Духовно-нравственное воспитание учащихся на учебных и внеклассных занятиях по русскому языку и литературе (из опыта работы)
Духовно-нравственное воспитание учащихся на учебных и внеклассных занятиях по русскому языку и литературе (из опыта работы)
Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, а именно формированию у них:
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на учебных и внеклассных занятиях по русскому языку и литературе (из опыта работы) »
Отдел образования, спорта и туризма Белыничского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Эсьмонский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района»
Гечер Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района»
213051 Могилевская область,
Белыничский район,
Д. Эсьмоны, ул.Телеша,3
Тел.: 8 (02232) 71 028
Моб. +375 (25) 5402154
Е-mail: stapunova@inbox.ru
2015
АННОТАЦИЯ
В данной работе содержатся материалы из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на учебных и внеклассных занятиях по русскому языку и литературе.
В кратком описании опыта учитель знакомит с основными формами и методами работы по данной тематике.
В разработках сценариев учебных и внеклассных занятий представлены материалы занятий по русской литературе, русскому языку и внеклассное мероприятие.
Данный опыт работы может быть использован учителями русского языка и литературы при проведении учебных и внеклассных мероприятий.
Содержание
Краткое описание опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся на учебных и внеклассных занятиях по русскому языку и литературе».
Разработки сценариев учебных и внеклассных занятий по русскому языку и литературе:
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Понятие о причастном обороте».
Конспект урока русской литературы в 7 классе «М.Горький. «Песня о Соколе».
Конспект урока русской литературы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» в 6 классе.
Внеклассное мероприятие «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Духовно-нравственное воспитание учащихся
на учебных и внеклассных занятиях
по русскому языку и литературе
Гечер Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района»
Для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры народа, которое осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.
Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, а именно формированию у них:
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Родине, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
При изучении тем «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие,миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учащимся строится двумя способами:
1) предлагаю учащимся продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие;
2) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
После усвоения лексики предлагаю учащимся выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Считаю, что опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно-православный идеал, всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
Русские сказки (побеждает добро в конце).
Былины («Илья Муромец»). Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
Поучения Владимира Мономаха:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Например, роман «Евгений Онегин». Воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность традициям, старина и т.д.).
«Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?
М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни.
М.Горький в «Песне о Соколе» проповедует вечное стремление в небо
Важны для духовно-нравственного воспитания также пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения. Например, выражение Бросить камень. Эта часть фразы, сказанной Христом в то время, когда к нему привели повинную в грехе женщину:
«Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Иоанн, гл. 8, 7). В древности существовал обычай казнить виновного, забрасывая его камнями. Иисус призывает людей простить грешницу. Современное значение - осуждать кого-либо, предъявляя ему обвинения.
С целью формирования духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной обстановке рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Начиная с 5 класса, я знакомлю своих учащихся с понятием – три составляющие человека.
Из Священного Писания, вопреки всем замысловатым материалистическим учениям, мы узнаем, как произошел человек:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою." (Бытие 2:7)
Мы комплексно рассматриваем, что есть человек, из чего он состоит, что такое дух, душа, тело, назначение каждой составляющей и взаимосвязь их между собой.
Учащиеся усваивают для себя:
1)Тело - это только оболочка, это то, что мы видим, можем потрогать (глаза, руки, ноги и т.д.). Они приходят к выводу, что тело мертво без души и духа;
2)Душапредставляет собой совокупность трех составляющих:
• ум (способность адекватно воспринимать окружающий мир, логически мыслить, иметь суждения, общаться с подобными себе);
• чувства (способность человека видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус, испытывать радость, печаль, гнев и прочие эмоциональные состояния);
• воля (способность человека принимать определенное решение в каждой конкретной ситуации, руководствуясь своими мыслями и чувствами).
Таким образом, душа живая, посредством физического тела может проявлять себя в этом физическом мире.
3)Дух дан Богом только человеку. Дух – это наши:
• совесть (нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития),
• интуиция - (постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей),
• вера, т.е. способность к общению со своим Создателем, которая дана только человеку. Бог, не смотря на нравственное падение человечества, оставил человеку возможность общаться с Ним посредством сердечной молитвы.
Когда на уроках мы характеризуем литературных героев, то исходим именно из этих трёх составляющих человека.
На протяжении четырех последних лет мои ученики участвуют в республиканском конкурсе творческих и научно-исследовательских работ «Библейские мотивы в мировой художественной культуре». Работа «Алмазные россыпи, или библейские выражения в русской фразеологии» отмечена поощрительным дипломом в 2012 году, «Библейские сюжеты и мотивы в произведениях русской литературы» - дипломом II степени в 2013 году. Исследовательская работа «Духовные искания Л.Н.Толстого и его любимых героев» и сочинение «Есть сила благодатная в созвучье слов живых» отмечены дипломами III степени на международном конкурсе, посвященном 1025-летию Крещения Руси.
Как говорил Л.Н.Толстой: «В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный... Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса... стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».