Цель урока: познавать предшествующую жизнь народа, края; она является источником сил для духовного становления личности, способствует формированию нравственных норм и культуры чувств читателя.
Задачи:
- Развивать стремление удовлетворять свои познавательные потребности и интересы путём самообразования. Формировать умения и навыки, необходимые для самостоятельного и творческого чтения произведений художественной литературы.
- Воспринимать чтение как процесс сотворчества и сопереживания с автором.
- Способствовать воспитанию духовно развитой личности, научить уважать себя, свою семью; вызвать интерес к истории родной земли, традициям и обычаям народа, населяющего её.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Колонки.
- Презентация к уроку.
- Раздаточный материал (таблицы, тексты)
- Организация класса.
- Вступительное слово учителя.
О подвигах казаков написано очень много произведений. Гораздо меньше об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие страницы, без их участия трудно представить отдельные события. Какими же были истоки казачьего духа, как складывался этот редкий тип человека – и воина, и земледельца.
- Дома вы заканчивали чтение рассказа Вячеслава Потапенко «На новые гнёзда».
Скажите, о чём это произведение?
- А известно ли вам, в связи с какими событиями, происходившими на Кубани написал Потапенко своё произведение?
- Наша кубанская земля много выстрадала, много перенесла со своим народом. Были будни и праздники, были и трагически дни.
Так уж сложилось, что жизнь и история нашей малой родины
неразрывно связана с жизнью и историей России.
Начало прошлого, XX века, вписано кровавыми буквами в историю казачества. Это и годы революций, и Гражданская война, и голод, который унёс тысячи человеческих жизней. Об этом вы будете говорить на уроках истории, а сегодня мы с вами перелистаем лишь несколько страниц из прошлой жизни нашего края.
Слайды № 2, 3,4
Вот эти трагические события и легли в основу рассказа «На новые гнёзда».
Слайд № 5 (репродукция картины В. Монастырного «Переселение казаков»)
Перед вами репродукция картины кубанского художника В. Монастырного «Переселение казаков». Эту картину мастер написал в 1993 году. Казалось бы столько лет отделяет нас с вами от той страшной трагедии, когда казаки вынуждены были оставлять свои дома, семьи, свои «гнёзда» в надежде найти лучшую жизнь. Всмотритесь в картину внимательно. Не кажется ли вам, она созвучна с тем, о чём вы читали дома?
(1-2 минуты на восприятие картины)
III. Аналитическая работа по тексту.
- Итак, мы выяснили, что события, описанные в рассказе, происходили много лет назад.
Кого же изображает в центре повествования Вячеслав Потапенко?
Семью Максима Квача.
- Что вы можете рассказать об этой семье? Как вы думаете, эта семья сегодняшнего дня или вчерашнего?
Перед вами лежат листы с таблицами, вспомните рассказ и попытайтесь заполнить 1-ю колонку таблицы. Какая она, семья Максима Квача? (если кто-то из учеников затрудняется, следует обратиться к тексту )
На работу с таблицей – 5 минут
- Давайте посмотрим, что же вы узнали о том, что собой
представляла семья казака начала прошлого столетия.
1 Большая
2. Дружная
3. Дети приучены заботиться о старших
Учащиеся подтверждают свои ответы примерами из текста
- О человеке судят чаще всего и прежде всего по его отношению к родителям и детям, а ещё по отношению к памяти дедов и прадедов. Можно ли сказать, что семья, описанная в рассказе, сильна традициями предков?
Приведите примеры.
1. Вера в Бога.
2. Необходимость родительского благословения в час прощания и др.
- Какое слово переселенцам сказал отец? Чему он учил своих детей?
(Зачитывают отрывок от слов: «Живите, сыны мои любые, в добром согласии…» до «… Даст Бог детей – даст и на детей».)
- Как вы думаете, почему Максим сказал детям, чтобы подошли за благословением к матери. Ведь по законам казачества мужчина – глава семьи и за ним всегда должно было быть последнее слово? (Молитва матери самая сильная. «Ненькина молитва до самого неба доходит»).
- Кто из родителей больше переживает отъезд детей из родного дома?
(переживают одинаково, только выражается переживание по- разному)
- Почему после отъезда детей мать называет свою хату пусткой, гробом?
- Какие заповеди православной семьи проявляется в отношениях Максима и его жены? (Забота друг о друге. Мужья должны жалеть своих жён, жены присматривать за домом, рожать больше детей).
- Как вы считаете, крепкой была казачья семья?
- Могли ли в ней вырасти жестокие, неблагодарные дети?
Слайд № 6
- Вспомните семью Тараса Бульбы из одноимённой повести Н. В. Гоголя? Похожа ли семья Тараса на семью Максима Квача?
- А какой вы видите сегодняшнюю семью?
Работа с таблицей (заполнение 2-ой колонки таблицы – 3 -5 минут)
- Есть ли в наше время семьи, похожие на ту, о которой сегодня шла речь?
Чтение стихотворения «Моя семья»
(читает автор, призёр районного этапа краевого конкурса «Семь - Я» Сырыцына Светлана)
- Как вы считаете, остались какие- либо ценности, которые важны для любой семьи , как в прошлые времена, так и в нынешние?
Ответы учащихся
IV. Задание на дом.
1. Узнать о традициях своей семьи.
2. Заполнить 3-ю колонку таблицы «Семья завтра»
V. Подведение итогов урока.
Слайды 7, 8
Просмотр содержимого документа
«Конспект»
Конспект
урока литературы
в 7 классе
«Доброе дерево – добрые плоды»
Влияние семьи на формирование моральных и духовных качеств
на примере рассказа Вячеслава Потапенко
«На новые гнёзда»
Учитель русского языка
и литературы
МОУСОШ № 1
Гор. Новокубанска
Шевченко Г. А.
Цель урока:
познавать предшествующую жизнь народа, края; она является источником сил для духовного становления личности, способствует формированию нравственных норм и культуры чувств читателя.
Задачи:
Развивать стремление удовлетворять свои познавательные потребности и интересы путём самообразования. Формировать умения и навыки, необходимые для самостоятельного и творческого чтения произведений художественной литературы.
Воспринимать чтение как процесс сотворчества и сопереживания с автором.
Способствовать воспитанию духовно развитой личности, научить уважать себя, свою семью; вызвать интерес к истории родной земли, традициям и обычаям народа, населяющего её.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Колонки.
Презентация к уроку.
Раздаточный материал (таблицы, тексты)
Организация класса.
Вступительное слово учителя.
О подвигах казаков написано очень много произведений. Гораздо меньше об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие страницы, без их участия трудно представить отдельные события. Какими же были истоки казачьего духа, как складывался этот редкий тип человека – и воина, и земледельца.
- Дома вы заканчивали чтение рассказа Вячеслава Потапенко «На новые гнёзда».
Скажите, о чём это произведение?
- А известно ли вам, в связи с какими событиями, происходившими на Кубани написал Потапенко своё произведение?
- Наша кубанская земля много выстрадала, много перенесла со своим народом. Были будни и праздники, были и трагически дни.
Так уж сложилось, что жизнь и история нашей малой родины
неразрывно связана с жизнью и историей России.
Начало прошлого, XX века, вписано кровавыми буквами в историю казачества. Это и годы революций, и Гражданская война, и голод, который унёс тысячи человеческих жизней. Об этом вы будете говорить на уроках истории, а сегодня мы с вами перелистаем лишь несколько страниц из прошлой жизни нашего края.
Слайды № 2, 3,4
Вот эти трагические события и легли в основу рассказа «На новые гнёзда».
Слайд № 5
(репродукция картины В. Монастырного «Переселение казаков»)
- Перед вами репродукция картины кубанского художника
В. Монастырного «Переселение казаков». Эту картину мастер написал в 1993 году. Казалось бы столько лет отделяет нас с вами от той страшной трагедии, когда казаки вынуждены были оставлять свои дома, семьи, свои «гнёзда» в надежде найти лучшую жизнь. Всмотритесь в картину внимательно. Не кажется ли вам, она созвучна с тем, о чём вы читали дома?
(1-2 минуты на восприятие картины)
III. Аналитическая работа по тексту.
- Итак, мы выяснили, что события, описанные в рассказе, происходили много лет назад.
Кого же изображает в центре повествования Вячеслав Потапенко?
Семью Максима Квача.
- Что вы можете рассказать об этой семье? Как вы думаете, эта семья сегодняшнего дня или вчерашнего?
Перед вами лежат листы с таблицами, вспомните рассказ и попытайтесь заполнить 1-ю колонку таблицы. Какая она, семья Максима Квача?
(если кто-то из учеников затрудняется, следует обратиться к тексту )
На работу с таблицей – 5 минут
- Давайте посмотрим, что же вы узнали о том, что собой
представляла семья казака начала прошлого столетия.
1 Большая
2. Дружная
3. Дети приучены заботиться о старших
Учащиеся подтверждают свои ответы примерами из текста
- О человеке судят чаще всего и прежде всего по его отношению к родителям и детям, а ещё по отношению к памяти дедов и прадедов. Можно ли сказать, что семья, описанная в рассказе, сильна традициями предков?
Приведите примеры.
1. Вера в Бога.
2. Необходимость родительского благословения в час прощания и др.
- Какое слово переселенцам сказал отец? Чему он учил своих детей?
(Зачитывают отрывок от слов: «Живите, сыны мои любые, в добром согласии…» до «… Даст Бог детей – даст и на детей».)
- Как вы думаете, почему Максим сказал детям, чтобы подошли за благословением к матери. Ведь по законам казачества мужчина – глава семьи и за ним всегда должно было быть последнее слово?
(Молитва матери самая сильная. «Ненькина молитва до самого неба доходит»).
- Кто из родителей больше переживает отъезд детей из родного дома?
(переживают одинаково, только выражается переживание по- разному)
- Почему после отъезда детей мать называет свою хату пусткой, гробом?
- Какие заповеди православной семьи проявляется в отношениях Максима и его жены? (Забота друг о друге. Мужья должны жалеть своих жён, жены присматривать за домом, рожать больше детей).
- Как вы считаете, крепкой была казачья семья?
- Могли ли в ней вырасти жестокие, неблагодарные дети?
Слайд № 6
- Вспомните семью Тараса Бульбы из одноимённой повести Н. В. Гоголя? Похожа ли семья Тараса на семью Максима Квача?
- А какой вы видите сегодняшнюю семью?
Работа с таблицей (заполнение 2-ой колонки таблицы – 3 -5 минут)
- Есть ли в наше время семьи, похожие на ту, о которой сегодня шла речь?
Чтение стихотворения «Моя семья»
(читает автор, призёр районного этапа краевого конкурса «Семь - Я» Сырыцына Светлана)
- Как вы считаете, остались какие- либо ценности, которые важны для любой семьи , как в прошлые времена, так и в нынешние?
Ответы учащихся
IV. Задание на дом.
1. Узнать о традициях своей семьи.
2. Заполнить 3-ю колонку таблицы «Семья завтра»
V. Подведение итогов урока.
Слайды 7, 8
Паспорт мультимедийной разработки
Автор Шевченко Галина Александровна
Образовательное учреждение МОУСОШ № 1
города Новокубанска,
Новокубанского района
Должность учитель
Предмет русский язык,
литература,
кубановедение
Класс 7
Тема «Доброе дерево – добрые плоды»
Влияние семьи на формирование моральных и духовных качеств
на примере рассказа Вячеслава Потапенко
«На новые гнёзда»
Тип презентация
Источник собственная разработка
Просмотр содержимого презентации
«урок литературы,7»
Урок литературы
в 7 классе
на тему
«Доброе дерево – добрые плоды».
Влияние семьи на формирование моральных и духовных качеств на примере рассказа
Вячеслава Потапенко
«На новые гнёзда»
1921 – 1927 годы – годы уравнивания иногородних с казаками
- Хозяйство кубанского казака стало поменьше.
- Невыгодно было богатеть: налогом давили, «кулаком» обзывали, избирательного права лишали.
- Переделили землю. Казаки с иногородними подравнялись.
- Часть бедноты стала хозяйствовать на земле, другие работать на земле не желали, сдавали её в аренду.
1929 – 1930 годы – сплошная коллективизация деревни
- Объединили все личные хозяйства Кубани.
- Кто захотел остаться самостоятельным хозяином, «раскулачивали»: отбирали имущество и целыми семьями высылали в отдалённые районы страны.
«Дорогой братец, когда думаешь домой, имей ввиду, что Россия уже погибла безвозвратно. Нас силой, как овец, гонят в коллективы гуртом работать и с одного котла похлёбку кушать…
Казаков угоняют куда попало, причисляя их к кулакам. Кулаки – это зажиточные, и казаков считают всех таковыми, поэтому отправляют в места нам неизвестные, быть может, безвозвратно…»
«…Вы обижаетесь, что мы не пишем, - нам теперь не до писем. Уже, можно сказать, подошёл конец, жить нечем, тем более хлеба нет. На станциях люди часто ложатся под поезд, другие взбираются на высокую ветку – и оттуда вниз головой, а то просто бросаются с мостов…»
В. В. Монастырный. «Переселение казаков»
Не может дерево доброе приносить
плоды худые,
ни дерево худое приносить
плоды добрые.
Евангелие от Матфея.
«Родословие Иисуса Христа,
сына Давидова,
сына Авраамова»
России дух вовек
не источится,
Как тысячу, как десять
лет назад.
Бескровные прадедов вижу
лица
У стареньких саманных
своих хат.
У каждого из нас своя дорога,
Но как бы ни трепала жизнь меня,
Я с радостью спешу
к родному дому,
Где мои корни, где моя семья.