kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое идеальное Я

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое идеальное Я

Задачи

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Ход занятия:

Учитель дает задание ученикам:

Начертите вертикальную линию, представьте, что сверху стоят все умные люди, а внизу глупые. Подумайте, куда бы вы поставили себя? Отметьте на линии крестиком.

Вопросы для обсуждения с учащимися.

1. Что такое самооценка?
2. Как она влияет на оценку человеком других людей?
3. Какой может быть самооценка?
4. Какой стиль взаимоотношений она может формировать?
5. Что такое реальная и идеальная самооценка? Можно ли их совместить и как?
6. Почему окружающие оценивают нас иначе, чем мы сами? Является ли «взгляд со стороны» более объективным?
7. Что такое базовая самооценка? В чем ее функция?

Чтение рассказа «Шиповник»

Шиповник (Е. Голованова)

Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе теп­лое лето, березовую рощу, а посреди рощи — большую сол­нечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зеле­ный кустик. Он не был похож на других: его стебель был по­крыт жесткой корой, а веточки — маленькими шипами.

— Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! —
говорили друг другу цветы. — Ему бы расти в дремучей
чаще, а не здесь, в солнечной березовой роще.

Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.

— Он совсем на нас не похож, этот колючий урод, — пренебрежителыю говорили они. — Это же просто сорняк! Не стоит обращать на него внимание.

Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы ста­новились все длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об ост­рые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разгова­ривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.

— Смотрите, какой противный колючий сорняк! — закри­чали они. — Давайте его сорвем, от него все равно нет ника­
кой пользы.

. Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и Л только оборвали зеленые листочки. Никто на поляне не пожа лел бедный кустик.

— Лучше бы они тебя вырвали с корнем! — злорадно гово­рили цветы.

«Почему все меня так не любят? — расстроенно думал кус­тик. — Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыс­лей он становился еще угрюмее, а его колючки — еще длин­нее.

Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кус­тик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, — грустно думал он, — Лучше бы мне замерзнуть этой зимой».

Но он не замерз. Весеннее солнышко растопило снег и со­грело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим. Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зуба­стый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колю­чими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:

— Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.

Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», — радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.

«Какой красавец», — прощебетала пролетавшая мимо лас­точка. «Настоящее украшение этой поляны», — прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гор­дились тем, что они растут рядом с таким отважным и краси­вым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился все прекраснее. «Как хороша жизнь! — с восторгом думал он теперь. — Как приятно знать, что ты нужен другим, и чув­ствовать, что тебя любят».

Вопросы для обсуждения

  • Зачем кустику были нужны его колючки?
  • Почему колючки кустика становились все больше с каж­дым днем?
  • Что сделало радостным кустик в конце сказки?
  • «Мои колючки». Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то качества, которые мешают ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колюч­ки которого можно уколоться, если захочешь его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга. Да­лее учащиеся совместно составляют и записывают в тетради возможный список «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым и т.п. Затем каждый подчеркивает те «колючки», которые мо­жет найти у себя. Список «колючек» ведущий может подгото­вить заранее и раздать ребятам, чтобы вклеить его в тетради.
  • «Мои магнитики» Ведущий говорит ребятам, что если ка­чества-колючки отталкивают от нас людей, то качества-магни­тики — притягивают. Далее упражнение выполняется анало­гично предыдущему.

«Я могу, я умею». Ребята в быстром темпе перебрасыва­ют мяч друг другу. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое-либо свое умение (я умею петь, я умею бегать, я умею смеяться и т.п.).

«Моя ладошка». Учащиеся обводят свою ладошку на лис­те бумаги. Посередине «ладошки» они должны написать «Я», а на каждом «пальчике» — что-либо хорошее о себе (качества или способности). Затем ведущий собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая «ла­дошка» принадлежит.

Рефлексия

Закончи предложение

Сегодня я понял(а)….

Вывод урока:

Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое идеальное Я»

Урок 25 Что такое идеальное Я

Задачи урока

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Ход урока

Учитель дает задание ученикам:

Начертите вертикальную линию, представьте, что сверху стоят все умные люди, а внизу глупые. Подумайте, куда бы вы поставили себя? Отметьте на линии крестиком.

Вопросы для обсуждения с учащимися.

1. Что такое самооценка?
2. Как она влияет на оценку человеком других людей?
3. Какой может быть самооценка?
4. Какой стиль взаимоотношений она может формировать?
5. Что такое реальная и идеальная самооценка? Можно ли их совместить и как?
6. Почему окружающие оценивают нас иначе, чем мы сами? Является ли «взгляд со стороны» более объективным?
7. Что такое базовая самооценка? В чем ее функция?



Чтение рассказа «Шиповник»

Шиповник (Е. Голованова)

Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе теп­лое лето, березовую рощу, а посреди рощи — большую сол­нечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зеле­ный кустик. Он не был похож на других: его стебель был по­крыт жесткой корой, а веточки — маленькими шипами.

— Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! —
говорили друг другу цветы. — Ему бы расти в дремучей
чаще, а не здесь, в солнечной березовой роще.

Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.

— Он совсем на нас не похож, этот колючий урод, — пренебрежителыю говорили они. — Это же просто сорняк! Не стоит обращать на него внимание.

Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы ста­новились все длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об ост­рые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разгова­ривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.

— Смотрите, какой противный колючий сорняк! — закри­чали они. — Давайте его сорвем, от него все равно нет ника­
кой пользы.

. Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и Л только оборвали зеленые листочки. Никто на поляне не пожа лел бедный кустик.

— Лучше бы они тебя вырвали с корнем! — злорадно гово­рили цветы.

«Почему все меня так не любят? — расстроенно думал кус­тик. — Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыс­лей он становился еще угрюмее, а его колючки — еще длин­нее.

Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кус­тик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, — грустно думал он, — Лучше бы мне замерзнуть этой зимой».

Но он не замерз... Весеннее солнышко растопило снег и со­грело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим... Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зуба­стый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колю­чими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:

— Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.

Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», — радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.

«Какой красавец», — прощебетала пролетавшая мимо лас­точка. «Настоящее украшение этой поляны», — прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гор­дились тем, что они растут рядом с таким отважным и краси­вым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился все прекраснее. «Как хороша жизнь! — с восторгом думал он теперь. — Как приятно знать, что ты нужен другим, и чув­ствовать, что тебя любят».

Вопросы для обсуждения

  • Зачем кустику были нужны его колючки?

  • Почему колючки кустика становились все больше с каж­дым днем?

  • Что сделало радостным кустик в конце сказки?

  • «Мои колючки». Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то качества, которые мешают ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колюч­ки которого можно уколоться, если захочешь его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга. Да­лее учащиеся совместно составляют и записывают в тетради возможный список «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым и т.п. Затем каждый подчеркивает те «колючки», которые мо­жет найти у себя. Список «колючек» ведущий может подгото­вить заранее и раздать ребятам, чтобы вклеить его в тетради.

  • «Мои магнитики» Ведущий говорит ребятам, что если ка­чества-колючки отталкивают от нас людей, то качества-магни­тики — притягивают. Далее упражнение выполняется анало­гично предыдущему.

«Я могу, я умею». Ребята в быстром темпе перебрасыва­ют мяч друг другу. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое-либо свое умение (я умею петь, я умею бегать, я умею смеяться и т.п.).

«Моя ладошка». Учащиеся обводят свою ладошку на лис­те бумаги. Посередине «ладошки» они должны написать «Я», а на каждом «пальчике» — что-либо хорошее о себе (качества или способности). Затем ведущий собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая «ла­дошка» принадлежит.

Рефлексия

Закончи предложение

Сегодня я понял(а)….

Вывод урока:

Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.


Предварительный просмотр:

Урок психологии  по теме « Познай себя сам»,6- 7класс

Задачи:

1.Создать мотивации на познание себя.

2.Развивать  рефлексивно - оценочные умения, воображение.

3. Формирование адекватной самооценки.

                                                   Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация темы.

Звучит музыка П. Чайковского балет « Щелкунчик».

Психолог. Сегодня, ребята, мы сделаем свой шаг к самопознанию. Важно уметь прислушиваться к своему « Я».

Если вы научитесь это сделать, то со временем вам удастся раскрыть свои таланты и способности. Так, например  Петр Ильич  Чайковский, прислушиваясь к своему « Я», понял, что ему необходимо идти учиться в музыкальную консерваторию. Величайший композитор музыки является автором более 80 произведений, в том числе десяти опер и трех балетов:

« Лебединое озеро», « Спящая красавица», « Щелкунчик».

Какое музыкальное произведение вы сейчас слышите? ( Дети отвечают)

II. Работа по теме урока

Психолог Я абсолютно уверена, что у каждого из вас есть способности, о которых, возможно, вы никогда и не задумывались. И для того, чтобы разобраться в себе, каждому из вас необходимо создать свой автопортрет.

Упражнение «Автопортрет»

На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п.. После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке.

Задача группы - по тексту узнать автора.

По окончанию каждого опознания члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника.

Психолог. Вы хорошо справились с заданием, и теперь следующее упражнение «Ассоциации».

 Американский психолог М. Розенберг выделяет шесть образов « Я»:

«Настоящее Я»- каким человек видит себя в действительности в данный момент

«Динамичное Я»- каким человек поставил себе целью стать

« Фантастическое Я» - каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов.

« Будущее я»- каким, по мнению человека, он может стать.

«Идеальное я» - каким приятно себя видеть

« Изображаемое Я»- маска, которую человек выставляет на показ, чтобы скрыть слабости

« Настоящего Я»

Вам необходимо нарисовать на листах ассоциации, которые у вас возникают на каждый  образ своего « Я».

Дети рисуют. В процессе работы психолог походит к каждому ребенку. Звучит музыка

П. Чайковского балет « Спящая красавица»

Психолог. Ребята, какие сложности у вас возникали при выполнении работы?

Проходит обсуждение. Затем  выдаются бланки с изображением трех зеркал.

( Я- глазами родителей, Я- глазами друзей, каким я вижу себя»)

Теперь мы приступим  к выполнению следующего упражнения « Зеркало».

 Все вы знаете, что в школе,  дома и на улице человек может вести себя по- разному. И сейчас вам необходимо нарисовать себя в зеркалах:

«Я- глазами родителей», «Я- глазами друзей», « Каким я вижу себя».

Играет классическая музыка. Дети рисуют.

По окончанию работы проходит обсуждение

Психолог.

Подумайте ребята, что вы знаете о себе? Что объединяет и что различает изображения в зеркалах?

Какие сложности возникали в процессе выполнения задания?

Подведение итогов.

Упражнение  « Подарок». Каждому учащемуся необходимо что- нибудь подарить  своему классу, либо любому однокласснику. Это может быть звезда на небе, восход солнца, удача, талант и т. п.

Психолог. В заключение урока, я хотела бы пожелать каждому из вас, раскрыть свой талант, который станет для вас путеводной звездой в вашей жизни.

Комментарий

Цель урока - формирование мотивации на познание себя путем развития  рефлексивных способностей обучающихся.

Рефлексивный этап занятия является важным компонентом урока для создания необходимой рабочей атмосферы в классе.

Использование классической музыки позволяет войти в резонанс с темой, настраивая учащихся на работу. Акцент делается на следующее: не слушать, а слышать; не смотреть, а видеть и чувствовать.

Упражнение «Автопортрет»

Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Упражнение «Ассоциации» Выполнение данного упражнения позволяет обучающимся посмотреть на себя со стороны, учиться анализировать и планировать свою деятельность. Ребята оформляют свои « ассоциации» в виде рисунков, что способствует развитию воображения и рефлексивных умений.

Упражнение « Зеркало» При выполнении упражнения участник задумывается о том, что родители, друзья и он сам, могут видеть его по- разному. И  что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные стороны. Ребята рассуждают о том, что объединяет и что различает три изображения в зеркалах.

На заключительном этапе занятия проводится упражнение  « Подарок».

Каждый участник урока высказывает свои пожелания классу. Это упражнение имеет большую эффективность для создания хорошего психологического климата в коллективе детей.

В подростковом возрасте, очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался мудрый взрослый

 ( старший товарищ, друг…), который помог бы разобраться в себе и направил в нужное русло его деятельность …

Литература:

1.О.В. Евтихов  Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство « Речь», 2005.-с174,с. 251




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое идеальное Я

Автор: Власова Анастасия Юрьевна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по теме "Что такое идеальная семья? " "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-chto-takoie-idieal-naia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "121191"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413903308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Что такое снег?". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-chto-takoie-sniegh-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "226944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440526227"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Что такое погода" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-chto-takoie-poghoda"
    ["file_id"] => string(6) "226066"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440053951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Гидропоника – идеальный способ выращивания овощей для школьной столовой». "
    ["seo_title"] => string(80) "gidroponika-idieal-nyi-sposob-vyrashchivaniia-ovoshchiei-dlia-shkol-noi-stolovoi"
    ["file_id"] => string(6) "211171"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431566827"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "День учителя, праздничное мероприятие"
    ["seo_title"] => string(39) "den_uchitelia_prazdnichnoe_meropriiatie"
    ["file_id"] => string(6) "648480"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1712133388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства