Просмотр содержимого документа
«Береги учебник– источник знаний.»
Классный час. Береги учебник– источник знаний.
6 "В" класс. Классный руководитель:
Шипин Мухаметкали Мырзагалиевич
Цели: ознакомить детей с технологией создания книги; пробуждать у детей интерес к чтению художественной литературы; содействовать воспитанию бережного отношения к книге как источнику знания, расширению кругозора учащихся.
Оборудование: выставка книг, презентация «Рождение книги».
Загадка.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга.)
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь: ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книга не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем и словно крылья уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим и Старая Русь, и шумный современный город. Книга позволяет побывать в различных частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа. Книга верно служит людям в труде, повседневной жизни.
Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги.
Когда беда с тобой случится вдруг,
То книга, словно верный друг,
Хороший даст тебе совет.
В душе же вновь надежды свет
Зажжется, и тогда
Непоправимой не покажется беда.
Книги нужны, чтобы их читать. Рабочий читает о технике, чтобы лучше управлять станком, колхозник по – агрономии, чтобы собрать хороший урожай, шофер, чтобы управлять машинами, врач по медицине, чтобы лучше лечить, учитель по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.
Значит «Книга – наш помощник в труде».
Книг заветные страницы
Помогают людям жить
И работать, и учиться,
И отчизной дорожить.
Давайте, ребята, послушаем, как создается книга, чтобы она оказалась у нас на столе.
Из чего сделана книга.
Давным – давно, когда люди еще не знали бумаги, они высекали слова – значки (иероглифы) на камне, позже буквы оттискивали на мягкой глине деревянными клинышками, это письмо так и называлось – клинопись. В Древнем Египте писали на папирусе, сделанном из тростника. Он больше всего походил на бумагу. В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который скатывался в трубочки – свитки.
И вот человек изобрел бумагу. Это было великое изобретение, потому что с появлением бумаги стало быстро расти число книг. Бумагу получают из древесины. Но для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудиться многим людям.
Сначала лесорубы пилят в тайге деревья, срубают все ветки. Специальные тракторы вытаскивают бревна с лесосеки, а потом срубленные столетние великаны сплавляют по рекам, грузят на мощные суда – лесовозы или железнодорожные платформы и отправляют на бумажную фабрику. Здесь их очищают от коры, распиливают, размалывают и варят в огромных котлах.
Получается жидкая волокнистая масса (деревянная каша) – целлюлоза. Ее очищают, добавляют мел, чтобы бумага была белой, и по трубам подают в бумагоделательную машину. Из этой машины, большой, как трехэтажный дом, непрерывной лентой выползает готовая бумага и на вращающемся барабане сматывается в рулоны. Их грузят в вагоны и отправляют в типографии. Здесь бумага начнет превращаться в книгу.
Рождение книги.
Над созданием учебника работают ученые, а над художественной книгой – писатели. Они пишут рукопись и приносят ее в издательство. Там над рукописью работают редакторы, художники. Они готовят рукопись к производству.
Редактор – первый читатель будущей книги. Он проверяет нет ли в тексте неточностей, ошибок. Редактор, как говорят в издательстве, ведет книгу до ее выхода в свет, поэтому его фамилия в выходных сведениях всегда стоит первой.
Художественный редактор. Это он выбирает для книги художника, принимает от него рисунки, а когда из типографии приносят первые пробные оттиски иллюстраций, худ. редактор сверяет их с рисунками художника, добиваясь от печатника точной передачи цвета.
Технический редактор – выбирает шрифт, определяет формат страниц и размеры рисунков. А когда будут готовы оттиски текста и иллюстраций тех. редактор сделает точный макет будущей книги.
Есть в издательстве человек, который лучше всех знает правила русского языка. Это корректор.
В типографии наборная машина – линотип набирает из букв металлические строчки очень быстро. Линотипист только ударяет по клавишам. Чтобы отпечатать рисунки, в другом цехе делают с них копии на металле – клише. Затем верстальщик составляет из текста и клише металлические страницы. Печатная машина сама разматывает бумагу с большого барабана. Бумага прижимается к металлическим страницам, смазанным краской, печатается текст и иллюстрации. Другая машина фальцует (складывает) листы в отдельные тетради, следующая машина сшивает их – получается книжный блок. Еще одна машина надевает на него переплет. Вот книга и готова. Их упаковывают и отправляют в магазины и библиотеки, где их ждут читатели.
С. Маршак. Как печатали вашу книгу.
Взяла машина лист простой
И наложила краску –
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплет,
И вот пред вами – книга.
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать
И требует учебы.
Кто еще помогает книги появиться на свет?
Машиностроители делают бумагоделательные, наборные, печатные и всякие другие машины.
Металлурги – плавят металл для станков и наборных букв.
Шахтеры – добывают руду и уголь для выплавки металла.
Энергетики – дают электрический ток шахтам, заводам, плавильным цехам, типографиям.
Строители – строят здания для заводов и комбинатов, жилые дома для всех, кто там работает.
Химики – помогают делать бумагу и краски для печати.
А если вспомнить, что рабочих и инженеров, работающих на всех этих предприятиях, надо накормить, одеть, обуть, - то станет понятно, что в создании книги участвует каждый труженик нашей страны.
Вы в школе получаете учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить 4-5 ученикам.
(Краткая информация об учебниках класса.)
Сценка «Разговаривают книжки».
Автор: Встретились две книжки, разговорились между собой.
«Ну, как твои, дела?» Одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да, что обложки, оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь листы пойдут на змей
Тогда лететь мне в облака
- А у тебя целы бока?»
«Твои мне не известны муки,
Не помню я такого дня
Чтобы, не вымав чисто руки
Сел ученик читать меня.
А посмотри на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я не говорю
И говорить – то не прилично.
Зато и я его учу
Не как – нибудь, а на «отлично»».
« Ну мой на тройках едет еле-еле
И даже два получил на той неделе»
Автор. Здесь нет загадки: расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Чтобы напечатать учебник русского языка для ребят нашей страны, требуется срубить 7 тысяч елей. Сколько же леса сохранят школьники, если будут бережно относиться к школьной книге. Сделать это совсем не трудно, надо их только – не рвать, не пачкать, не разрисовывать, не загибать страницы, не делать записей на полях.
Чтоб книги были у детей
В библиотеке, в школе
Трудилось множество людей
На фабрике и в поле.
Трудились твой отец и мать
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы.
Беречь и книгу, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплеты.
И каждый из ребят
Порвет листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята по-немножку?
Нам книги – лучшие друзья.
Они дают нам счастье.
А эта книга – и моя
Да и твоя отчасти.
Какие же правила обращения с книгами помогают нам сохранить их?
Правила обращения с книгой.
1. Не читай во время еды.
2. Бери книгу только чистыми руками.
3. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
4. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай уголки страниц.
5. Не делай в книге пометок.
6. Если книга порвалась, подклей ее.
7. Не разбрасывай книги.
8. Идешь в школу или библиотеку – положи книгу в сумку.
А сейчас посмотрим, как вы знаете пословицы и поговорки о книге. Я буду начинать, а вы заканчивайте.
Пословицы и поговорки о книге.
Люби книгу – она источник….(знаний.)
Кто много читает – тот много….(знает.)
Человек без книги, что птица без….(крыльев.)
Хорошая книга – лучший….(друг.)
С книжкой знаться – ума….(набираться.)
Книга поможет в труде, выручит….(в беде.)
Книга в счастье украшает, а в несчастье….(утешает.)
Викторина «Внимательный ли ты читатель».
Угадайте из каких произведений эти строки:
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок?» (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».)
«Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего мельницу, осла и кота. Старшему досталась мельница. Среднему – осел. Ну, а младшему пришлось взять себе кота. – Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил он. – А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть помирай с голоду.
Кот услышал эти слова и сказал спокойно: - Не печальтесь, хозяин. Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не так уж обделили, как вам это сейчас кажется».
(Шарль Перро. «Кот в сапогах».)
«Дома она посадила в цветочный горшок ячменное зерно, и из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок. Это был точь- в- точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом». (Х.К. Андерсен «Дюймовочка»)
«Слыхал, что есть такой веток, видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов «Каменный цветок».)
Вывод: Книгу нужно любить, читать и при этом помнить, что только тогда она принесет пользу, когда вы ее будете читать не спеша, вдумчиво. Применять все хорошее, что узнали из книги в своей жизни. Книгу надо беречь. Такое отношение у вас должно быть не только к собственной книге, но и к той которую берете у товарища и в библиотеке. Помни, сколько труда затратили люди на ее изготовление, обращайся с книгой бережно.