kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий занятия по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на занятиях по внеурочной деятельности во 2 классе.

УМК «Школа 2100».

Система учебников: комплект учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой.

Тип занятия: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Место данного занятия в системе занятий по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»: третье.

Форма проведения занятия: занятие - путешествие с использованием системно - деятельностного подхода, с применением ИКТ.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Дидактическая цель: создание условий для формирования и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Методическое обоснование внеурочного занятия

Задачи внеурочного занятия:

Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
  • Развивать навыки контроля и самоконтроля.
  • Развивать навыки работы в парах, группах.
  • Повышать учебную мотивацию детей, что способствует  повышению уровня обученности учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Учить обобщать, делать несложные выводы.
  • Давать определения тем или иным понятиям.
  • Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
  • Формировать положительную мотивацию учения.

Компоненты современных образовательных технологий:

технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного  обучения, ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 66»















Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Космос»

(по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»)
















Райская Галина Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории








2014 г.

Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать получен­ную информацию. Основная цель курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития. Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. А сами задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной, менее утомляемой, создаёт благоприятные возможнос­ти для развития важных сторон личности ребёнка.

В статье представлена методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» для обучающихся 2 класса.

Дидактическое обоснование внеурочного занятия

Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на занятиях по внеурочной деятельности во 2 классе.

УМК «Школа 2100».

Система учебников: комплект учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой.

Тип занятия: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Место данного занятия в системе занятий по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»: третье.

Форма проведения занятия: занятие - путешествие с использованием системно - деятельностного подхода, с применением ИКТ.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Дидактическая цель: создание условий для формирования и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Методическое обоснование внеурочного занятия

Задачи внеурочного занятия:

Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

  • Развивать навыки контроля и самоконтроля.

  • Развивать навыки работы в парах, группах.

  • Повышать учебную мотивацию детей, что способствует  повышению уровня обученности учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • Учить обобщать, делать несложные выводы.

  • Давать определения тем или иным понятиям.

  • Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.

  • Формировать положительную мотивацию учения.

Компоненты современных образовательных технологий:

технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного обучения, ИКТ.


















Тема занятия: «Космос»

Цель занятия как деятельность учеников по линиям развития:

а) предметная – формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

б) метапредметная – извлекать и перерабатывать полученную информацию;

в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию курса.

Оборудование: презентация, рабочая тетрадь О. Холодовой, геометрические фигуры, раздаточный материал, карточки для развития зрительной памяти, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Сценарий занятия

I. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к занятию.

«М о з г о в а я г и м н а с т и к а»

II. Разминка

- Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете после разминки. Напоминаю, что ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы.

(За каждый правильный ответ на доску крепится звезда. Прикрепленные звезды образуют Большую Медведицу)

1 вопрос:

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

2 вопрос:

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)

3 вопрос:

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

4 вопрос:

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (комета)

5 вопрос:

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Луноход)

6 вопрос:

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна, месяц)

7 вопрос:

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)

III. Постановка учебной задачи. Введение в тему

- Что у нас получилось?

- Созвездия – это причудливые фигуры, образованные наиболее яркими звёздами.

- Звезды, какого созвездия на нашем небе?

- Сколько ярких звезд в этом созвездии?

В тёмном небе звёздной ночью

Я нашёл семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашёл,

Называются ковшом.

- Чего только нет на небе – млечный путь, чёрные дыры, галактики, звёзды, созвездия, планеты. Ещё в далёкие времена, людей манило небо, они заметили, что звёзды располагаются в определённом порядке, а не хаотично, что наиболее яркие звезды можно объединить в созвездия.

- Какие созвездия вы знаете еще? (Ответы детей)

- Так куда же мы сегодня отправимся?

- Каким должен быть настоящий космонавт?

- Какие качества мы будем сегодня развивать?

IV. Основная часть.

Развитие психических процессов.

- Ну, что, готовы отправиться в космическое путешествие? Но для этого надо построить космический корабль. Давайте пофантазируем и придумаем проект нового летательного аппарата.

Задание 1.

- Перед вами лежат геометрические фигуры. Включите свою фантазию и постройте из них космический корабль. Дайте ему название.

- Корабли готовы. В путь. Начинаем отсчет: 10, 9 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПОЕХАЛИ!

- Мы летим с огромной скоростью. Для того, чтобы справиться с нагрузками, давайте проведем разминку.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Задание 2.

- Вам надо дорисовать овалы так, чтобы получились разные предметы

- Ура! Мы в безопасности. Как красива Вселенная.

- Что мы видим? Планеты выстроились в ряд. Такое не часто можно увидеть. Помогите сделать перекличку планет.

Задание 3.

- Прочитайте слова, двигаясь по стрелкам, начиная от точки.

- Давайте проведем перекличку планет.

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - … (Меркурий),

Два - … (Венера),

Три - … (Земля),

Четыре - … (Марс).

Пять - … (Юпитер),

Шесть - … (Сатурн),

Семь - … (Уран),

За ним - … (Нептун).

- Как называется это явление?

- Сколько планет в Солнечной системе?

- Что такое? Что мы слышим? Что это за звуки? (Звучит «космическая» музыка)

- К нам на планету прилетел гость – Маленький принц.

Его придумал Антуан де Сент-Экзюпери.

Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» . Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней. Но жизнь его была печальной и одинокой. Он отправился странствовать и побывал уже на шести соседних астероидах, а тем прилетел к нам.

- Как мы будем с ним общаться?

- Как вы покажите, что рады видеть его?

- На планете «астероид В-612»  свой алфавит. Давайте попробуем запомнить некоторые из знаков.

Задание 4.

- Запомните рисунок как можно точнее, а затем отобразите его на бумаге.

- Маленькому принцу пора возвращаться домой. Как гласит поговорка: «В гостях хорошо, а дома лучше».

- Для возвращения домой ему надо построить обратный путь. Давайте ему поможем.

Перед выполнением работы разомнем ладоши.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Задание 5.

Графический диктант. Штриховка.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Молодцы!

- Маленький принц вернулся домой.

Подошло к концу наше занятие.

- Что нового вы узнали? Чему научились?

- А теперь оцените каждый свою работу.

- Кто доволен своей работой? Возьмите золотую звездочку.

- А кто считает, что он поработал сегодня не в полную силу? Возьмите желтую звездочку.

- Все звездочки прикрепите на доске.

- Молодцы! Сегодня на небе появилось новое созвездие, созвездие 2 А класса.

- Но сколько бы новых созвездий и планет не появилось во Вселенной, самой лучшей и красивой будет наша планета.

- Посмотрите на нашу планету из космоса. Какая она маленькая и хрупкая, удивительная и неповторимая, очаровательная и восхитительная. Так давайте же будем беречь нашу Землю, приумножать ее богатства, чтоб нам и нашим правнукам никогда не пришлось бы покинуть планету под названием ЗЕМЛЯ!!!

- Спасибо за работу!






10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий занятия по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Автор: Райская Галина Анатольевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133355

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства