Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Читаем вместе"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЧИТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «АЧИТСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ ДОД АГО «Ачитский ЦДОД»
_________________ Т.А. Савватеева
«___» _________________2016 г.
Читаем вместе
Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников 5-8 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Козлова Ксения Вадимовна,
педагог дополнительного образования.
р.п.Ачит
2016-2017 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса и в воспитании ребенка играет художественная литература.
О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.
Направленность программы художественно-эстетическая.
Цель программы: направлена на развитие творческих способностей детей через чтение художественной литературы и анализ произведений.
Главными задачами программы являются:
- расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);
- формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);
- формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования.Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие.
Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста еще и тем, что необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации, обучающиеся познают прошлое, настоящее и будущее мира, учатся анализировать. В детях закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.
Программа предназначена для детей от 5 до 8 лет, без предварительной подготовки и любого уровня образования. Группа формируется из детей разного возраста и пола, наполняемость группы 8 человек.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 72 часа в год, 2 раза в неделю, 4 группы;
108 часов 2 раза в неделю, 1 группа; 144 часа 4 раза в неделю 4 группы.
Продолжительность занятий: 25 минут (5-7 лет), 40 минут (7-8 лет).
В середине занятий проводится физкультминутка. Перерывы между занятий – не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Данный курс программы предполагает использование методов обучения:
- исследовательский (наблюдения, опыты, элементарная исследовательская работа и экспериментирование);
Отличительной особенностью программыявляется выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы, принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит принципиальное отличие от существующих программ. Обучение детей по этой программе позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
Программа разработана на 1 год обучения.
Планируемый результат
- содержание литературных произведений;
- главных героев произведений;
- авторов детской классической литературы;
- стихотворения, считалки, загадки, потешки;
-слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, басни, стихи);
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- анализировать явления, события, поступки литературных героев, оценивать их;
- пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
Мишкины именины. Вспоминаем сказку о Маше и медведях
2
-
2
15.6
«Встретимся еще». Рассматриваем книжки, которые сделали
2
-
2
48
96
Всего 144
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с работой творческого объединения. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Понятие «художественная литература». Роль художественной литературы в жизни человека.
Раздел 2. Сказки.Понятие сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Биографии авторов сказок. Народные сказки. Рисуем сказки
Раздел 3. Стихотворения.Стихи о временах года. Стихи к праздникам. Учим наизусть. Выразительное чтение.
Раздел 4.Рассказы.Веселые рассказы. Иллюстрации к рассказам. Картинки. Рисунки
Раздел 5. Работа с сюжетной картинкой.Рассматриваем картинки. Придумываем сюжет. Кто такие герои? Сколько главных героев может быть? Сочиняем по картинке дома и на занятии.
Раздел 6. Времена года. Осень. Признаки осени. Приметы. Зима. Признаки. Приметы. Весна. Признаки. Приметы. Лето. Признаки. Приметы.
Раздел 7.Лексика. Понятие лексики. Словарь.
Раздел 8. Басни.И. Крылов. Биография. Чтение басен.
Раздел 9. Пересказ рассказа. Как научится пересказывать. Как запомнить детали.
Раздел 10. Былина. Читаем былины. Просмотр мультфильма.
Требование к уровню подготовки
Целевые ориентиры образовательной программы
- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;
- ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия;
- ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, посильно помогает им;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и общении;
- ребенок знает название художественных произведений, свойственных своему возрасту.
Методическое обеспечение
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. Правильная организация образовательного процесса определяет качество педагогической работы.
Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей.
На занятиях используются динамические упражнения, физкультминутки, которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей, отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включать в занятия упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
Гавриш Н.В., Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., Мозаика-Синтез, 2009
Гурович Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб: Питер, 1996.
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982.
Сведения о разработчике
Ф.И.О.Козлова Ксения Вадимовна
Место работы: МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»
Свердловская область, п. Ачит, ул. Кривозубова, д.6
Должность: педагог дополнительного образования
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная категория: нет
Телефон: 8(34391)7-12-29
Аннотация к программе «Читаем вместе»
Цель программы: повышение культурной и читательской компетентности учащихся как средство формирования у учащихся общекультурных ценностей.
Задачи программы:
- содействовать формированию в школе (в семье) благоприятной для пропаганды ценности чтения среды и условий доступности детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
- пропагандировать лучшие произведения мировой и отечественной литературы (в том числе произведений, входящих в т.н. «Перечень 100 книг», «Перечень 30 книг») в среде школьников и их родителей (членов семьи);
- формировать во мнении учащихся и их родителей представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
- создавать положительные и привлекательные образы читающего человека, книги, литературы, библиотек;
- вовлекать в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей и взрослых.
Направления работы:
- читательское развитие детей;
- формирование информационной грамотности как основы читательского развития;
- привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми, в совместное чтение книг;
- расширение «зоны читательского общения» все участников образовательного процесса.
Формы и методы работы:
- занятия по развитию декламационного, творческого, вдумчивого чтения;
- урочная и внеурочная деятельности по литературе;