Педагог дополнительного образования Бирюкова Л. В.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицея № 2.
Кроме общих метапредметных программа предполагает реализацию предметных целей и задач.
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях кружка «Наглядная геометрия» является метод проектов.
На первом этапе знакомства с особенностями конструкторской проектной деятельности и освоением навыка сборки конструкций из конструктора ТИКО, организуются и проводятся краткосрочные индивидуальные, парные или групповые проекты продолжительностью в одно занятие. Важно, что обучающиеся сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.
| | | Количество часов | |
№п/п ДАТА | № пунк-та | Тема учебного занятия | Всего | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся. УУД |
| I | Плоскостное моделирование | 20 | 8 | 12 | |
| 1 раз-дел | Многоугольники | 8 | 3 | 5 | |
1 5.09 | 1.1 1.2 | Знакомство с конструктором ТИКО. Инструктаж по технике безопасности. Первые шаги в геометрии. Выявление уровня первичной подготовки обучающихся. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
2 12. 09 | 1.3 | Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. | 1 | 1 | | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
3 19. 09 | 1.4 1.5 | Углы, их построение и измерение. Биссектриса угла. Вертикальные и смежные углы | 1 | | 1 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
4 26. 09 | 1. 6 1.7
| Треугольники. Виды треугольников: равнобедренный, равносторонний. Построение треугольников. | 1 | | 1 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
5 3.10 | 1.8 1.9. | Сумма углов треугольника. Неравенство треугольника. | 1 | 1 | | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
6 10. 10 | 1.10 | Периметр | 1 | | 1 | Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
7 17. 10 | 1.11 1.12
| Многоугольники. Вывод формулы для вычисления суммы углов правильных выпуклых многоугольников. | 1 | | 1 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
8 24. 10 | 1.13 1.14 | Квадрат. Проект «Летят перелетные птицы». | 0,5 | 0,5 | | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 2 раздел | Фигуры на плоскости | 5 | 2 | 3 | |
9 31. 10 | 2.1 2.2 | Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
10 14. 11 | 2.3 | Танграм. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. |
11 21. 11 | 2.4 2.5 | Пентамино. Гексамино. Конструирование из ТИКО. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
12 28. 11 | 2.6 2.7 | Паркеты, бордюры. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
13 5.12 | 2.8 | Проект «Узоры на плоскости» | 1 | | 1 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 3 раздел | Площади многоугольников | 5 | 2 | 3 | |
14 12. 12 | 3.1 3.2 3.3 | Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площадь треугольника. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
15 19. 12 | 3.4 3.5 | Понятия: высота, медиана, биссектриса треугольника. Масштаб. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
16 26. 12 | 3.6 3.7 | Построение геометрических фигур в масштабе. Решение задач практического характера. | 1 | | 1 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
17 16. 01 | 3.8 3.9 | Урок-игра «Конструирование из «ТИКО». Сравнение углов наложением. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
18 23. 01 | 3.10 | Проект «Здравствуй, Новый год!» | 1 | 0.5 | 0.5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 4 раздел | Топологические опыты | 2 | 1 | 1 | |
19 30. 01 | 4.1 4.2 | Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
20 6.02 | 4.3 4.4 | Граф. Проект «Паркет». | 1 | 0.5 | 0.5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| II | Объемное моделирование | 14 | 6 | 8 | |
| 5 раздел | Прямоугольный параллелепипед, куб | 5 | 2 | 3 | |
21 13. 02 | 5.1 5.2 | Многогранники, их элементы. Конструирование и исследование прямоугольного параллелепипеда, куба (работа с таблицей). | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
22 20. 02 | 5.3 5.4 5.5 | Нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба. Решение практических задач. Проект «Моя комната». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
23 27. 02 | 5.6 5.7 | Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. | 1 | | 1 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
24 6.03 | 5.8 5.9 | Уникуб. Объём куба. | 1 | 0.5 | 0.5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
25 13. 03 | 5.10 5.11 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Решение практических задач. | 1 | 0.5 | 0.5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 6 раздел | Призмы | 3 | 1 | 2 | |
26 20. 03 | 6.1 6.2 | Конструирование и исследование разных видов призм (работа с таблицей). Нахождение площади поверхности призмы. | 1 | 0.5 | 0.5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других, построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
27 3.04 | 6.3 6.4 | Конструирование разных видов призм. Нахождение объёма различных призм. | 1 | 0.5 | 0.5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
28 10. 04 | 6.5 6.6 | Решение практических задач. Проект «Крепость». | 1 | | 1 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других, построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 7 раздел | Пирамида | 2 | 1 | 1 | |
29 17. 04 | 7.1 7.2 | Конструирование и исследование разных видов пирамид (работа с таблицей). Многогранные углы. | 1 | 1 | | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других, построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
30 24. 04 | 7.3 7.4 | Проект «Пирамиды Египта» | 1 | | 1 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 8 раздел | Метод трех проекций | 1 | 1 | 0 | |
31 30. 04 | 8.1 8.2 | Метод трёх проекций. Решение практических задач. | 1 | 1 | | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 9 раздел | Правильные многогранники | 3 | 1 | 2 | |
32 8. 05 | 9.1 9.2 9.3 9.4 | Правильные многоугольники. Исследование октаэдра (работа с таблицей). | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
33 15. 05 | 9.5 9.6 | Экскурсия по городу «Симметрия». Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 10 раздел | Организация и проведение конструкторских проектов | 1 | 1 | | |
34 22. 05 | 10.2 10.3 | Проект «Мой город. Изучаем правила до- рожного движения». Проект « Мой загородный дом». | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
| | Итого | 34 | 14 | 20 | |
6 класс |
| I | Плоскостное моделирование | 19 | 10,5 | 8,5 | |
| 1 раздел | Неравенство треугольника | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1 | 1.1 1.2 | Неравенство треугольника. Решение практических задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов |
| 2 раздел | Поворот, симметрия | 8 | 4,5 | 3,5 | |
2 | 2.1 2.2 2.3 | Симметрия (центральная, осевая). Поворот. Переносная (трансляционная) симметрия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| | | | | | |
3 | 2.4 | Плоская решетка
| 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
4 | 2.5 2.6 2.7 | Скользящая плоскость (ось) симметрии. Паркеты на плоскости. Правильные паркеты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
5 | 2.8 | Бордюры | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
6 | 2.9 2.10 2.11 | Проект «Бордюры». Поворотная симметрия пятого порядка. | 1 | 1 | | Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы. Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
7 | 2.12 | Проект «Пришельцы из других миров» | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
8 | 2.13 | Симметрия в архитектуре | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
9 | 2.14 | Проект «Наше царство» | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 3 раздел | Параллельность и перпендикулярность прямых | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | 3.1 3.2 3.3 | Параллельность прямых. Перпендикулярность прямых. Решение практических задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 4 раздел | Координаты на плоскости | 3 | 1,5 | 1,5 | |
11 | 4.1 4.2 | Что такое координаты? Прямоугольная система координат на плоскости. | 1 | 0.5 | 0.5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
12 | 4.3 4.4 4.5 | Начало координат. Координатные прямые:оси абсцисс и ординат. Координаты точки. Метод координат. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. |
13 | 4.6 4.7 | Игра «Морской бой». Проект «Моя игра». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 5 раздел | Графы. Кривые.
| 2 | 1,5 | 0,5 | |
14 | 5.1 5.2 5.3 | Графы. Вершины и рёбра графов. Уникурсальные графы. | 1 | 1 | | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
15 | 5.4 5.5 | Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 6 раздел | Окружность. Геометрические места точек. | 4 | 2 | 2 | |
16 | 6.1 6.2 6.3 | Окружность и круг. Центр и радиус окружности. Хорда и диаметр окружности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
17 | 6.4 6.5 | Взаимное расположение двух окружностей. Длина окружности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
18 | 6.6 6.7 | Геометрическое место точек. Почему люки круглые? | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
19 | 6.8 6.9 | Окружности и круг в архитектуре. Шар , сфера и их элементы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| II | Объемное моделирование | 15 | 6 | 9 | |
| 1 раздел | Пирамида | 2 | 1 | 1 | |
20 | 1.1 | Кристаллы – природные многогранники | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
21 | 1.2 1.3 1.4 | Пирамида, усеченная пирамида. Объём пирамиды. Расчёт по формуле. Решение практических задач на вычисление объёма. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 2 раздел | Правильные многогранники | 4 | 1,5 | 2,5 | |
22 | 2.1 | Пифагорейская школа | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
23 | 2.2 2.3 | Правильные многогранники. Пифагорейская школа. Теорема Эйлера. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
24 | 2.4 | Эйлеровы многогранники. | 1 | | 1 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
25 | 2.5 2.6 2.7 | Многогранники с дырами. Многогранные углы. Типы правильных многогранников. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| 3 раздел | Тела вращения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | 3.1 3.2 | Цилиндр, конус. Развертка и построение моделей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 4 раздел | Золотое сечение. | 2 | 1 | 1 | |
27 | 4.1 4.2 | Тайны «золотого сечения». «Золотое сечение», (в архитектуре, скульптуре, живописи, человеке, природе). | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
28 | 4.3 | Пятиконечная звезда и ее «золотое сечение». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 5 раздел | Многогранники в искусстве и архитектуре. | 2 | 1 | 1 | |
29 | 5.1 5.2 5.3 | Звездчатые многогранники. Тела Кеплера- Пуансо. Тела Архимеда. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
30 | 5.4 | Проект «Многогранники в архитектуре города» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД : контроль в виде сличения с эталоном Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
| 6 раздел | Моделирование многогранников | 4 | 1 | 3 | |
31 | 6.1 6.2 6.3 6.4 | Правильные многогранники. Развертка. Куб, развертка куба. Правильный тетраэдр, развертка тетраэдра. Правильный октаэдр, развертка октаэдра. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
32 | 6.5 6.6 | Правильный икосаэдр, развертка икосаэдра. Правильный додекаэдр, развертка додекаэдра. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
33 | 6.7 | Заполнение пространства правильными многогранниками. | 1 | | 1 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
34 | 6.8 | Симметрия многогранников. | 1 | | 1 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
| | Итого | 34 | 16,5 | 17,5 | |
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». Каждый модуль имеет свои предметные цели и задачи.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После каждого проекта рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.
Знакомство с конструктором ТИКО. Инструктаж по технике безопасности. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение Биссектриса угла.. Вертикальные и смежные углы. Треугольники. Виды треугольников. Построение треугольников. Сумма углов треугольника. Неравенство треугольника. Периметр. Многоугольники. Вывод формулы для вычисления суммы углов правильных выпуклых многоугольников. Квадрат. Проект «Летят перелетные птицы».
Неравенство треугольника .Решение практических задач.
Графы. Вершины и рёбра графов. Уникурсальные графы. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт.
Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор.
Метод трёх проекций. Решение практических задач.
Правильные многоугольники. Исследование октаэдра (работа с таблицей). Исследование икосаэдра и додекаэдра (работа с таблицей). Экскурсия по городу «Симметрия». Решение практических задач.
Пифагорейская школа. Правильные многогранники. Теорема Эйлера. Эйлеровы многогранники. Многогранники с дырами. Многогранные углы. Типы правильных многогранников.
Цилиндр, конус. Развертка и построение моделей
Тайны «золотого сечения». «Золотое сечение»в архитектуре, скульптуре, живописи, человеке, природе. Пятиконечная звезда и ее «золотое сечение».
Звездчатые многогранники.Тела Кеплера- Пуансо. Тела Архимеда. Проект «Многогранники в архитектуре города».
Соревнования, портфолио, выставки, конкурсы, фестивали.
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях кружка моделирования « Наглядная геометрия» является метод проектов.
Данная программа развивает навыки пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики к курсу геометрии, так и для общего интеллектуального развития детей. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также помогает легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Программа « Наглядная геометрия» помогает педагогам и школьникам включиться в увлекательную творческую деятельность по ТИКО-моделированию, основанную на практической работе с конструктором ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Объемного моделирования). Методика работы с конструктором ТИКО помогает развивать у воспитанников навыки конструкторской и проектной деятельности, основанной на исследовании геометрических фигур и применении полученных знаний для моделирования объектов окружающего мира. В процессе обучения дети учатся создавать собственные конструкторские проекты и готовят их презентации для участия в выставках, конкурсах, фестивалях.
На первом этапе знакомства с особенностями конструкторской проектной деятельности и освоением навыка сборки конструкций из конструктора ТИКО, рекомендуется организация и проведение краткосрочных индивидуальных, парных или групповых проектов продолжительностью в одно занятие. Важно, что школьники сразу могут увидеть и оценить результаты своей деятельности.
Программный материал ТИКО - моделирования в средней школе позволяет детям с различным уровнем подготовки освоить основные геометрические понятия и творчески реализовать полученные знания и способности в процессе работы над проектом. В программе предложена примерная тематика проектов, но предполагается, что педагог оставляет выбор тематики проекта за детьми.