Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа к дисциплинам. 1 КЛАССА»
Адаптированная рабочая программа по русскому языку
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования ,Примерной образовательной программы МКОУ «Купинской школы – интерната» ,авторской программы В.Г. Горецкого ,В.А. Кирюшкина (обучение грамоте) Т.Г. Рамзаевой (русский язык)
Адресат.
Программа по русскому языку в 1 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс,основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
- тематическое планирование.
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4ч в неделю, 33 учебные недели), из них 36 ч на русский язык после курса обучения грамоте.
Структура курса
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс
(русский язык)
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
все буквы русского алфавита;
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммам
Коррекционная направленность обучения учащихся на русском языке
При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.
3. Низкий познавательный интерес и мотивация.
Работа на занятиях строиться по следующим правилам:
-новый материал строиться и преподается предельно развернуто;
-практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, раздаточным материалом;
-систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
-выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
-чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
-составление домашнего задания в сторону малого объёма;
-для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз;
-систематическая работа над развитием психических процессов;
-материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
-увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
На уроках запланирована самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос класса.
Процесс обучения русскому языку строится таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного, формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями учебника
Книгопечатная продукция
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2014.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
В.Г.Горецкий. Прописи к «Азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение, 2013
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В.Г.Горецкого т др. и «Русский язык» В.П. Канакиной (СД)
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский .
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ п/п
Раздел
Тема
Планируемые результаты
Возможные виды деятельности
Возможные формы контроля
Дата
Общеучебные
УУД
1
НАША РЕЧЬ- 2ч
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни людей.
Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачиРегулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.Личностные: Проявлять уважение к языкам других народов.
Знакомство с учеб-ником. Знакомство с видами речи.
Различение устной и письменной речи.
Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык
Фронтальный групповой
2
Устная и письменная речь.
Русский язык — родной язык русского народа.
Фронтальный групповой
3
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.
Текст и предложение (общее представление)
Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.
Коммуникативные:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.
Регулятивные:
оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику. Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.
Познавательные:
находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.
Установление смы-словой связи меж-ду предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка.
Фронтальный групповой
4
Предложение.
Предложение как группа слов, выражающая закончен-ную мысль
Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предло
жении.
Индивидуальный групповой
5
Диалог.
Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге.
Фронтальный групповой
6
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 3 ч.
Роль слов в речи.
Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Учащийся научится
определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;
различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсясоставлять текст по рисунку и опорным словам.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачиРегулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Личностные: Проявлять
чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
Различать слова-
названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Использоватьв речи «вежливые слова».
Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.
Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.
Индивидуальный групповой
7
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.
Классификация и объединение слов в тематические группы
Индивидуальный групповой
Фронтальный групповой
8
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Индивидуальный групповой
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 3 Ч.
Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться
находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом;составлять слова из слогов.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Личностные:
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный
интерес к новому знанию.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.
Индивидуальный групповой
9
Деление слов на слоги.
*Слова с непроверяемым написанием: лисица.
Фронтальный групповой
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Фронтальный групповой
10
Перенос слов
Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.
Учащийся научитсяпереносить слова по слогам.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсянаходить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.
Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую.
Создание сравнительных образов.
Фронтальный групповой
Фронтальный групповой
Учащийся научитсяопределять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;
различать ударные и безударные слоги.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсясоставлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.
Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).
Составлять простейшие слогоударные модели слов.
Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения.
Фронтальный групповой
11
Ударные и безударные слоги
Зависимость значения слова от ударения.
Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.
Р.р. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Индивидуальный групповой
12
ЗВУКИ И БУКВЫ – 25 Ч.
Звуки и буквы
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Учащийся научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсянаблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звукиприроды.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»;
- находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;
- использовать приём планирования учебных действий при определениис опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Личностные:
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Индивидуальный групповой
Фронтальный групповой
13
Русский алфавит, или Азбука
Значение алфавита.
Учащийся научится правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсяприменять знание алфавита при пользовании словарями.
Высказываться о значимости изучения алфавита.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.
Индивидуальный групповой
Индивидуальный групповой
14
Гласные звуки и буквы.
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).
Учащийся научитсяразличать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность
научиться составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.
Объяснять причины расхождения количества звуков
и букв в слове.
Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.
Индивидуальный групповой
15
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.
Фронтальный групповой
Фронтальный групповой
16
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Учащийся научитсяразличать проверочное и проверяемое слова;определятьс опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсясостав-лять устный рассказ по рисунку и опорным словам.
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».
Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять
их правописание.
Индивидуальный групповой
17
Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
Индивидуальный групповой
18
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).
Индивидуальный групповой
Фронтальный групповой
19
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
Фронтальный групповой
20
Согласные звуки и буквы.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).
Учащийся научитсяразличать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й.
Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.
Определять согласный звук в слове и вне слова.
Дифференцировать гласные и согласные звуки.
Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.
Индивидуальный групповой
21
Слова с удвоенными согласными.
Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).
Индивидуальный групповой
22
Слова с буквами И и Й
Слова со звуком [й’] и
буквой «и краткое».
*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.
Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].
Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).
Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).
Индивидуальный групповой
23
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Учащийся научитсяразличать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Дифференцировать согласные звуки и буквы, обознача-ющие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].
Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.
Индивидуальный групповой
Фронтальный групповой
24
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
*Слово с непроверяемым написанием: ребята
Индивидуальный групповой
25
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Учащийся научится объяснять причины расхождения звуков и
букв в этих словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсявосстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.
Соотносить количество звуков и букв в таких
словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).
Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.
Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).
Индивидуальный групповой
26
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Фронтальный групповой
27
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Фронтальный групповой
28
Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
Учащийся научится определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звукиподбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писатьдвусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.
Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.
Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Знакомство с
Индивидуальный групповой
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсяопределять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.
происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.
Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.
Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Индивидуальный групповой
Индивидуальный групповой
29
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).
Проект «Скороговорки». Составление сборника
«Весёлые скороговорки».
Учащийся научитсяразличать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.
Учащийся в совместной деятельности со сверс-тниками и взрослыми научится создавать собственный инфор-мационный объект,
участвовать в презентации проекта
Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.
Правильно произ-носить шипящие согласные звуки.
Знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологи-ей
слова карандаш.
Индивидуальный групповой
31
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
*Слово с непроверяемым написанием: девочка.
Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Учащийся научитсянаходить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писатьслова с сочетаниями чк, чн, чт.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсянаблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.
Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.
Фронтальный групповой
32
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
*Слово с непроверяемым написанием: машина.
Учащийся научится писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.
Соотносить произ-ношение ударных гласных в сочета-ниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать приме-ры слов с такими сочетаниями.
Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Фронтальный групповой
33
-34
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Индивидуальный групповой
Учащийся научитсяписать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание,использоватьв общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсянаходить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта.
Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.
Индивидуальный групповой
35
Контрольный диктант.
Индивидуальный
36
Заглавная буква в словах.
Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.
Правила вежливого обращения.
Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке.
Индивидуальный групповой
Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений