kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«актуальность духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья направлена на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Это очень актуальная тема, т.к уровень воспитанного молодежи падает и вызывает тревогу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««актуальность духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения»»

Статья

«АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Автор: Светлана Михайловна Фоменко

Учитель МКОУ «СОШ ст. Исправной имени Д. И. Панченко»

Нравственность – это склад души,

выражающийся в страстях и поступках. 

Аристотель.


В последние годы в нашей стране падает уровень духовно – нравственной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно - ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно - исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных представлений о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Вспоминаются слова Митрополита Санкт-Петебрургского   и Ладожского Иоанна, который говорил: "Надо твердо помнить, что все пережитое  нашим народом окажется напрасным,  а сами мы станем предателями и изменниками  великого русского дела, если не сделаем  должных выводов из горького опыта,  доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.  Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий 
подаст нам силы на духовную брань,  чистую жизнь и благие дела!" 
Именно поэтому возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому посвящаешь свою жизнь. И именно в духовно – нравственном воспитании формулируется моральное сознание и раскрываются нравственные отношения.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела — делая человека завтра лучше, чем сегодня. Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью, самостоятельно сформированными нравственными убеждениями.

Школа сегодня остается одним из главных центров, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье, и ищет пути его сохранения. Именно поэтому перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Оно является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Слово учителя – инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Через беседы с педагогом, самообразование, благородный труд, радость достижения целей в жизни открывается взгляд ребенка на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, открыть себя и выбрать правильный достойный путь в жизни – вот цель духовно- нравственного воспитания нынешней молодежи.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, — писал он, — Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Недостаток нравственного воспитания нынешних школьников составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Народная пословица гласит: « К чему в юности привык, то в старости и сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости. В связи с этим задача духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. В России нужно развивать и возрождать самобытную цивилизацию на традиционных ценностях отечественной культуры, формировать у молодежи нравственные чувства и облик, нравственную позицию и поведение.

Актуальность этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования в настоящее время является освоение детьми общественной морали, патриотического воспитания, освоение духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Повсеместная компьютеризация, владение новой техникой сегодня вытесняет духовно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся: школьники практически перестали читать. Произведения школьной программы изучают в сокращенном или электронном варианте. Среди молодежи успешно внедрилась «новая форма» общения — переписка через Интернет. Ведь недаром  в Японии подрастающее поколение называют уже не «поколением next», а «поколением большого пальца». При общепризнанной загруженности учащихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, утилизации его сознания, не восприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной подготовки, снижению грамотности. В то время, как культура, по определению Д. С. Лихачева «…огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения — народом, нацией».

О необходимости изучения в школе духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

И здесь образование призвано обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса. Причем если в школе ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям. Учителя должны стремиться к формированию следующих качеств:

- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Литература

  1. Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.


  1. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 г. Утверждена постановлением Правительства РФ № 795 от 05.10.10.


  1. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996г.


  1. Орешкин Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград.: Учитель, 2008 г.


  1. Черникова Т.В. Система гражданского образования школьников. – М.: Глобус, 2006г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«актуальность духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения»

Автор: Фоменко Светлана Михайловна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Методическая разработка  внеклассного мероприятия по  духовно – нравственному воспитанию для  3 класса  «Подари радость другому!» "
    ["seo_title"] => string(133) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu-dlia-3-klassa-podari-radost-drughomu"
    ["file_id"] => string(6) "104542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402730561"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) ""Духовно-нравственное воспитание личности школьника, как залог успеха в работе учителя". "
    ["seo_title"] => string(97) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-lichnosti-shkol-nika-kak-zalogh-uspiekha-v-rabotie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "135761"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416980811"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ» "
    ["seo_title"] => string(55) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-uchashchikhsia-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "244391"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445933232"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "МАСТЕР-КЛАСС    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ» "
    ["seo_title"] => string(96) "mastier-klass-ispol-zovaniie-fol-klora-v-tsiklie-zaniatii-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "236645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444131945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства