Ритмика – это сплав хореографии, физкультуры, музыки, детских танцев и психологического тренинга. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке и во внеурочной деятельности, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте, конкурсе, смотре!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое ритмика »
«Что такое ритмика?»
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка не просто здоровым, но и физически развитым: с хорошей осанкой, гибким и сильным, владеющим своим телом, умеющего красиво двигаться и т.д.Как развить в своём ребёнке все эти прекрасные качества? Информация о регулярных физических упражнениях, закаливании, активном образе жизни всей семьи вряд ли покажется кому-то новой.
Масса клубов предлагают свои услуги в обучении детей теннису, плаванию, ушу и т.д. Однако каждый разумный родитель понимает, что ранний спорт скорее негативно сказывается на здоровье ребёнка, нежели укрепляет его. Что же делать? Заниматься ритмикой!
Это весёлые занятия, которые подходят детям самого раннего возраста и практически не имеют противопоказаний по здоровью.
Ритмика – это сплав хореографии, физкультуры, музыки, детских танцев и психологического тренинга.
На занятиях ритмикой дети овладевают собственным телом, обучаются пластике движений, учат разнообразные танцы, осваивают азы классической хореографии. Помимо этого, ребята учатся выражать СЕБЯ в танце, слушать музыку, развивают чувство ритма, учатся понимать пространственно-временные отношения.
В чём же отличия ритмики от хореографии? Главное отличие – ритмика не закрепощает тело, как это делают стандартные упражнения у балетного станка, а раскрепощает его. Каждый ребёнок научится чувствовать СВОЁ тело, осознает неповторимость и ценность именно своих движений.
Ритмика не может заменить обычные физкультурные занятия, но удачно дополняет их, ведь чем больше разнообразных движений научится делать ребёнок, тем лучше. На ритмике выплеснется излишняя энергия, но с занятия малыш уйдёт не уставшим, а бодрым. Заряд хорошего настроения дарит весёлая детская музыка, под которую дети двигаются, танцуют, играют в разные игры.
Показательные выступления, конкурсы и открытые занятия приучат ребёнка быть в центре внимания, не стесняться и не замыкаться в присутствии посторонних людей.
«Бодрость духа, грацию и пластику» обещал всем Владимир Высоцкий в своей песне об утренней гимнастике. Ритмика даст всё то же самое, плюс к этому научит «танцевать» любую мелодию, правильно дышать и придаст уверенности в своих силах.
Ритмикане только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке и во внеурочной деятельности, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте, конкурсе, смотре!
Методы и приемы ритмики.
При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.
В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике.
Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.
Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (в 1 классе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Такое построение занятий ритмикой облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.
Этапы и методика обучения ритмике.
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движении-ям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.
Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью.
При этом педагог ритмики напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивать достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновьобратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями).
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т.д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.