РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
ОЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мониторинг результатов.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования
Работа образовательного учреждения на всех этапах ориентирована на Концепцию Духовно- нравственного воспитания
- при реализации учебных программ
- при работе с классным коллективом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно нравственное воспитание учащихся»
РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
ОЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мониторинг результатов.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования
Работа образовательного учреждения на всех этапах ориентирована на Концепцию Духовно- нравственного воспитания
- при реализации учебных программ
- при работе с классным коллективом.
Нормативной основой программы Духовно- нравственного развития и воспитания стали следующие документы.
Нормативная основа
Закон об образовании РФ
ФГОС 2 поколения начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я.Данилюк
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
А.Я. Данилюк
Методические рекомендации «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в 2-х частях А.Я. Данилюк
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. А.А. Логинова, А.Я. Данилюк.
Классному руководителю необходимо создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого учащегося, надо сформировать классный коллектив и т.д.
Федеральный Государственный стандарт 2 поколения направлен на воспитание гражданина России, на формирование базовых ценностей (их 10), ориентирован на Программу Духовно- нравственного воспитания. Мы понимаем, что должны быть реализованы и задачи Духовно- нравственного воспитания.
Учитывая возможности учащихся и запросы родителей и для того, чтобы эта работа была системной нами выбрана Государственная программа Александра Ярославовича Данилюка в авторской разработке.
Эта программа нам подходит. Почему?
Есть инструментарий, который позволяет организовать работу педагога по всем направлениям.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования А.Я.Данилюк, А.А. Логинова
В программе содержится примерное планирование работы, которое можно корректировать в соответствии с особенностями образовательного учреждения и классного коллектива.
Цели и задачи
Основные направления
Принципы и особенности содержания
Основное содержание
Виды деятельности
Формы занятий
Совместная деятельность учреждения, семьи и общественности
Повышение культуры родителей
Планируемые результаты
Оценка эффективности реализации программы
В комплект входит методическое пособие для учителя
В методическом пособии описаны основные направления работы, критерии оценки реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся; даны рекомендации по работе с комплектом
Имеется рабочий блокнот для педагога
Предлагаются бланки для фиксации результатов контрольного и интерпретационного этапов мониторинга; планирования основных направлений воспитательной деятельности; составления характеристики класса по итогам реализации программы.
Благодаря родителям все учащиеся нашего класса обеспечены рабочей тетрадью, которую авторы назвали «Книга моих размышлений»
Для чего она нужна?
Стандарты 2 поколения ориентированы на формирование самостоятельного способа самопознания, самовоспитания, но на основе определенных ориентиров.
В ее состав входят упражнения, позволяющие оценить динамику нравственного развития и воспитания учащихся.
Перед началом исследования необходимо познакомить родителей с содержанием и возможного их участия. Результаты индивидуальных достижений и особенности личностного развития обучающихся не подлежат итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе содержания отдельных учебных предметов.( в полном соответствии с требованиями Стандарта).
Обязательной частью этого комплекта является мониторинг результатов Духовно- нравственного воспитания.
Мониторинг позволяет оценивать личностные освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования.
Организация исследования. Методика ( АА Логиновой, АЯ Данилюк)
Задачи:
Изучение динамики нравственного развития и социализации младших школьников в условиях специально организованной воспитательной деятельности ( разработанная образовательным учреждением воспитательная программа) в течение учебного года ( оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования).
Оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Наблюдение
Тестирование
Беседа
Педагогическое проектирование (моделирование)
Анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы)
НАПРАВЛЕНИЯ
БЛОК 1
Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся ( характеристика динамики развития учащихся в течение учебного года по основным направлениям Программы)
Отчетные материалы:
Индивидуальные характеристики учащихся для родителей
Общая характеристика класса
Целевые ориентиры воспитательной работы на следующий учебный год
БЛОК 2
Исследование целостной развивающей образовательной среды в образовательном учреждении ( урочная, внеурочная, внешкольная деятельность)
Отчетные материалы:
Характеристика динамики развития образовательной среды в течение учебного года ( анализ изменений)
БЛОК 3
Исследование взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации воспитательной программы.
Отчетные материалы:
Характеристика развития взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников (динамика развития)
Данные, полученные по каждому из трех направлений мониторинга, могут рассматриваться в качестве основных показателей исследования целостного процесса духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в образовательном учреждении.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Контрольный этап ( начало учебного года, 1-я четверть) – сбор данных до реализации Программы.
Формирующий этап ( в течение всего учебного года) – реализация основных направлений Программы.
Интерпретационный этап ( конец учебного года, 4-я четверть)- сбор данных после реализации Программы.
КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие учащихся, образовательная среда и характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников, выступает динамика развития по каждому из трех направлений мониторинга.
ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ:
1. Положительная динамика – увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе ( конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования ( начало учебного года).
2. Отсутствие (инертность) положительной динамики – возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа.
3. Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования.
Устойчивость высоких положительных показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контрольный этап исследования в осуществлялся еще во время подготовки детей к школе. В своей работе использовала методику
Т А Нежновой «Беседа о школе», проводила педагогическую диагностику стартовой готовности МВ Битяновой «Оценка уровня личностной готовности к школе», психологом проведена индивидуальная диагностика готовности первоклассников к обучению(психологическая, мотивационная, информационная готовность).
Высокий уровень готовности к обучению продемонстрировали 3 чел.- 12%, уровень средний – 12 чел. -25%, низкий уровень – 9 чел. -38%.
Учебную мотивацию имеют 15% учащихся, 50% - внешнюю (школа привлекает больше внеучебными занятиями), и 35% игровую мотивацию.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, совместную деятельность с родителями.
Формирование у обучающихся активной деятельностной позиции.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Урочная деятельность: составлена план-сетка по достижению учащимися личностных результатов по каждому направлению программы в рамках урока.
Внеклассная деятельность: планирование
Внеурочная деятельность: кружки по интересам
Внешкольная деятельность – планирование, сбор данных
Совместная деятельность с родителями: планирование, анкетирование.
Традиционно считается, что Программа духовно- нравственного развития и воспитания –это воспитание патриотическое. Но Концепция этим не ограничивается
Выделены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отражены и в программе работы с классом. Это и нравственное эстетическое и трудовое воспитание….
«Ученик –патриот и гражданин »
«Ученик и его нравственность»
«Ученик и школа»
«Ученик и мир прекрасного»
«Ученик и его отношение к природе»
«Ученик и Мир прекрасного»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программой предусмотрены планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
ДОСТИЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности ( например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность)
Эффекта – последствия результата, то к чему привело достижение результата( развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.)
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням. Реализация программы в 1 классе предусматривает достижение обучающимися результатов первого уровня – приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях.
В 1 четверти проведен контрольный этап исследования по всем направлениям.
Результаты исследования фиксировались в индивидуальные бланки учащихся ( листы достижений)
Образец: Ученик –патриот и гражданин.
Индивидуальный бланк ученика 1 класса Любутина Артема
задание
Контрольный этап
Интерпретационный этап
1.
1
1
2.
0
1
3.
0
1
итого
1 балл
Недостаточное знание государственной символики
3 балла
Очень хорошее знание государственной символики
динамика
положительная
Интерпретация общих результатов исследования
Общий бланк: данные контрольного этапа и интерпретационного
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В течение всего учебного года были проведены мероприятия по всем 6 направлениям. Программа реализуется через разнообразные формы Организуются тематические классные часы, семейные праздники, дни творчества и дни здоровья, индивидуальные беседы и консультации
родительские собрания
посещение семей
тематические классные часы
семейные праздники
календарные праздники
дни открытых дверей
дни творчества
дни здоровья
индивидуальные и групповые консультации
беседы с детьми и родителями
анкетирование, мониторинг, тренинги
По каждому направлению составлен план мероприятий, определены задачи и предполагаемый воспитательный результат.
Работа ведется от планирования, через конкретные мероприятия и до мониторинга результатов работы с классным коллективом.
Это и есть базовые ценности, которые надо сформировать у детей. Государственный заказ, который мы реализуем.
Работа с коллективом учащихся организована системно с учетом их возрастных, психологических особенностей и с опорой на знания, представления и жизненный опыт детей. И этот материал будет расширяться.
Работа с классным коллективом не ограничивается только работой с детьми. Это еще и работа с родителями.
Расскажу о некоторых из них.
1 День здоровья- это первое совместное мероприятие с участием родителей.
К Дню матери мы организовали концерт:
ребята читали стихотворения, пели частушки и песни для мам.
Одной из форм такого взаимодействия стал День открытых дверей в гимназии для родителей первоклассников. Родители пришли на открытые уроки. Мы создали условия для того, чтобы они увидели ребенка в новой ситуации, смогли принять его как ученика и осознать свое место в достижении его успехов.
День открытых дверей стал основой для проведения семейного праздника
«В гостях у Деда Мороза»».
Родители охотно согласились организовать мероприятие, включились в процесс его подготовки. И на самом празднике они стали активными участниками, а не пассивными зрителями.
Далее был запланирован и успешно проведен семейный спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья».
Соревновались 4 семьи, а остальные семьи активно поддерживали команды.
Проводились встречи с родителями в нетрадиционной обстановке.
В один из выходных дней мы съездили с ребятами в санаторий «Кедр», где ходили на лыжах, катались коньках и на тюбингах.
Если выстраивать такую систему работы, то для детей слова ШКОЛА –наш дом не останется пустым сочетанием звуков. В этом доме всегда есть значимое место и для ученика и для учителя и для родителей.
Только совместная работа поможет нам сформировать классный коллектив.
Это был формирующий этап.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ЭТАП ( сбор данных после реализации Программы)
БЛОК 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ( исследование на контрольном этапе и интерпретационном этапе)
Рассмотрим сравнительный анализ на первом направлении
УЧЕНИК_ ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН РОССИИ
На контрольном этапе дети не справились с заданиями, на интерпретационном этапе справились на достаточном уровне.
ВЫВОД: положительная динамика
Воспитательный результат: получил элементарные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; приобрел участвуя в различных мероприятиях знание о наиболее значимых страницах истории страны; прочувствовал ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению.
Контрольный этап
Интерпретационный этап
Направление «Ученик-патриот и гражданин России»
Методика «Государственные символы» Т А Поповой
Задание:1. найти и обвести герб России; 2. найти и обвести флаг России; 3. ответить на вопрос: «какое муз. произведение является символом государства?»
ИТОГ: 1. 50 % - не справились
2.46 %
3. 33 %
Методика «Знание государственной символики» Т А Поповой
Задание: 1.обвести флаг России и раскрасить; 2. обвести и раскрасит герб России; 3. вписать слово «Гимн это…… государства»
Итог: 1. 79 %
2. 91 %
3. 75%
Вывод: положительная динамика
Воспитательный результат: получил элементарные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; приобрел участвуя в различных мероприятиях знание о наиболее значимых страницах истории страны; прочувствовал ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению.
Далее мы видим интерпретацию общих результатов исследования конкретно по первому направлению и по всем направлениям в целом
Ф И
1
2
3
4
5
6
К
и
к
и
к
и
к
и
к
и
к
и
Балаганская К
1
2
1
3
1
4
3
6
2
4
1
4
Безбородова А
3
3
4
6
4
6
7
10
4
6
4
5
Белобородова Е
2
3
1
3
2
3
4
6
2
4
2
3
Бутрик А
1
2
1
4
1
3
3
6
2
3
1
3
Вебер М
3
3
3
6
3
6
6
9
2
5
3
5
Голев Д
1
3
2
6
2
4
4
6
1
3
2
4
Горелов А
1
2
1
3
1
3
3
6
2
3
1
3
Евдокимова А
3
3
4
6
4
6
6
9
2
5
4
5
Змановский Т
1
3
1
3
2
3
3
6
2
4
2
3
Капорикова М
1
2
1
3
1
2
3
6
2
3
1
2
Кашкан Д
1
2
1
3
1
3
3
6
2
3
1
3
Кобелев Н
0
2
1
3
2
3
4
6
2
4
2
3
Копанов И
0
1
1
3
2
3
3
6
2
4
2
3
Костырев Д
0
2
1
3
1
3
3
6
2
3
1
3
Клецов Д
3
3
3
6
3
6
6
9
2
5
3
5
Лынкин С
1
2
1
3
1
3
3
6
2
4
1
3
Пугачева В
3
3
4
6
4
6
7
9
4
5
4
5
Непомнящих Я
0
2
2
3
2
4
3
6
2
3
2
4
Любутин А
1
3
2
3
2
4
3
6
2
4
2
4
Тепляева П
1
3
1
3
1
3
3
6
2
5
2
3
Теткина М
1
2
2
3
1
3
3
6
2
3
1
3
Шиверская К
1
3
1
3
1
3
3
6
2
3
1
3
Шипицина А
1
2
1
3
1
4
3
6
2
4
1
4
Ярошевич И
1
3
1
3
1
3
3
6
2
3
1
3
Сумма баллов
31
59
41
91
44
91
92
160
51
89
45
86
Средний балл
1,3
2,5
1,7
3,7
1,8
3,7
3,8
6,7
2,1
3,7
1,9
3,6
Значение
Низ.
хор
низ
Хор
низ
хор
низ
хор
низ
хор
низ
хор
Динамика
+
+
+
+
+
+
Значение среднего балла : интерпретация полученных баллов
Эквиваленты:
3 балла – очень хорошее знание государственной символики
2 балла – хорошее знание государственной символики
1 балл – недостаточное знание государственной символики
0 баллов – не справился с заданием
Исследование общей динамики развития обучающихся проводится в конце интерпретационного этапа по всем блокам и параметрам. Для более наглядного представления составлены диаграмм. Динамика положительная
В таблицу вносится выявленная динамика
Ф.И.
1
2
3
4
5
6
Балаганская Ксения
+
+
+
+
+
+
Безбородова Арина
+
+
+
+
+
+
Белобородова Е
+
+
+
+
+
+
Бутрик Александр
+
+
+
+
+
+
Вебер Михаил
+
+
+
+
+
+
Голев Денис
+
+
+
+
+
+
Горелов Александр
+
+
+
+
+
+
Евдокимова Ан
+
+
+
+
+
+
Змановский Тимофей
+
+
+
+
+
+
Капорикова Мария
+
+
+
+
+
+
Кашкан Дмитрий
+
+
+
+
+
+
Кобелев Никита
+
+
+
+
+
+
Копанов Илья
+
+
+
+
+
+
Костырев Дмитрий
+
+
+
+
+
+
Клецов Дмитрий
+
+
+
+
+
+
Лынкин Сергей
+
+
+
+
+
+
Пугачева Вероника
+
+
+
+
+
+
Непомнящих Я
+
+
+
+
+
+
Любутин Артем
+
+
+
+
+
+
Тепляева Полина
+
+
+
+
+
+
Теткина Мария
+
+
+
+
+
+
Шиверская Ксения
+
+
+
+
+
+
Шипицина А
+
+
+
+
+
+
Ярошевич Илья
+
+
+
+
+
+
По данной та блице можно увидеть положительную динамику по всем направлениям.
Итоговые результаты исследования общей динамики это оценка эффективности реализации Программы в классе и планирование воспитательной работы на следующий год. Итоговые результаты в классе позволяют охарактеризовать особенности нравственного развития учащихся в начале и в конце года, что позволяет составить и скорректировать план воспитательной работы, оценить динамику развития учащихся, составить характеристику класса.
.
БЛОК 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЛОСТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Параметры:
А) создание условий для развития обучающихся в классе – уровень средний
Положительные характеристики: проводятся разнообразные социально-культурные программы в классе; Недостаточная содержательность и эмоциональная насыщенность оформления класса. Так как ребята еще только первый год обучаются в школе, они принимают не могут принять участие в оформлении класса. Необходимо оформить класс для создания комфортной и свободной для самовыражения и развития обстановки.
Б) расширение образовательных и развивающих возможностей в образовательном учреждении – уровень выше среднего 80%
Положительные характеристики: осуществляется социальная интеграция образовательной среды – сотрудничество с местной библиотекой ( посещение кружков, проведение совместных мероприятий); отмечается сформированность и поддержка традиций в школе: у школы есть собственная эмблема, гимн( песня школы), девиз; ведется летопись класса, действует творческий коллектив «Кукольный театр».
В) Использование новых педагогических технологий в образовательном учреждении – средний уровень
Положительные характеристики: есть программа нравственного развития учащихся; ведется проектная деятельность с учащимися; проводятся различные мониторинги направленные на оценку качества образования и результатов воспитательной деятельности
Г) Активность школы в образовательном пространстве – уровень высокий
Положительные характеристики: учащиеся систематически участвуют в конкурсах, праздниках, в районных олимпиадах, в областных и всероссийских конкурсах.
ВЫВОД: на начало и конец года отмечается устойчивость и стабильность образовательной среды ( положительная динамика)
БЛОК 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Параметры:
А) Открытость развивающей образовательной среды для родителей – уровень высокий
Положительные характеристики: регулярно проводятся мероприятия для родителей: беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, знакомятся с планом воспитательной работы и вносят свои коррективы; сформирован родительский комитет.
Б) Активность родителей – средний уровень
Положительные характеристики: регулярно посещают родительские собрания, присутствуют на праздниках и принимают участие в проведении праздников.
В) Создание единого развивающего пространства в системе семья –школа – уровень выше среднего
Положительные характеристики: участвуют вместе с детьми в выполнении творческого задания
Г) Сплочение семей, укрепление детско-родительских отношений: уровень средний
Положительные характеристики: участие в семейных конкурсах, выставках.
Итак, у нас есть система отслеживания. И эта система выстроена не на один год обучения, а на все начальное образование. То есть учитель видит ближайшие и отдаленные перспективы своей работы и получает инструменты для возможной коррекции.
Каждый новый мониторинг предполагает свои цели и задачи.
Мониторинг является и завершающим этапом и стартом для каждого последующего года.
Ориентиром которого является достижение национального воспитательного идеала. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты
ВЫВОД: на начало и конец года отмечается устойчивость и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников.
Анализируя деятельность по всем направлениям с учетом достижения учащимися воспитательных результатов на первом уровне, с учетом положительной динамики по трем направлениям можно прийти к выводу: поставленные задачи решены, цель достигнута.
И закончить свое выступление мне бы хотелось словами К.Ушинского:
«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» К.Ушинский