Великая Отечественная война в произведениях искусства. Живопись
Великая Отечественная война в произведениях искусства. Живопись
Годы войны были трудными и суровыми. Трагическое в нравственных потрясениях и напряжении сил, героическое – в подвигах военных и трудовых. Чувство оптимизма и веры в победу укреплялось искусством. Вера в победу помогала мастерам на протяжении четырех лет войны создавать яркие произведения изобразительного искусства. «Искусство помогает воевать»,- говорили художникам партизаны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война в произведениях искусства. Живопись»
Выполнила: Смолякова Н.А. учитель русского языка и литературы МКОУ Павловская СОШ Челябинская область
Годы войны были трудными и суровыми. Трагическое в нравственных потрясениях и напряжении сил, героическое – в подвигах военных и трудовых. Чувство оптимизма и веры в победу укреплялось искусством. Вера в победу помогала мастерам на протяжении четырех лет войны создавать яркие произведения изобразительного искусства. «Искусство помогает воевать»,- говорили художникам партизаны.
Живопись
С.В.Герасимов. Мать партизана. 1943.
В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину Центральная фигура картины Герасимова советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная. В эпизоде драматического столкновения женщины- патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью
А.А. Дейнека Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.1941
В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения. Картина - первая в этом ряду. Пронзительный трагизм и эмоциональная мощь живописи и графики А.Дейнеки военных лет уникальны для русского искусства XX века
П.Д. Корин. Портрет маршала Г.К. Жукова.1945
Среди произведений художника особое место занимает портрет маршала Г.К. Жукова. Суть портрета Жукова не исчерпывается внешним сходством, хотя оно абсолютно. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра. Изображение конкретной личности стало портретом целой эпохи.
В.Н. Костецкий. Возвращение. 1945-1947
В 1947 году Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную еще в годы войны. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой солдата, запечатленной художником, проявились свойственная искусству Костецкого психологическая убедительность образов, умение живописца с большой искренностью передать чувства человека.
П.А. Кривоногов. Победа.1945
Широко известная картина Кривоногова «Победа» с документальной достоверностью воспроизводит историческую сцену падения фашистской столицы. художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата. За данную картину П.А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР.
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии — символ национальной славы. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины. По завершенности замысла, яркости воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» — одно из наиболее значительных полотен военного времени.
А.И. Лактионов. Письмо с фронта.1947
Простота и жизненность - главные черты произведения; они и в позах людей, и в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик завладел письмом и, окруженный слушателями, читает им вслух страницу за страницей рассказ отца о фронтовой жизни. Художник утверждал своим произведением светлое, оптимистическое начало в людях и в жизни, и это простое и верное содержание, выраженное в понятной, доходчивой и убедительной форме, выдвинуло картину Лактионова в ряды лучших произведений советской бытовой живописи. В 1948 году автору была за нее присуждена Государственная премия первой степени.
Ю.М. Непринцев. Последняя граната. 1948
В 1947 г. Ю.М. Непринцев приступил к работе над картиной. Художник видел свою задачу в прославлении величия души человека, он хотел ответить на вопрос – почему в жестокой схватке с фашизмом советский народ одержал победу. В характеристике героев картины художник подчеркивает их самоотверженную смелость, моральную чистоту и непреклонное стремление моряков-черноморцев, защищающих Севастополь, не отступить ни на шаг.
В.С. Терещенко. 79-я гвардейская дивизия. 1988
После нападения Гитлера на Россию 22 июня 1941 года отец будущего художника был призван на фронт, где и погиб. Мать художника с только что родившимся Валентином, уехала в город Канск, Красноярского края, к матери отца Евдокии. В этом городе и провел свое детство Валентин Терещенко. Канск в те времена был центром, так называемого КРАСЛАГА (Красноярские лагеря). Удивительный сгусток человеческих судеб, незаурядных личностей - репрессированной интеллигенции, бандитов, пленных японцев, немцев, людей разных национальностей, вероисповеданий, политических убеждений. В этой не простой атмосфере формировался характер и взгляды будущего художника. Картины В.С.Терещенко находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира.
Ф.П. Усыпенко. Ответ гвардейцев-минометчиков.1984
Художник - Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член Союза художников СССР. График. Военный художник Студии им. М. Б. Грекова, автор картин и диорам на военно-патриотическую тему. Основные произведения: серия работ о военных действиях в советско-японской войне: «На сопках Маньчжурии», «Капитуляция», «Переход советских войск через Большой Хинган» (1945), «Ответ гвардейцевминометчиков» (1948), «Бой под Моздоком» (1950), «Сталинградская панорама» (1962), «Партизаны» (1977).
Список использованной литературы и интернет источников:
Страницы истории нашей. – М.: Искусство, М. 1982
Я прошел по той войне, вып. 1-6 – М.: Советский художник, 1983