интересные, радующие слух песни. Запомните, жизнь одна – а музыка вечна.
Горной зеленью дыша
В шелке солнечной мечты
Словно лебедь хороша
Сказочная Алматы
Бросив в будущее взгляд
Взмыл как песня над землей
Родины столичной град
Что зовется Астаной.
На семи ветрах
В золотых степях
Синегорье Кокшетау
Мира и добра
Людям города
Где поет домбра.
Звучит песня «Мой Казахстан» слова и музыка. С. Мусалимова. Исполняет Базарбаев Алмаз.