Алгоритм подготовки и проведения коллективных творческих дел
Алгоритм подготовки и проведения коллективных творческих дел
В данной разработике представлены стадии подготовки и проведения коллективных творческих дел. Дана подробная характеристика каждой стадии, основные приемы необходимые для подготовки КТД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм подготовки и проведения коллективных творческих дел»
Алгоритм подготовки и проведения коллективных творческих дел
Большую популярность в работе с детьми и подростками имеют коллективные творческие дела. Организация коллективных творческих дел предусматривает шесть стадий.
Первый этап – этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы поиска и выбора. Например:
1) «разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят поручается «разведать», куда можно коллективно пойти, что будет проводиться интересного в лагере и что можно провести в отряде, кого можно пригласить в гости, кто может научить чему-либо новому, интересному;
2) объявить конкурс на самое, самое, самое. Конкурс может быть как коллективным, так и индивидуальным;
3) провести анкетирование, которое может включать в себя конкретные вопросы: «Что ты предлагаешь провести в нашем отряде?», «В каком творческом деле ты бы мог поучаствовать сам?», «Что лучше сделать, с кем, для кого, когда?» и др.
Второй этап – коллективное придумывание дела. Методика планирования, сценирование, составление программы дела – все это изложено в системе коммунарской методики И. П. Иванова. На данном этапе действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи. Завершается поиск выбором совета дела.
Третий этап – коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка чаще всего идет по группам. На этом этапе важным является приглашение к участию в деле. Приемами приглашения могут быть:
– красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестандартные по форме, сюжетные с интригующим текстом. Объявление – это тоже творчество ребят;
– пригласительные билеты. Это может быть большой коллективный билет или персональный, может быть билет-программа, билет-букет, сюжетный билет – в виде бабочки, гриба, ягоды, листа дерева, снежинки и др.;
– пригласительные письма или открытки;
Четвертый этап – проведение КТД. Здесь можно выделить несколько «шагов».
1. Встреча участников и гостей дела. Вариантами встречи могут быть:
б) сюжетная встреча: у входа в помещение разыгрывается театральное действие, или участники дела должны разгадать загадку, ответить на вопрос, выиграть лотерейный билет;
в) пройти на вечер можно только в карнавальном костюме, маске.
2. Организационный момент дела. Это один из важных моментов, который задает тон, атмосферу и особый настрой всех участников дела; этот этап предполагает: просмотр выставки, коллекции, поделок, рисунков, плакатов и др.; творческие мероприятия предполагают и творческое необычное начало, которое может вызвать интерес и внимание. К приемам такого начала можно отнести:
а) представление гостей, церемониал знакомства;
б) театрализацию;
в) звуковые, световые эффекты;
г) общую песню, ритуал подъема флага, вымпела, зажжение огня и др.
3. Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценарным и импровизированным. В основной части присутствует слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсность. Содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом учащихся, отобранным содержанием.
4. Занимательная часть. Она может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок. Сюда можно отнести: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы, выступления гостей.
5. Финальная или завершающая часть. Она должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, общая песня и др.
Пятый этап – коллективное подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД или подведение итогов по микрогруппам. Подведение итогов может осуществляться и с помощью других средств. Например, выпуск стенгазет, творческие отчеты, заполнение анкет и др. Важно, чтобы каждый из участников умел проанализировать, оценить, высказать свое мнение по поводу проведенного дела.
Шестой этап – ближайшее последействие. Сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Совместно с детьми вожатым намечается программа последовательных действий, определяются новые дела. По своей тематике коллективные творческие дела могут быть самые различные: интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.
Выделим основные приемы, которые используются при подготовке КТД:
– создание микроколлективов – это один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел;
– «мозговая атака» – это обмен индивидуальными мнениями, поиск наилучших вариантов решения проблемы, создание «банка идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи;
– отбор идей – это выбор нескольких вариантов из множества возможных решений;
– защита идей – это когда каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.