Адаптированная рабочая программа по предмету "Ритмика", 4 класс
Адаптированная рабочая программа по предмету "Ритмика", 4 класс
Предлагаемая программа ориентирована на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
- развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья детей;
«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено
на заседании м/о заместитель директора на заседании директор Казанской школы №76
учителей нач.кл. по воспитательной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.
протокол № 1 ______Л.Е.Вандышева протокол № 1
от «26»08 2020 г. от «27»08 2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РИТМИКА»
Андреяновой Екатерины Геннадьевны
4 класс
Вариант 1
Казань – 2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ритмика» для 4 класса (вариант 1) разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее - РФ) от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ, Республики Татарстан (далее - РТ) от 22.07. 2013 № 68 – ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807 – 1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560 – XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республики Татарстан», согласно СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденному приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. № 1015 на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. № 1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программой (далее – АООП) ГБОУ «Казанская школа № 76», Устава ГБОУ «Казанская школа № 76».
Предлагаемая программа ориентирована на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
- развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья детей;
Ценностные ориентиры содержания курса: «Упражнения на ориентирование в пространстве», «Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения», «Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений», «Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения»
Место курса в учебном плане
Изучение предмета «Ритмика» в 4 классе рассчитано на 34 часа (34 недели – 1 час в неделю).
Содержание учебного предмета «Ритмика», 4 класс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Упражнения на ориентирование в пространстве
6
2
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
6
3
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
4
4
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
2
5
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
3
6
Игры под музыку
6
7
Танцевальные упражнения
7
Содержание программы.
Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из колонн в круги. Перестроение из кругов в звездочки и карусели. Сохранять правильные дистанции во всех видах построения. Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против.
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения головы и туловища. Круговые движения плеч. Движения кистей рук. Круговые движения и повороты туловища. Сочетания движений ног. Упражнения на выработку осанки.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Упражнения под музыку. Самостоятельное составление ритмических рисунков. Сочетание хлопков и притопов с предметами.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Расслабление и опускание головы, корпуса с позиции стоя, сидя. Координация движений, регулируемых музыкой.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Упражнения на детском пианино. Движения пальцев рук, кистей. Передача основного ритма знакомой песни. Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике.
Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка. Смена движения в соответствии со сменой частей. Начало движения. Разучивание игр, элементов танцевальных движений. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения.Галоп. Элементы русской пляски. Присядка. Круговой галоп. Шаг кадрили. Пружинящий бег Поскоки с продвижением. Элементы народных танцев.
Требование к уровню подготовки учащихся.
Минимальный уровень:
уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг;
знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций;
Планируемые результаты освоения предмета «Ритмика» в 4 классе
Личностными результатами изучения курса «Ритмика» в 4 классе является формирование следующих умений:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие двигательной активности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
- осознавать роль танца в жизни;
- понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире;
- развитие танцевальных навыков;
- развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности;
- расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях;
- способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Ритмика» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Регулятивные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы.
Курс предполагает безоценочную систему прохождения материала.
Календарно – тематическое планирование «Ритмика» в 4 классе.
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-во час
Планируемый результат (ученик должен знать)
Содержание урока
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Дата проведения
Личностные УУД
Познава-тельные УУД
Коммуника-тивные УУД
Регулятивные УУД
план
факт
1 четверть – 9 ч.
1
Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение в колонну по четыре.
Урок ознакомления
с новым материалом
1ч.
Умение координировать свои усилия с усилиями других.
Разучивание построений и перестроений, упражнений в движении
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.
Выполнение индивидуально подобранные комплексы упражнений.
2-3
Упражнения на ориентирование в пространстве. Построение в шахматном порядке. Перестроение из колонн в круги.
Комбинированный
2 ч.
Накопление представлений о ритме, синхронном движении.
Разучивание построений и перестроений, упражнений в движении, ориентировки в пространстве
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
Слушать и понимать речь других.
Выполнение индивидуально подобранные комплексы упражнений.
4-5
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения головы и туловища.
Круговые движения плеч
Комбинированный
2 ч.
Уметь выполнять упражнения по словесной инструкции учителя.
Разучивание статических положений частей тела, упражнений в движении, коррекция ориентировки в пространстве (оптико-пространственного восприятия)
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.