Что такое идеальное Я
Задачи
— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.
Ход занятия:
Учитель дает задание ученикам:
Начертите вертикальную линию, представьте, что сверху стоят все умные люди, а внизу глупые. Подумайте, куда бы вы поставили себя? Отметьте на линии крестиком.
Вопросы для обсуждения с учащимися.
1. Что такое самооценка?
2. Как она влияет на оценку человеком других людей?
3. Какой может быть самооценка?
4. Какой стиль взаимоотношений она может формировать?
5. Что такое реальная и идеальная самооценка? Можно ли их совместить и как?
6. Почему окружающие оценивают нас иначе, чем мы сами? Является ли «взгляд со стороны» более объективным?
7. Что такое базовая самооценка? В чем ее функция?
Чтение рассказа «Шиповник»
Шиповник (Е. Голованова)
Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе теплое лето, березовую рощу, а посреди рощи — большую солнечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зеленый кустик. Он не был похож на других: его стебель был покрыт жесткой корой, а веточки — маленькими шипами.
— Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! —
говорили друг другу цветы. — Ему бы расти в дремучей
чаще, а не здесь, в солнечной березовой роще.
Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.
— Он совсем на нас не похож, этот колючий урод, — пренебрежителыю говорили они. — Это же просто сорняк! Не стоит обращать на него внимание.
Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы становились все длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об острые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разговаривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.
— Смотрите, какой противный колючий сорняк! — закричали они. — Давайте его сорвем, от него все равно нет ника
кой пользы.
. Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и Л только оборвали зеленые листочки. Никто на поляне не пожа лел бедный кустик.
— Лучше бы они тебя вырвали с корнем! — злорадно говорили цветы.
«Почему все меня так не любят? — расстроенно думал кустик. — Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыслей он становился еще угрюмее, а его колючки — еще длиннее.
Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кустик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, — грустно думал он, — Лучше бы мне замерзнуть этой зимой».
Но он не замерз. Весеннее солнышко растопило снег и согрело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим. Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зубастый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колючими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:
— Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.
Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», — радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.
«Какой красавец», — прощебетала пролетавшая мимо ласточка. «Настоящее украшение этой поляны», — прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гордились тем, что они растут рядом с таким отважным и красивым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился все прекраснее. «Как хороша жизнь! — с восторгом думал он теперь. — Как приятно знать, что ты нужен другим, и чувствовать, что тебя любят».
Вопросы для обсуждения
- Зачем кустику были нужны его колючки?
- Почему колючки кустика становились все больше с каждым днем?
- Что сделало радостным кустик в конце сказки?
- «Мои колючки». Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то качества, которые мешают ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колючки которого можно уколоться, если захочешь его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга. Далее учащиеся совместно составляют и записывают в тетради возможный список «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым и т.п. Затем каждый подчеркивает те «колючки», которые может найти у себя. Список «колючек» ведущий может подготовить заранее и раздать ребятам, чтобы вклеить его в тетради.
- «Мои магнитики» Ведущий говорит ребятам, что если качества-колючки отталкивают от нас людей, то качества-магнитики — притягивают. Далее упражнение выполняется аналогично предыдущему.
«Я могу, я умею». Ребята в быстром темпе перебрасывают мяч друг другу. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое-либо свое умение (я умею петь, я умею бегать, я умею смеяться и т.п.).
«Моя ладошка». Учащиеся обводят свою ладошку на листе бумаги. Посередине «ладошки» они должны написать «Я», а на каждом «пальчике» — что-либо хорошее о себе (качества или способности). Затем ведущий собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая «ладошка» принадлежит.
Рефлексия
Закончи предложение
Сегодня я понял(а)….
Вывод урока:
Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.