Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в свете ФГОС»
Внеурочная деятельность
Преподаватель Гузанова С.В.
Нормативно – правовая база
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
Письмо МОиН РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Письмо МОиН РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Письмо МОиН РФ от 13 мая 2013 г. №ИР- 352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования
Работа ОУ региона происходит в соответствии с Распоряжениями и инструктивными письмами региональных органов управления образования, где приводятся конкретные управленческие решения.
Нормативно – правовые документы отдельной ОО НорНоматиННн– правовые документы Нормативно-правовые документы о – правовые документы
Нормативно-правовая база ОУ
Учебный план ( утверждается соответствующим приказом и распоряжениями)
Дополнительные образовательные программы ( при наличии дополнительного образования в школе)
Общеобразовательные программы учреждений дополнительного образования
Программы, планы, графики организации деятельности групп продлённого дня
программы деятельности, организуемой кл. руководителями
Программы деятельности иных педаг. работников ( педагога-организатора, социального педагога, педагога- психолога)
Планы организации деятельности ученических сообществ
планы внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы ( предметные кружки, факультативы, ШНО, школьные олимпиады по учебным предметам
Планы работы по организации педагогической поддержки обучающихся ( проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов
Планы воспитательной работы и др.
План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется через учебный план в части, которая формируется участниками образовательного процесса.
План внеурочной деятельности объединяет отдельные образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности и направлены на реализацию потребностей обучающихся.
ОО самостоятельно разрабатывает и утверждает:
План внеурочной деятельности
Режим внеурочной деятельности
Рабочие программы внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности
Организационные механизмы
-Разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции;
--Кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей;
-Предоставление услуг ( консультативных, информационных, технических др.);
-Взаимообучение специалистов, обмен опытом
-Совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность
Новое содержание;
Совокупность разнообразных видов учебной и внеучебной деятельности школьника;
Необычные организационные формы работы внеурочно - современные технологии организации деятельности: возможность работы в малых группах;
Интеграция разных направлений деятельности в общей программе внеурочной деятельности школы – от кружка – до развивающего курса «Учись учиться!»;
Иная организация учебного времени – традиционно-линейные и новые нелинейные формы организации курсов .
Программы курсов
Программы линейных курсов реализуются в таких формах внеурочной деятельности, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции предметные кружки, факультативы, научно-практические конференции, ШНО и т.д.
Программы нелинейных ( тематических) курсов осуществляются при использовании внеурочной деятельности: сетевые сообщества, юношеские организации, НПК, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Регламент
-1750 часов – за 5 лет обучения;
-350 часов в год – не более с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации;
-Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями;
-Внеурочная деятельность с введением ФГОС является обязательной составляющей образовательной деятельности каждого ученика.
Внеурочная деятельность
Новые требования к оформлению программ, к компетенциям педагога, заместителя директора, организующего эту деятельность.
Рабочие программы
Должны содержать:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.
Оформление рабочей программы курса внеурочной деятельности
Структурный элемент
Требования
Общая структура рабочей программы
Титульный лист
Пояснительная записка( планируемые результаты)
Содержание курса(формы и виды учебной деятельности)
Тематическое планирование
Титульный лист
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
Наименование ОУ
Цели и задачи
Цели и задачи
Где, когда и кем утверждена программа
Цель должна соответствовать требованиям к личностным и метапредметным результатам освоения ООП
Используемый УМК, другие источники информации, ресурсы, необходимые условия
Название программы
Направление внеурочной деятельности
Задачи должны раскрывать логику достижения цели, планируемых результатов при организации практико-ориентированной деятельности обучающихся
Возраст детей
Срок реализации
ФИО автора
Год разработки
Результаты
Ожидаемые результаты необходимо описать на 3 уровнях: личностные, метапредметные и предметные.
Содержание программы
Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности
Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий. Подлежащих освоению, с указанием форм организации учебных занятий и видов деятельности обучающихся, режима занятий. В перечне мероприятий необходимо представить схематический сценарий мероприятия с выделением видов деятельности и описанием предполагаемого промежуточного результата.
Тематическое планирование программы
Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные дейстрвия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Должно содержать:
Предметные результаты включают в себя:
Перечень разделов и тем
А) специфические знания, умения, навыки по изготовлению некоторого продукта( открытию социально – культурного знания)
Кол-во часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Б) опыт самостоятельной деятельности по изготовлению продукта ( проектирование изменений социально-культурного знания
В) опыт презентации индивидуального продукта
Примеры программ внеурочной деятельности ( название, особенности
Основные формы организации занятий: практические работы, экскурсии, учебные исследования
34 часа
Программа реализует системно – деятельностный подход в обучении предмету.
«Вещи на память.Декоративно-пр
Программа предполагает применение знаний и умений, полученных в процессе освоения учебного предмета «Искусство» в творческой деятельности школьника
34 часаикладное искусство»
Основные формы организации занятий: практические работы, экскурсии, учебные исследования
Основные формы работы: творческие мастерские.
Мастерская инженерии и дизайна «Art-Lab»
Open space
4.
Спортивно-оздоровительное
5.
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Общекультурное
34 часа - 5 класс
Программа создана с учётом особенностей образовательного учреждения, наличия материально-технического обеспечения, возможностей контингента учащихся
«Основы дизайна»
34 часа – 6 класс
34 часа – 6 класс
Программа расширяет предметное поле учебного курса «Искусства» и связана с освоением практических умений по преобразованию окружающего пространства.
34 часа – 7 класс
Основные формы работы: моделирование и конструирование
Технология поиска, отбора и верификации информации, её структурирования и размещения в сети Интернет
Основные формы работы: составление плей-листа, подкастинг, ремикс
Расширение программного материала, организация самостоятельной исследовательской деятельности, проектирование
Школьная музыкальная радиостанция»
34 часа – 10 класс
34 часа – 11 класс
Образовательное путешествие
Историческое прошлое города»
Процедура
Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
согласование программ на школьных методических объединениях, внутреннее рецензирование, рассмотрение программы внеурочной деятельности на методическом совете школы;
Утверждение директором школы;
Внешнее рецензирование авторских программ.
Результаты ( уровни) и эффекты внеурочной деятельности
3 уровня образовательных результатов:
1 уровень– школьник знает, понимает общественную жизнь. Это приобретение щкольником социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень– школьник ценит общественную жизнь. Это формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, творчество, знания, труд, культура.
3 уровень– школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Это получение школьником опыта самостоятельного социального действия
Эффект – последствие результата: приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его жизненной компетентности, идентичности.