Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Что такое погода»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Прогнозируемые результаты: к концу урока учащиеся научатся обозначать явления погоды условными знаками.
Цели ученика: формулировать понятие «погода», обозначать явления погоды условными знаками.
Предметные результаты: формулировать понятие «погода»; обозначать явления погоды условными знаками.
Метапредметные результаты: осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебника, Интернет-ресурсов; использовать знаково-символические средства (модели); контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей.
Личностные результаты: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска (ИД), маркерная доска (МД), листы оценивания, карточки-памятки.
Программное обеспечение: электронное приложение к учебнику окружающего мира А.А. Плешакова (ЭП Плешаков), презентация SMART Nootebook 11.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Форма организации
Организа-ция к учебной деятельности
- Здравствуйте! Сегодня для работы на уроке необходимы учебник, рабочая тетрадь, пенал с принадлежностями. Проверьте, пожалуйста! Слово дежурным.
Самоконтроль «Готов ли я к уроку?»
Дежурные:
- Сегодня 12 октября, суббота.
Регулятивные:
организация своего рабочего места.
Вводный этап (целепологание)
Актуализация знаний
- Давайте вспомним, чему учились на прошлом уроке.
- Приведите примеры природных явлений.
- Молодцы, умеете называть явления природы! Предполагаю, что вам не составит большого труда разгадать кроссворд. Слайд 1
- Предположите, о чём будем говорить на уроке.
Прикрепляю на доску слово «Погода»
- Собираясь утром в школу, вы слышите от родителей – «Сегодня плохая погода». Что же это значит?
- Откуда люди узнают, какая сегодня погода? Какая погода будет завтра?
- А как телевидение, газета, Интернет узнали о погоде?
Если ответа нет, то…
- Люди, каких профессий занимаются прогнозом погоды?
- Какими умениями должны обладать синоптики, чтобы правильно предсказывать погоду?
- На мой взгляд, синоптикам должны уметь… Слайд 2
- Может быть, и вы уже что-то умеете, что умеют синоптики? Возьмите Лист оценивания и сравните свои умения с «умениями» синоптиков.
- Предлагаю, в моём списке отметить, те умения, которыми обладают синоптики и вы.
- Предположите, какие цели можем поставить на урок?
Прикрепляю под слово «Погода»:
- Формулировать понятие «погода»
- Обозначать явления погоды условными знаками
- Какими способами будем достигать этих целей?
- Называть явления природы.
- Измерять температуру воздуха, воды и тела человека.
- Восход солнца, рост растений, таяние снега, смена дня и ночи…
Разгадываю загадки.
Прочитывают ключевое слово кроссворда – погода.
- О погоде.
- Холодно. Идёт дождь.
- Нужно надеть тёплую одежду.
- Из телевизора, SMS-сообщений, Интернета, газет, радио.
- Им передали информацию синоптики.
- Метеорологи и синоптики.
Высказывают предположения.
Читают «умения» синоптиков
Сравнивают свои умения с «умениями» синоптиков
Учащийся на слайде отмечает и поясняет (проговаривает) каждое умение. Ему помогают др. учащиеся. Не отмеченными остаются умения формулировать понятие «погода» и обозначать явления погоды условными знаками.
- Формулировать понятие «погода» и обозначать их условными знаками.
- Читать, записывать, узнавать, сравнивать, работать в паре (группе)…
Фронтальная
Индивидуальная
Основной этап
Учебная ситуация 1
- Сегодня на уроке мы говорим о погоде.
- Используя слова, отметьте те, которые, по вашему мнению, относятся к погоде. Слайд 2
(быстрая, холодная, мокрая, жаркая, ветреная, дождливая, морозная, теплая, ледяная)
- Что же такое погода? Из чего она складывается? Обсудите в паре.
- Как же нам узнать точное определение погоды?
- Откройте учебник на с.33, прочтите статью и в рабочей тетради на с. 24 выполните задание 1.
- Прочтите, что такое погода.
Эталоном выполнения задания служит ролик из ЭП Плешаков
- Проговорите друг другу формулировку понятия «погода»
- При помощи «огонька» оцените умение формулировать понятие «погода».
- Поднимите руку у кого зелёный (жёлтый, красный) кружок.
На ИД появляется таблица Слайд 3
Погода
- Из чего же складывается погода?
Погода
Температура воздуха
Облачность
Осадки
Ветер
- Над какой целью работали?
- Цель достигнута. На доске около цели «Формулировать понятие «погода» ставлю «+».
- Оцените себя в Листах оценивания.
Работают в карточках, отмечают подходящие слова.
После высказывания 2-3 пар появляется идеальный список слов-описания погоды.
Высказывают своё мнение. Мнения расходятся, дополняются…, но единой формулировки нет.
- Посмотреть в словаре, в учебнике, Интернете, спросить у взрослых…
Читают статью учебника, находят формулировку понятия «погода» и дописывают её в рабочую тетрадь.
2-3 учащиеся вслух читают свои записи в рабочей тетради.
Прослушивают и сравнивают
услышанное с написанным в тетради.
Проговаривают.
Оценивают свою работу. Зелёный кружок – выполнено всё верно; жёлтый кружок – допущена одна ошибка или 2-3 недочёта (помарки); красный кружок – допущено более двух ошибок.
- Температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
По мере называния, в таблице появляются соответствующие названия граф.
- Формулировать понятие «погода».
-Да.
В Листах оценивания напротив «умею формулировать понятие «погода» ставят «огонёк»
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебника
Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей
Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей
Парная
Индивидуальная,парная
Парная
Учебная ситуация 2
- Какова следующая цель урока?
- Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.
- Предположим, какие могут обозначать явления погоды. …
- Над какой целью урока работали?
- Цель достигнута?
- Предлагаю поиграть в синоптиков. Каждая группа получит стихотворение с описанием того или иного времени года. Далее ребята вы работаете по памятке.
- Над какой целью урока работали?
- При помощи «огонька» в Листах оценивания оцените умение обозначать условными знаками явления погоды.
- Поднимите руку у кого зелёный (жёлтый, красный) кружок.
- Цель достигнута?
- Ребята, как нам узнать какой будет погода завтра?
- Каким образом?
Ели учащиеся затрудняются, демонстрирую, комментируя каждое действие.
- Какая же погода будет завтра?
- Какое умение помогло понять прогноз на завтра?
- Цель достигнута? На доске около цели «Обозначать условными знаками явления природы» ставлю «+».
- Научиться обозначать условными знаками явления погоды
По мере определения условного знака, заполняется таблица «Погода»
- Научиться обозначать условными знаками явления погоды.
- Нет. Мы только узнали условные знаки.
Читают стихотворение. Догадываются, о каком времени года в нём говориться. Предполагают, какой может быть погода в данное время года и используя условные знаки, на листе А4 обозначают погоду. По два представителя от групп выходят к доске. Защита работы группы: один выразительно читает стихотворение, высказывает догадку о времени года; другой комментирует изображение на листе А4, т.е. проговаривает какую погоду они изобразили при помощи условных обозначений. Класс выслушает выступающих, соотносит указанное время года с предполагаемой погодой (через условные обозначения), высказывает своё мнение или показывает свое отношение к услышанному и увиденному.
- Научиться обозначать условными знаками явления погоды.
…
Высказываются аргументировано.
-Да!
- Можно воспользоваться Интернетом.
-1.Войти в поисковую систему Яндекс
2. Набрать фразу «Погода в Канске 13 октября»
3. Нажать «Найти»
4.http://pogoda.yandex.ru/kansk/details
По условным знакам проговаривают прогноз погоды на завтра.
- Умение обозначать условными знаками погоду.
- Да!
Познавательные: использовать знаково-символические средства ( модели)
Коммуникативные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с помощью Интернета.
Фронтальная
Группо-вая
Фронтальная
Заключительный этап
(рефлексия)
- Домашнее задание: Слайд4
1. Раб. тетрадь: с.24 зад.3,4
2. Составить сборник народных примет о погоде.
Чему учились на уроке?
- На следующем уроке пойдём на экскурсию в осенний лес. Предположите, за чем будем наблюдать?
Как нам пригодятся новые умения?
Дают ответы, совпадающие с целями урока.
Учащиеся дают ответы, совпадающие с целями урока
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действия
Фронтальная