Как у нас - то было на Кавказе
«Традиции воспитания в семье казака»
Исследовательская работа
Автор: Кудашкин Дмитрий
Ученик 4 В класса МБОУСОШ №8 с. Левокумка
Руководитель: Самарина Е. Я.
Слайд №1 - 2
Цель данной исследовательской работы:
Отыскать в печатных источниках информацию о воспитании в казачьих семьях и по возможности определить существование своеобразной системы воспитания.
Задачи:
Актуальность:
Тема данной работы актуальна тем, что современные потомки казаков уже не помнят традиций, через которые шло формирование подрастающего поколения.
Эта работа поможет нам окунуться в прошлое и поучиться народной мудрости у наших предков.
Слайд №3 - 4
Дом - важный элемент традиционной народной культуры, у казаков они назывались хатами, были они обычно турлучными, т.е. плетенными и обмазанные несколько раз глиной, крыши были соломенными. Строили хаты с помощью соседей и родственников. Взаимопомощь- важный элемент культуры казаков.
В доме обычно было две комнаты. В маленькой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В большой стояли шкаф для посуды, комод, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».
Распространенная деталь интерьера хаты с конца ХIХ в. - фотографии на стене, традиционные семейные реликвии.
Слайд №5
Казаки жили на границе Российского государства, участвуя в военных столкновениях, охраняя границы, наблюдая за беспокойными соседями, постоянные набеги которых влияли на внутреннюю среду поселений казаков. Вся их жизнь, их уклад подчинялся военным задачам и поэтому воспитание молодых казачат, также было направлено на подготовку хорошего воина,
Слайд № 6 – 7 - 8
Казачьи семьи были достаточно большие.
Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением.
Старшие были примером для младших.
(Казаки любили детей и рады были
рождению и мальчика, и девочки.
Но мальчику радовались больше - на будущего казака воина община выдавала наделы земли.)
Воспитание казака и казачки начиналось с первых дней жизни. Детей старались поменьше брать на руки, чтобы ребенок не привыкал к рукам, его клали в зыбку, подвешиваемую к потолку. После крестин в зыбку клали шашку (кинжал), или пулю. Наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак.
Женщинам не позволяли сюсюкаться с мальчиком: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!» или «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Детей казаки к труду приучали с детства, уделяя трудовому воспитанию особое внимание. Уже с пяти – шести- летнего возраста дети начинали помогать родителям.
Они готовили пищу, нянчили младших братьев и сестренок, ухаживали за скотом и домашней птицей.
Авторитет старших в семье был непререкаемым. Ослушание родителей строго наказывалось.
Слайд №9
Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он сохранился до наших дней.
Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви.
Слайд №10 – 11
Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.
У ворот родного куреня казаков встречала женщины. "Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительней..."
Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: "Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока". Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строг, и справедлив.
Посвящение в «казаки» обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!».
Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных терских казаков: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком – уже был казаком.
В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода Астаховых». Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов.
Слайд №12
Первые штаны.
Обучение начиналось после "праздника первых штанов". Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.
Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, с трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и "ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи - на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланному. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду сохранявшиеся приемы.
Слайд №13 -16
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов - дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки... Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои, когда сшибали дзиги противников... Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.
В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.
Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!"
С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.
С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!".
Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.
С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.
Подростковое посвящение в «КАЗАКИ» происходит в 13-15 летнем возрасте. С первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни – и мирных, и немирных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака.
Постепенно мальчиков обучали элементам следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т.п. Мальчиком казак играл в айданчики на станичной улице, наметывая себе глаза, или, прыгая и бегая, гонял кубарь. Едва хватало у него силы, он уже брал пищаль и шел стрелять чутких дроф, или скакал по степи, загоняя сорвавшийся в метель табун. Он ползал на животе, подкрадываясь к зверю, он переплывал ТЕРЕК, спасаясь от татар, он знал, что промах из ружья для него – часто смерть или плен. Он делал сам все то, чему теперь мы учим казака на случай войны, учителем его была жестокая, смертельная опасность, а это учитель суровый!…
Финалом подросткового посвящения можно считать «потешные сражения» между группами подростков станицы или хутора.
Слайд №17 -23
Рождение девочки в казачьей семье.
1 этап - рождение -3 года - купали, крестили, дарили ленты.
2 этап - 3 года- девушка - нянчили младших, учили вышивать
3 этап - девушка- невеста- дарили серебряное колечко, приходили свататься.
"Калыска"- детская люлька в кружевах и оберегах
Крестная мывает с девчушки заботы.Казак ест «отцовскую кашу»-пересоленую Смывание с дочушки забот
Работа девочек - нянчить младших и учиться шить и вышивать
Женщина в казачьей семье играла важную роль, на её плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей. Казачка управляла лошадью, пахала, сеяла, убирала урожай. Мать и крестная формировали из девочки женщину-казачку, умеющую ждать мужа жену, терпеливую мать и добрую хозяйку.
Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.
Уже с 3-5 лет девочки начинали нянчить младших. С 5 лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. С 10-12 лет девочки наравне со взрослыми выполняли домашнюю и полевую работу: гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили пищу.
Девочек – казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию. Они шили и вышивали как собственную одежду, так и одежду для мужчин: черкески, бешметы и др.
В казачке весьма высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности, всему этому училась девочка дома.
Как-то сидя у плетня
Говорит казачка Груня:
Расскажу я вам казаче
Как Аксиньюшка росла.
Перво - наперво с рожденья
Дочку мыла крестная.
Все она с нее заботы
В будущем смывала, хлопоты.
В это время сам отец
За столом сидел,
Не спеша, он кашу ел.
И солена, и перчена,
Несъедобна и горька.
Ел, не морщась, не смущаясь,
Чтобы девочке родной
В жизни будущей своей
Горя не досталось.
На седьмой день окрестили.
Первый шаг отметили.
И тогда ей подарили
Гребешок, платок и ленту.
Годов с трех она смотрела
Годовалого ребенка.
А с пяти уже могла
Вышивать, вязать и шить.
Пятилетнюю могли
В няньки к людям отдавать.
Пятилетняя казачка
На покос еду носила
И стирать уже могла.
И, конечно же, играла,
Пела и плясала,
Подражая бабушкам своим.
Становилась девушкой она,
Дед дарил кольцо тогда.
Да колечко не простое,
Из метала серебра
На леву ручку одевал,
Да хваленкою назвал.
А когда невестой стала,
Парень в гости приходил
Клал фуражку он на стол.
Если доченька ее
Дном перевернула,
То казак должен тогда,
Приходить и свататься.
Если доченька ее
Вешала на вешалку,
То тогда казак
Получал отказ.
Слайд №24
На берегах казачьих рек время от времени рождались отважные воины-казаки. В этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого.
Думы о возможных потерях ближних тяготили ее. Но война есть война.
Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят родительницы (мать и жена).
Слайд №25 - 26
Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим.
Внутренним идеалом казачки были Бог, семья, подворье.
Это, прежде всего, послушные дети, уважающие родителей, исправное подворье, чувства своей ответственности перед Богом по поддержанию в семье православно-нравственных устоев.
Слайд №27
Мать, женщина-казачка, на неё с давних пор возложена главная обязанность о благополучии казачьей семьи. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, уважение к старшим.