kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭКСКУРСИИ ПО РОДНОМУ КРАЮ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность ? самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине. Воспитывать истинного патриота своей Родины ? задача трудновыполнимая для педагога. Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов. Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭКСКУРСИИ ПО РОДНОМУ КРАЮ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ЭКСКУРСИИ ПО РОДНОМУ КРАЮ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Если спросят, что вам нужно, что хотите вы собрать?

Мы ответим: твердо с верой, что музей хотим создать!

«Патриотизм ─ это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились». Так выразился британский писатель, романист, лауреат Нобелевской премии Бернард Шоу.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность ─ самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста ─ это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств.

Воспитывать истинного патриота своей Родины ─ задача трудновыполнимая для педагога.

Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Структура гражданско-патриотического воспитания учреждениях дополнительного образования включает в себя:

· комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;

· педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;

· управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов[5].

Цель гражданско-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Задачи патриотического воспитания:

· разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;

· развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

· формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;

· создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

В настоящее время в России выделяют пять моделей[7] патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:

•предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;

•межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;

•институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;

•проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

•диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.

Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей и т.д. имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.

Методы патриотического воспитания:

1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:

· выполнение исследовательских работ по краеведению;

· организация поисковой работы;

. экскурсионная деятельность;

· волонтерская и «тимуровская» работа;

· проведение встреч с известными людьми, героями;

· изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

· организация детских творческих конкурсов и т д.

В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:

· индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);

· социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);

· материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);

· педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы.

Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.

Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы. Все это помогает ребятам глубже вникнуть и понять исторические события, воспитывает у них гордость за свою Родину и понимание своей причастности к событиям сегодняшнего дня.

Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.




В рамках реализации ДОП уделяется внимание вопросам изучения истории России и Коми края, символики государства, социально ─ культурным ценностям. В тоже время ребенок младшего школьного возраста лучше воспринимает и запоминает информацию, которую увидел, потрогал, ощутил. Большое значение в реализации принципа наглядности отводится экскурсиям по родному краю.

Именно поэтому с дошкольного возраста в нашем учреждении ведется работа по патриотическому воспитанию обучающихся посредством экскурсий по родному краю. Формы проведения экскурсий следующие:

1) путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами);

2) туристические походы;

3) выезды в музеи;

4) пешеходные прогулки по окрестностям;

5) автобусные экскурсии.

Цель каждой экскурсии ── это знакомство с прошлым родного края, достопримечательностями, историей Республики Коми, Удорского района.

Самой востребованной формой проведения экскурсий у обучающихся нашего учреждения является автобусная. Перед поездкой совместно выбирается маршрут, рассматривается его месторасположение на карте, изучается дополнительная литература. Исходя из этого, ребята не являются пассивными слушателями, т.к. уже имеют представление о месте следования. Это повышает внимание детей, улучшает процесс запоминания. Так как экскурсии проводятся в игровой увлекательной форме для детей младшего возраста, дети с удовольствием слушают, меньше утомляются, легко усваивают материал, а главное, каждое путешествие для ребенка оказывается маленьким открытием достопримечательностей родного края. После поездки делимся впечатлениями, оформляем стенгазету и т.д.

Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.


В заключении можно сказать, что работа в данном направлении оставит след в сердцах детей, и они вырастут настоящими патриотами своей Родины.





















Используемая и рекомендуемая литература

  1. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2004. - 214 л.

  2. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003. - № 1. - С. 2.л

  3. Быть достойным: Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодёжного клуба "Заречье плюс" Зареченского района г. Тулы//Воспитание школьников. 2003. - № 2. - С. 37-45.

  4. Войкин Александр Юрьевич. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Войкин Александр Юрьевич; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2007.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3061

  5. Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы (обращение к Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны, администрациям регионов и учебным заведениям)http://niitt.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&itemid=0

  6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006

  7. http://www.vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf

  8. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.

  9. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. . докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.

  10. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 2005. - 177 л.

  11. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М.: Аркти, 2003. - 166 с.

  12. Микрюков Василий Юрьевич. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2009.- 315 с.: ил.

  13. Рудакова Галина Владимировна. Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования : 13.00.04 Рудакова, Галина Владимировна Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования (На примере военно-спортивного клуба) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Коломна, 2005 223 с. РГБ ОД, 61:05-13/1654

  14. Теньшова О. Н. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход : личностно-деятельностный подход : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 211 с. РГБ ОД, 61:07-13/1400

  15. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2002. 187 л.

  16. Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8-9.

  17. Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе. Дисс. . канд. пед. наук. Шадринск, 2002. - 162 л.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЭКСКУРСИИ ПО РОДНОМУ КРАЮ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Скорнякова Людмила Борисовна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа Патриотическое воспитание"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaiaproghrammapatriotichieskoievospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "307539"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458365691"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) ""Работа образовательного учреждения с семьёй по достижению единства в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения" "
    ["seo_title"] => string(179) "rabota-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-s-siem-ioi-po-dostizhieniiu-iedinstva-v-dukhovno-nravstviennom-i-ghrazhdansko-patriotichieskom-vospitanii-podrastaiushchiegho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222358"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436207047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства