Сценарий занятия по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Сценарий занятия по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на занятиях по внеурочной деятельности во 2 классе.
УМК «Школа 2100».
Система учебников: комплект учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой.
Тип занятия: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Место данного занятия в системе занятий по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»: третье.
Форма проведения занятия: занятие - путешествие с использованием системно - деятельностного подхода, с применением ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Дидактическая цель: создание условий для формирования и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Методическое обоснование внеурочного занятия
Задачи внеурочного занятия:
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
Развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать навыки работы в парах, группах.
Повышать учебную мотивацию детей, что способствует повышению уровня обученности учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Учить обобщать, делать несложные выводы.
Давать определения тем или иным понятиям.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
Формировать положительную мотивацию учения.
Компоненты современных образовательных технологий:
технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного обучения, ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 66»
Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Космос»
(по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»)
Райская Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014 г.
Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию. Основная цель курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. А сами задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной, менее утомляемой, создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
В статье представлена методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» для обучающихся 2 класса.
Дидактическое обоснование внеурочного занятия
Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на занятиях по внеурочной деятельности во 2 классе.
УМК «Школа 2100».
Система учебников: комплект учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой.
Тип занятия: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Место данного занятия в системе занятий по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»: третье.
Форма проведения занятия: занятие - путешествие с использованием системно - деятельностного подхода, с применением ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Дидактическая цель: создание условий для формирования и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Методическое обоснование внеурочного занятия
Задачи внеурочного занятия:
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
Развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать навыки работы в парах, группах.
Повышать учебную мотивацию детей, что способствует повышению уровня обученности учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Учить обобщать, делать несложные выводы.
Давать определения тем или иным понятиям.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
Формировать положительную мотивацию учения.
Компоненты современных образовательных технологий:
технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного обучения, ИКТ.
Тема занятия: «Космос»
Цель занятия как деятельность учеников по линиям развития:
а) предметная – формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию курса.
Оборудование: презентация, рабочая тетрадь О. Холодовой, геометрические фигуры, раздаточный материал, карточки для развития зрительной памяти, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Сценарий занятия
I. Мотивация (самоопределение) к деятельности
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к занятию.
«М о з г о в а я г и м н а с т и к а»
II. Разминка
- Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете после разминки. Напоминаю, что ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы.
(За каждый правильный ответ на доску крепится звезда. Прикрепленные звезды образуют Большую Медведицу)
1 вопрос:
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
2 вопрос:
Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. (Космонавт)
3 вопрос:
Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. (Солнце)
4 вопрос:
В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект… (комета)
5 вопрос:
Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. (Луноход)
6 вопрос:
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна, месяц)
7 вопрос:
Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд калейдоскоп Астрономы в … (телескоп)
III. Постановка учебной задачи. Введение в тему
- Что у нас получилось?
- Созвездия– это причудливые фигуры, образованные наиболее яркими звёздами.
- Звезды, какого созвездия на нашем небе?
- Сколько ярких звезд в этом созвездии?
В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашёл,
Называются ковшом.
- Чего только нет на небе – млечный путь, чёрные дыры, галактики, звёзды, созвездия, планеты. Ещё в далёкие времена, людей манило небо, они заметили, что звёзды располагаются в определённом порядке, а не хаотично, что наиболее яркие звезды можно объединить в созвездия.
- Какие созвездия вы знаете еще? (Ответы детей)
- Так куда же мы сегодня отправимся?
- Каким должен быть настоящий космонавт?
- Какие качества мы будем сегодня развивать?
IV. Основная часть.
Развитие психических процессов.
- Ну, что, готовы отправиться в космическое путешествие? Но для этого надо построить космический корабль. Давайте пофантазируем и придумаем проект нового летательного аппарата.
Задание 1.
- Перед вами лежат геометрические фигуры. Включите свою фантазию и постройте из них космический корабль. Дайте ему название.
- Корабли готовы. В путь. Начинаем отсчет: 10, 9 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПОЕХАЛИ!
- Мы летим с огромной скоростью. Для того, чтобы справиться с нагрузками, давайте проведем разминку.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Задание 2.
- Вам надо дорисовать овалы так, чтобы получились разные предметы
- Ура! Мы в безопасности. Как красива Вселенная.
- Что мы видим? Планеты выстроились в ряд. Такое не часто можно увидеть. Помогите сделать перекличку планет.
Задание 3.
- Прочитайте слова, двигаясь по стрелкам, начиная от точки.
- Давайте проведем перекличку планет.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - … (Меркурий),
Два - … (Венера),
Три - … (Земля),
Четыре - … (Марс).
Пять - … (Юпитер),
Шесть - … (Сатурн),
Семь - … (Уран),
За ним - … (Нептун).
- Как называется это явление?
- Сколько планет в Солнечной системе?
- Что такое? Что мы слышим? Что это за звуки? (Звучит «космическая» музыка)
- К нам на планету прилетел гость – Маленький принц.
Его придумал Антуан де Сент-Экзюпери.
Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» . Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней. Но жизнь его была печальной и одинокой. Он отправился странствовать и побывал уже на шести соседних астероидах, а тем прилетел к нам.
- Как мы будем с ним общаться?
- Как вы покажите, что рады видеть его?
- На планете «астероид В-612» свой алфавит. Давайте попробуем запомнить некоторые из знаков.
Задание 4.
- Запомните рисунок как можно точнее, а затем отобразите его на бумаге.
- Маленькому принцу пора возвращаться домой. Как гласит поговорка: «В гостях хорошо, а дома лучше».
- Для возвращения домой ему надо построить обратный путь. Давайте ему поможем.
Перед выполнением работы разомнем ладоши.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Задание 5.
Графический диктант. Штриховка.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Молодцы!
- Маленький принц вернулся домой.
Подошло к концу наше занятие.
- Что нового вы узнали? Чему научились?
- А теперь оцените каждый свою работу.
- Кто доволен своей работой? Возьмите золотую звездочку.
- А кто считает, что он поработал сегодня не в полную силу? Возьмите желтую звездочку.
- Все звездочки прикрепите на доске.
- Молодцы! Сегодня на небе появилось новое созвездие, созвездие 2 А класса.
- Но сколько бы новых созвездий и планет не появилось во Вселенной, самой лучшей и красивой будет наша планета.
- Посмотрите на нашу планету из космоса. Какая она маленькая и хрупкая, удивительная и неповторимая, очаровательная и восхитительная. Так давайте же будем беречь нашу Землю, приумножать ее богатства, чтоб нам и нашим правнукам никогда не пришлось бы покинуть планету под названием ЗЕМЛЯ!!!