kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство и власть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – диспут -Искусство и  власть

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет  его  фантазии  и  духа часто  использовалось  для  укрепления власти, —  светской  и  религиозной. Благодаря произведениям искусства власть  укрепляла  свой  авторитет,  а  города и государства поддерживали престиж.  Искусство  воплощало  в  зримых образах  идеи религии, прославляло  и увековечивало  героев. Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена  создавали идеализированные  величественные  образы  правителей-вождей.  Им  придавали  необыкновенные качества,  особый  героизм  и  мудрость, что,  безусловно,  вызывало  почтение, восхищение в  сердцах  простых  людей.  В  этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен, —  поклонение идолам,  божествам,  вызывавшим  трепет  не  только  у всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.  Доблесть  воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального  искусства.  Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные  арки и  колонны  в  ознаменование  одержанных  побед.

•  Какие  качества  художники,  скульпторы подчеркивают  в  образах  государственных  деятелей, правителей разных  эпох и  стран? Какие чувства  вызывают  эти  образы  у  вас?

•  В  чем  сходство  и  различия  этих  образов? Назовите  общие  (типические)  черты,  символизирующие  власть.

 

По  указу  Наполеона  I,  который  хотел  обессмертить  славу  своей  армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе  с  императором. 

В 1814  г.  в России  к  торжественной встрече  русской  армии-освободительницы,  возвращавшейся  из  Европы после  победы  над  Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные  ворота  у Тверской  заставы. Более 100  лет  арка  простояла  в  центре Москвы,  а  в  1936  г.  была  снесена.  Лишь  в 60-е  гг. XX  в.  Триумфальная  арка  была воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной  горы, на месте  вступления в  город  армии  Наполеона. 
В  XV  в.  после  падения  Византии, которая  считалась  преемницей  Римской  империи  и  получила  название Второго  Рима,  центром  православной культуры  становится  Москва.  В  период  экономического  и  военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем  культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе  архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.

Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и это нашло отражение в словах:  «Москва — Третий Рим, а  четвертому  не  бывати».  Чтобы  соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту  итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается Московский  Кремль. Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и  великолепие храма  требовали большей, чем прежде,  силы звучания  музыки.  Все  это  подчеркивало  власть  государеву.

Во второй половине XVII в. по  грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с  земной жизнью  и  подвигом  Иисуса  Христа, — под  Москвой  был  построен  Ново-Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина  развития  древних  традиций  Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен  крещения  Руси  (X  в.).

В  XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I  по меткому  выражению  Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —  основан  Санкт-Петербург.

Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка.  Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и  становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и  сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу  молодому  царю  всея  Руси.

Сейчас  Хоровая  капелла  имени М.  И.  Глинки  —  это  величественный памятник  русской  культуры,  прославившийся  на  весь мир.  Капелла  помогает сохранять связь времен и преемственность  традиций.

В  ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране  помпезная,  пышная  архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя  до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное  своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного  принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,  А.  Шнитке и  др.).

Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое  выражение  в  искусстве  в  переломные моменты  истории.  Это  и  революционные песни,  марши  в  период  Октябрьского переворота  в  России  (1917),  плакаты, произведения  живописи,  музыкальные  сочинения  времен  Великой  Отечественной  войны  (1941—1945).  Это  и массовая  песня,  отражающая  трудовой энтузиазм  послевоенных  лет,  и  авторская  песня  второй  половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),  выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы  личности,  особенно  ярко  выразившийся  в  рок-музыке.


• Приведите  примеры  исторических  эпох  с  авторитарным  и  демократическим  правлением.

Подберите  произведения  искусства,  отражающие  идеи  этих  государств. Обратитесь  к  справочной литературе. 
•  Посмотрите  картины,  фрагменты  из  кинофильмов,  послушайте  музыкальные  произведения, выражающие  идеалы  народа  в  различные  времена  в  разных  странах.  Что  вы  можете  сказать  об их  общественных  идеалах? 
•  Какими  средствами  и  с  какой  целью  искусство  воздействует  на  людей  сегодня?

 

Художественно-творческое задание

 

Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на  тему, связанную с внушением народу определенных  чувств  и  мыслей  средствами  искусства.  Проанализируйте  различные  художественные  произведения  одного  вида  искусства  в  разные  эпохи  или  выберите  эпоху  и  по  произведениям  различных  видов  искусства  представьте  ее  целостный  образ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство и власть »

Тема урока: Искусство и  власть



Урок – диспут



Цели и задачи:

1. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

2. Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

3. Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.



Ход урока



В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет  его  фантазии  и  духа часто  использовалось  для  укрепления власти, —  светской  и  религиозной. Благодаря произведениям искусства власть  укрепляла  свой  авторитет,  а  города и государства поддерживали престиж.  Искусство  воплощало  в  зримых образах  идеи религии, прославляло  и увековечивало  героев. Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена  создавали идеализированные  величественные  образы  правителей-вождей.  Им  придавали  необыкновенные качества,  особый  героизм  и  мудрость, что,  безусловно,  вызывало  почтение, восхищение в  сердцах  простых  людей.  В  этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен, —  поклонение идолам,  божествам,  вызывавшим  трепет  не  только  у всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.  Доблесть  воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального  искусства.  Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные  арки и  колонны  в  ознаменование  одержанных  побед.


•  Какие  качества  художники,  скульпторы подчеркивают  в  образах  государственных  деятелей, правителей разных  эпох и  стран? Какие чувства  вызывают  эти  образы  у  вас?

•  В  чем  сходство  и  различия  этих  образов? Назовите  общие  (типические)  черты,  символизирующие  власть.



По  указу  Наполеона  I,  который  хотел  обессмертить  славу  своей  армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе  с  императором. 

В 1814  г.  в России  к  торжественной встрече  русской  армии-освободительницы,  возвращавшейся  из  Европы после  победы  над  Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные  ворота  у Тверской  заставы. Более 100  лет  арка  простояла  в  центре Москвы,  а  в  1936  г.  была  снесена.  Лишь  в 60-е  гг. XX  в.  Триумфальная  арка  была воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной  горы, на месте  вступления в  город  армии  Наполеона. 
В  XV  в.  после  падения  Византии, которая  считалась  преемницей  Римской  империи  и  получила  название Второго  Рима,  центром  православной культуры  становится  Москва.  В  период  экономического  и  военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем  культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе  архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.

Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и это нашло отражение в словах:  «Москва — Третий Рим, а  четвертому  не  бывати».  Чтобы  соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту  итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается Московский  Кремль. Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и  великолепие храма  требовали большей, чем прежде,  силы звучания  музыки.  Все  это  подчеркивало  власть  государеву.

Во второй половине XVII в. по  грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с  земной жизнью  и  подвигом  Иисуса  Христа, — под  Москвой  был  построен  Ново-Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина  развития  древних  традиций  Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен  крещения  Руси  (X  в.).

В  XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I  по меткому  выражению  Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —  основан  Санкт-Петербург.

Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка.  Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и  становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и  сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу  молодому  царю  всея  Руси.

Сейчас  Хоровая  капелла  имени М.  И.  Глинки  —  это  величественный памятник  русской  культуры,  прославившийся  на  весь мир.  Капелла  помогает сохранять связь времен и преемственность  традиций.

В  ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране  помпезная,  пышная  архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя  до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное  своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного  принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,  А.  Шнитке и  др.).

Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое  выражение  в  искусстве  в  переломные моменты  истории.  Это  и  революционные песни,  марши  в  период  Октябрьского переворота  в  России  (1917),  плакаты, произведения  живописи,  музыкальные  сочинения  времен  Великой  Отечественной  войны  (1941—1945).  Это  и массовая  песня,  отражающая  трудовой энтузиазм  послевоенных  лет,  и  авторская  песня  второй  половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),  выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы  личности,  особенно  ярко  выразившийся  в  рок-музыке.


• Приведите  примеры  исторических  эпох  с  авторитарным  и  демократическим  правлением.

Подберите  произведения  искусства,  отражающие  идеи  этих  государств. Обратитесь  к  справочной литературе. 
•  Посмотрите  картины,  фрагменты  из  кинофильмов,  послушайте  музыкальные  произведения, выражающие  идеалы  народа  в  различные  времена  в  разных  странах.  Что  вы  можете  сказать  об их  общественных  идеалах?
 
•  Какими  средствами  и  с  какой  целью  искусство  воздействует  на  людей  сегодня?



Художественно-творческое задание



Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на  тему, связанную с внушением народу определенных  чувств  и  мыслей  средствами  искусства.  Проанализируйте  различные  художественные  произведения  одного  вида  искусства  в  разные  эпохи  или  выберите  эпоху  и  по  произведениям  различных  видов  искусства  представьте  ее  целостный  образ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Искусство и власть

Автор: Стецурина Оксана Владимировна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок на тему: Искусство и власть. "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-na-tiemu-iskusstvo-i-vlast"
    ["file_id"] => string(6) "102051"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402477069"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Презентация "Искусство и власть" "
    ["seo_title"] => string(33) "priezientatsiia-iskusstvo-i-vlast"
    ["file_id"] => string(6) "153171"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420979114"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Средневековое  искусство Западной Европы. "
    ["seo_title"] => string(44) "sriednieviekovoie-iskusstvo-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "183356"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425832357"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Искусство маньеризма"
    ["seo_title"] => string(21) "iskusstvo_man_ierizma"
    ["file_id"] => string(6) "349287"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476479986"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной?"
    ["seo_title"] => string(61) "liudovik_xiv_i_petr_velikii_chia_vlast_byla_bolee_absoliutnoi"
    ["file_id"] => string(6) "581028"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621517777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства