Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цель урока: познавать предшествующую жизнь народа, края; она является источником сил для духовного становления личности, способствует формированию нравственных норм и культуры чувств читателя.
Задачи:
Оборудование:
О подвигах казаков написано очень много произведений. Гораздо меньше об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие страницы, без их участия трудно представить отдельные события. Какими же были истоки казачьего духа, как складывался этот редкий тип человека – и воина, и земледельца.
- Дома вы заканчивали чтение рассказа Вячеслава Потапенко «На новые гнёзда».
Скажите, о чём это произведение?
- А известно ли вам, в связи с какими событиями, происходившими на Кубани написал Потапенко своё произведение?
- Наша кубанская земля много выстрадала, много перенесла со своим народом. Были будни и праздники, были и трагически дни.
Так уж сложилось, что жизнь и история нашей малой родины
неразрывно связана с жизнью и историей России.
Начало прошлого, XX века, вписано кровавыми буквами в историю казачества. Это и годы революций, и Гражданская война, и голод, который унёс тысячи человеческих жизней. Об этом вы будете говорить на уроках истории, а сегодня мы с вами перелистаем лишь несколько страниц из прошлой жизни нашего края.
Слайды № 2, 3,4
Вот эти трагические события и легли в основу рассказа «На новые гнёзда».
Слайд № 5 (репродукция картины В. Монастырного «Переселение казаков»)
Перед вами репродукция картины кубанского художника В. Монастырного «Переселение казаков». Эту картину мастер написал в 1993 году. Казалось бы столько лет отделяет нас с вами от той страшной трагедии, когда казаки вынуждены были оставлять свои дома, семьи, свои «гнёзда» в надежде найти лучшую жизнь. Всмотритесь в картину внимательно. Не кажется ли вам, она созвучна с тем, о чём вы читали дома?
(1-2 минуты на восприятие картины)
III. Аналитическая работа по тексту.
- Итак, мы выяснили, что события, описанные в рассказе, происходили много лет назад.
Кого же изображает в центре повествования Вячеслав Потапенко?
Семью Максима Квача.
- Что вы можете рассказать об этой семье? Как вы думаете, эта семья сегодняшнего дня или вчерашнего?
Перед вами лежат листы с таблицами, вспомните рассказ и попытайтесь заполнить 1-ю колонку таблицы. Какая она, семья Максима Квача? (если кто-то из учеников затрудняется, следует обратиться к тексту )
На работу с таблицей – 5 минут
- Давайте посмотрим, что же вы узнали о том, что собой
представляла семья казака начала прошлого столетия.
1 Большая
2. Дружная
3. Дети приучены заботиться о старших
Учащиеся подтверждают свои ответы примерами из текста
- О человеке судят чаще всего и прежде всего по его отношению к родителям и детям, а ещё по отношению к памяти дедов и прадедов. Можно ли сказать, что семья, описанная в рассказе, сильна традициями предков?
Приведите примеры.
1. Вера в Бога.
2. Необходимость родительского благословения в час прощания и др.
- Какое слово переселенцам сказал отец? Чему он учил своих детей?
(Зачитывают отрывок от слов: «Живите, сыны мои любые, в добром согласии…» до «… Даст Бог детей – даст и на детей».)
- Как вы думаете, почему Максим сказал детям, чтобы подошли за благословением к матери. Ведь по законам казачества мужчина – глава семьи и за ним всегда должно было быть последнее слово? (Молитва матери самая сильная. «Ненькина молитва до самого неба доходит»).
- Кто из родителей больше переживает отъезд детей из родного дома?
(переживают одинаково, только выражается переживание по- разному)
- Почему после отъезда детей мать называет свою хату пусткой, гробом?
- Какие заповеди православной семьи проявляется в отношениях Максима и его жены? (Забота друг о друге. Мужья должны жалеть своих жён, жены присматривать за домом, рожать больше детей).
- Как вы считаете, крепкой была казачья семья?
- Могли ли в ней вырасти жестокие, неблагодарные дети?
Слайд № 6
- Вспомните семью Тараса Бульбы из одноимённой повести Н. В. Гоголя? Похожа ли семья Тараса на семью Максима Квача?
- А какой вы видите сегодняшнюю семью?
Работа с таблицей (заполнение 2-ой колонки таблицы – 3 -5 минут)
- Есть ли в наше время семьи, похожие на ту, о которой сегодня шла речь?
Чтение стихотворения «Моя семья»
(читает автор, призёр районного этапа краевого конкурса «Семь - Я» Сырыцына Светлана)
- Как вы считаете, остались какие- либо ценности, которые важны для любой семьи , как в прошлые времена, так и в нынешние?
Ответы учащихся
IV. Задание на дом.
1. Узнать о традициях своей семьи.
2. Заполнить 3-ю колонку таблицы «Семья завтра»
V. Подведение итогов урока.
Слайды 7, 8
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт