Внеклассное мероприятие в 7 классе
Учитель: Постникова Татьяна Романовна
Тема: «Дорогами войны»
Цель: показать триединую силу искусства: (музыки, литературы, живописи) изобразивших события мирового масштаба – события Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать комплексному целостному восприятию искусства;
- формировать навыки самостоятельной работы через обобщение, закрепление и систематизацию знаний;
- совершенствовать память, выразительность речи учащихся, их музыкальные способности: певческий голос, хоровое исполнение; индивидуальную работу детей, занимающихся в кружках по интересам: музыкой, живописью, литературным творчеством.
Воспитательные:
- воспитание гражданских, патриотических и высокохудожественных вкусов через музыкальные, художественные и литературные произведения;
- воспитание уважения учащихся к истории и культуре России, интерес и любовь к стране, к своей малой Родине;
- формировать высоконравственные, музыкальные и духовные ценности в других видах искусства посредством личного участия на данном занятии.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданными авторами в слове, в музыке или живописи.
Оборудование и материалы:
мультимедийный компьютер, проектор, экран, гитара, фортепьяно, интерактивная доска. Кабинет оформлен плакатами времен Великой Отечественной войны и плакат со стихотворением «Отгремела война, свой кровавый собрав урожай», на доске написана тема мероприятия и эпиграф. В ходе занятия использованы наглядный материал, представленный в виде иллюстрированного приложения, а также фрагменты фильма «В рубашке рожденный», снятый школьной телестудией «Зеркало» (Приложение 1).
Предварительная подготовка: учащиеся учили стихи и песни о войне (Приложение 2); готовили сообщение о воинах – земляках по материалам школьного музея.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Слайд 1
Учитель:
Помни войну! Пусть далека она и туманна.
Годы идут, командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас!..
(Ю.Визбор)
Искусство времен Великой Отечественной войны – явление почти необозримое, небывалое по напряжению и силе. Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза – высокая стихотворная мощь, музыка и живопись, полные пафоса и боли, ненависти и грусти.
Ученик – Стихотворение А.Ахматовой «Мужество».
Слайд 2
Учитель: День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдание, которые война принесла людям. Мужество советских людей, их готовность до последней капли крови защищать свою Родину не знало границ. Ребята, дома вы подготовили стихи о войне, посвященные Победе. Вам слово.
Ученик – Отрывок из стихотворения А.Твардовского «9 мая».
Слайд 3
Учитель: Итак,73 года назад – 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Для осуществления плана «Барбаросса» молниеносного разгрома нашей страны фашистская Германия бросила против СССР около 5,5 миллионов солдат и офицеров, 3,5 тысячи танков, 47 тысяч орудий, 5 тысяч самолетов. Противник превосходил советские войска в 3-4 раза.
Слайд 4
Учитель: Первые удары приняли отряды пограничных застав. Многие из них проявили чудеса героизма и стойкости. Среди них Брестская крепость, которая защищалась целый месяц под командованием майора П. М. Гаврилова.
Учащиеся исполняют песню Владимира Высоцкого «Звезды».
Слайд 5
Учитель: За первые три недели войны гитлеровцы продвинулись в глубь страны на 350-600 км, заняли территории Литвы, Латвии, Белоруссии, Эстонии, Молдавии и Правобережной Украины. Из 170 советских дивизий 28 были полностью разгромлены, а 70 потеряли половину состава. С началом Великой Отечественной войны в СССР была объявлена всеобщая мобилизация. На смену погибшим воинам вставали другие, среди которых были и вчерашние школьники, и совсем ещё дети.
Слайд 6
Ученики исполняют песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!»
Учитель: События военных лет нашли отражение в музыкальных произведениях. Среди них есть песня, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны, даже с такой могучей симфонией, как «Ленинградская». Назовите эту песню. («Священная война» – муз А. Александрова, стихи Вас. Лебедева - Кумача).
Слайд 7
О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт-очевидец А.Сурков: «Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки... В зале ожидания Краснознаменный ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям.
Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом…
И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя, слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине, и по окончании её «ярость благородная» наполняет до краев сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов».
Исполнение песни «Священная война» - mp3.
Слайд 8
На фоне Седьмой (Ленинградской) симфонии Дм. Шостаковича.
Учитель: Под мощным напором вражеского металла и огня Красная Армия с ожесточенными боями и огромными потерями отступала все дальше на восток.
По замыслам Гитлера город Ленинград должен был быть одним из первых стерт с лица земли.
В начале сентября 1941 года враг прорвался к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Блокада продолжалась 900 долгих и страшных дней. Из них 600 дней город подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу.
От разрывов рвущихся снарядов, от голода и холода во время блокады погибли более миллиона мирных жителей города.
Слайд 9
Ученик: Стихотворение Анны Ахматовой «А вы, мои друзья».
Ученики исполняют песню Вадима Егорова «Облака».
Слайд 10
Учитель:
В страшные военные годы люди испытывали величайшее напряжение как физическое, так и моральное. Огромной поддержкой и источником силы и веры для них являлась любовь родных и близких.
Ученик: Стихотворение Константина Симонова «Жди меня».
Ученики исполняют песню А. Суркова «В землянке».
Сообщение учащихся по материалам школьного музея:
Не остались в стороне от общего дела защиты Родины и наши земляки. Тысячи наших земляков, кинель - черкассцев, сражались с захватчиками на фронтах, отстаивая каждую пядь земли и ударно трудились в тылу, всемерно приближая долгожданную победу. В школьном музее хранятся воспоминания учителей, участников боевых действий: Кульчихина Владимира Васильевича-учителя труда, Красновой Марии Фёдоровны-учителя начальной школы, Зубковой Марии Клементьевны- учителя русского языка и литературы. В конце войны в лётной дивизии сражался с немецкими захватчиками бывший директор школы Хованов Евгений Васильевич. С первых дней войны и до победных залпов воевал Николай Фёдорович Писоцкий, который после войны преподавал в нашей школе начальную военную подготовку. Биография этого человека уникальна. Дослужившись до звания полковника, Николай Фёдорович был награждён орденом Александра Невского, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями. Именем этого человека названа одна из улиц нашего села. Именно о нём школьной телестудией «Зеркало» снят документальный фильм «В рубашке рождённый» (корреспондент Александр Арзамасцев, оператор Артём Бакулин, сценарий М.Г.Казак – руководитель школьной телестудии), фрагмент из которого вы сейчас увидите (демонстрируется фрагмент из фильма).
Эта память нужна новым поколениям, чтобы быть лучше и чище, преданнее своему дому и Родине. Она укрепляет историческую связь поколений, вдохновляет на повседневные добрые дела, а если надо и на подвиги.
Слайд 11
Отважно и упорно сражались наши земляки на фронтах Великой Отечественной, не щадя своих жизней. Всего за годы войны погибли более 900 жителей нашего села. Вечная им слава!
Учащиеся исполняют песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».
Слайд 12
Учитель:
В результате ожесточенных кровопролитных боев в ноябре 1941 года враг был остановлен на подступах к Москве. А 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в контрнаступление. И пусть до победы было ещё очень далеко, но русские люди уверовали в свою силу, которая помогла им выстоять в этой страшной войне.
Слайд 13
Ученик – Стихотворение Алексея Суркова «Утро Победы»
Слайд 14
Ученики исполняют песню Д. Тухманова «День Победы» – mp3.
Слайд 15
Звучит песня В. Мурадели «Бухенвальдский набат» – на аудиокассете.
Итог
Учитель: Наше мероприятие – своеобразная «музыкальная композиция», посвященная Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, что мир нужно беречь. А для этого мы должны помнить, какой дорогой ценой досталась нам Великая Победа.
Слайд16
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито!
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам,
Но никто не забыт!
И навеки ничто не забыто!