kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок гражданственности: "Кубань - моя, степная дочь России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Кубань – моя, степная дочь России»

Цель: расширить представление учащихся традициях кубанского казачества.

Задачи:

  1. Познакомить с символами Кубани, кубанскими традициями, кубанскими пословицами, загадками, песнями, кубанским говором;
  2. Развивать интерес учащихся к истории родного края, его прошлому;
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать строчками из стихотворения кубанского поэта Вадима Неподоба (слайд1).

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски тянется душа.

- О каком «любимом уголке» говорит автор?

- О чём это стихотворение?

- Как называется наша с вами малая родина?

Кубань – чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… и все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.

- Вы, наверное, слышали такое выражение: «Кубанский край – казачий край».

- Давайте совершим путешествие в то время, когда началось заселение Кубани казаками (слайд 2).

Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на приём к императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах реки Кубани. Императрица Екатерина, помня военные заслуги казаков перед отечеством, решила их просьбу удовлетворить. К тому же, как верно рассчитывала государыня, казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.

Казаки переселялись целыми куренями, казацкими селениями. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю (слайд 3).

Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-переселенцам (слайд 4).

Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, двигаясь посуху, подошёл к Ейскому укреплению (слайд 3). Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в дорогу. Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряжённых волами, да конский топот нарушали вековую тишину этих мест. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь казаки заложили крепость. Казаки насыпали вокруг неё земляной вал, установили вышки  и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трёх сторон и надёжно защищала от врагов. Войсковой град казаков получил название Екатеринодар. В 2006 году в городе Краснодаре (бывшем Екатеринодаре) был открыт памятник Екатерине Великой(слайд 5). Воинские заслуги кубанских казаков нашли отражение в гербе и флаге Краснодарского края (слайд 6).

На зелёном щите герба изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества, с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами. Над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. Щит окружают лазоревые знамена, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. В золотой верхней части щита черные орел, имеющий на груди кавказский крест. Буквы РФ на гербе указывают на то, что наш край входит в состав Российской Федерации.

На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зеленого цветов. Существует две версии их расшифровки. Одна из них: верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизировала иногороднее население края; средняя широкая, малинового цвета-казачья; нижняя узкая, зеленого цвета-черкесская. Вторая версия трактует флаг как своеобразное единство территориальных  групп казачества и горцев.

И так, люди стали обживаться на новом месте.

У казаков стали зарождаться свои кубанские традиции. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Они несли воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед, все были воинами. К службе готовились с детства. В воспитании мужчины-защитника,  бойца, добытчика, существовали, веками установившиеся традиции. В воспитании девочек таких традиций не было: они менялись в зависимости от понимания казаками роли семьи и женщины в ней. Когда в семье рождался сын, ему «на зубок» все родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружье. А когда мать после крестин возвращалась из церкви домой, отец, надев на сына саблю, сажал его на коня, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой - с 10. Рукопашному бою учили с 3 лет, передавая особые в каждом роду хранившиеся приёмы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но
время для игры оставалось. Игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Игра «Петушиный бой»

Двое детей стоят в начерченном круге на одной ноге. Руки убраны назад. По сигналу противники стараются вытолкать из круга друг друга. Побеждает тот, кто останется в круге.

Игра «Попади в цель». (учащиеся играют в эти игры)
Одной из главных задач казачонка  всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, студентов и юнкеров даже старики звали по имени Отчеству. Смекалка и умение быстро находить решение всегда ценились. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки? (Загадывают дети). Кубанские загадки:


Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар. (солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась. (лопата)
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже любять. (хлеб)


         Незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на
проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным
действием на проводах считалось родительское благословение, во время
которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и
мешочек с родной землей. Посмотрите, как это происходило.

Инсценировка:
Действующие лица: отец-казак, мать, сын-казак.
Отец: Вот икона святая, дорогой сынок! Помни Бога в начале и не забывай
его заповеди! Служи Отчизне верой и правдой. Слушайся своих
начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и
вскормили тебя на службу Отечеству. Вот тебе благословление (подаёт
икону) от меня и от твоей матери. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои
служили.
Сын:  Прости меня, родной батюшка. Прости меня, родная матушка. Даст
Бог, свидимся. Буду служить честно. Не будет вам за меня стыдно.

Мать (подаёт мешочек): Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада. Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.

Получив благословение. Казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви, где служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. До околицы их провожала вся деревня, пели песни, а иногда, и накрывали столы. Коня до околицы под узды могла вести жена ил невеста казака.

Не менее интересными были традиции встречи отслуживших казаков. Возвращающихся молодых людей встречала вся станица главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственнъй молебен. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению,  где служивым преподносились станичные хлеб-соль.

Прочитайте кубанские пословицы и определите, какие черты характера

считались положительными, ценились у казаков‚ а какие были отрицательными. ( слайд 7)

Терпи, казак, - атаманом будешь.

Казак и в беде не плачет.

Ушел с поста — пропустил врага.

Кто пожалел врага, у того жена вдова.

- А теперь усложним задание: объясните пословицы, которые звучат на

кубанском говоре. (слайд 8)

Нэ булла б дивчина гарна, була б работяща.

Умила готувать, та нэ умила годувать.

Мамо, я така красива, що як выгляну собаци лают.

Ще ведмедя не вбили, а шкуру поделили.

Ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни. Это нашло отражение в поговорке:

«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев» ( звучит фонограмма

песни в исполнении кубанского казачьего хора).

Очень много сложено на Кубани красивых песен о Родине, о природе‚ о быте казаков. Но сколько хороших песен ни будет сложено о Кубани, есть одна песня, которая сегодня, как и много лет назад, волнует сердца кубанцев,

вызывает гордость за героическое прошлое, учит беречь и любить Родину, нашу Кубань. Это песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая является

гимном Краснодарского края. (исполняется гимн)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

- О чем мы сегодня с вами говорили?   

- Для чего необходимо знать прошлое своего народа?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности: "Кубань - моя, степная дочь России" »

Тема: «Кубань – моя, степная дочь России»

Цель: расширить представление учащихся традициях кубанского казачества.

Задачи:

  1. Познакомить с символами Кубани, кубанскими традициями, кубанскими пословицами, загадками, песнями, кубанским говором;

  2. Развивать интерес учащихся к истории родного края, его прошлому;

  3. Воспитывать чувство патриотизма.



Ход урока.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать строчками из стихотворения кубанского поэта Вадима Неподоба (слайд1).

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски тянется душа.

- О каком «любимом уголке» говорит автор?

- О чём это стихотворение?

- Как называется наша с вами малая родина?

Кубань – чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… и все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.

Вы, наверное, слышали такое выражение: «Кубанский край – казачий край».

- Давайте совершим путешествие в то время, когда началось заселение Кубани казаками (слайд 2).

Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на приём к императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах реки Кубани. Императрица Екатерина, помня военные заслуги казаков перед отечеством, решила их просьбу удовлетворить. К тому же, как верно рассчитывала государыня, казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.

Казаки переселялись целыми куренями, казацкими селениями. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю (слайд 3).

Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-переселенцам (слайд 4).

Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, двигаясь посуху, подошёл к Ейскому укреплению (слайд 3). Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в дорогу. Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряжённых волами, да конский топот нарушали вековую тишину этих мест. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь казаки заложили крепость. Казаки насыпали вокруг неё земляной вал, установили вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трёх сторон и надёжно защищала от врагов. Войсковой град казаков получил название Екатеринодар. В 2006 году в городе Краснодаре (бывшем Екатеринодаре) был открыт памятник Екатерине Великой(слайд 5). Воинские заслуги кубанских казаков нашли отражение в гербе и флаге Краснодарского края (слайд 6).

На зелёном щите герба изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества, с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами. Над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. Щит окружают лазоревые знамена, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. В золотой верхней части щита черные орел, имеющий на груди кавказский крест. Буквы РФ на гербе указывают на то, что наш край входит в состав Российской Федерации.

На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зеленого цветов. Существует две версии их расшифровки. Одна из них: верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизировала иногороднее население края; средняя широкая, малинового цвета-казачья; нижняя узкая, зеленого цвета-черкесская. Вторая версия трактует флаг как своеобразное единство территориальных групп казачества и горцев.

И так, люди стали обживаться на новом месте.

У казаков стали зарождаться свои кубанские традиции. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Они несли воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед, все были воинами. К службе готовились с детства. В воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика, существовали, веками установившиеся традиции. В воспитании девочек таких традиций не было: они менялись в зависимости от понимания казаками роли семьи и женщины в ней. Когда в семье рождался сын, ему «на зубок» все родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружье. А когда мать после крестин возвращалась из церкви домой, отец, надев на сына саблю, сажал его на коня, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой - с 10. Рукопашному бою учили с 3 лет, передавая особые в каждом роду хранившиеся приёмы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но
время для игры оставалось. Игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Игра «Петушиный бой»

Двое детей стоят в начерченном круге на одной ноге. Руки убраны назад. По сигналу противники стараются вытолкать из круга друг друга. Побеждает тот, кто останется в круге.

Игра «Попади в цель». (учащиеся играют в эти игры)
Одной из главных задач казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, студентов и юнкеров даже старики звали по имени Отчеству. Смекалка и умение быстро находить решение всегда ценились. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки? (Загадывают дети). Кубанские загадки:


Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар. (солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась. (лопата)
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже любять. (хлеб)


Незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на
проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным
действием на проводах считалось родительское благословение, во время
которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и
мешочек с родной землей. Посмотрите, как это происходило.

Инсценировка:
Действующие лица: отец-казак, мать, сын-казак.
Отец: Вот икона святая, дорогой сынок! Помни Бога в начале и не забывай
его заповеди! Служи Отчизне верой и правдой. Слушайся своих
начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и
вскормили тебя на службу Отечеству. Вот тебе благословление (подаёт
икону) от меня и от твоей матери. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои
служили.
Сын: Прости меня, родной батюшка. Прости меня, родная матушка. Даст
Бог, свидимся. Буду служить честно. Не будет вам за меня стыдно.

Мать (подаёт мешочек): Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада. Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.

Получив благословение. Казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви, где служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. До околицы их провожала вся деревня, пели песни, а иногда, и накрывали столы. Коня до околицы под узды могла вести жена ил невеста казака.

Не менее интересными были традиции встречи отслуживших казаков. Возвращающихся молодых людей встречала вся станица главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственнъй молебен. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.


Прочитайте кубанские пословицы и определите, какие черты характера

считались положительными, ценились у казаков‚ а какие были отрицательными. ( слайд 7)


Терпи, казак, - атаманом будешь.

Казак и в беде не плачет.

Ушел с поста — пропустил врага.

Кто пожалел врага, у того жена вдова.

- А теперь усложним задание: объясните пословицы, которые звучат на

кубанском говоре. (слайд 8)

Нэ булла б дивчина гарна, була б работяща.

Умила готувать, та нэ умила годувать.

Мамо, я така красива, що як выгляну собаци лают.

Ще ведмедя не вбили, а шкуру поделили.

Ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни. Это нашло отражение в поговорке:

«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев» ( звучит фонограмма

песни в исполнении кубанского казачьего хора).

Очень много сложено на Кубани красивых песен о Родине, о природе‚ о быте казаков. Но сколько хороших песен ни будет сложено о Кубани, есть

одна песня, которая сегодня, как и много лет назад, волнует сердца кубанцев,

вызывает гордость за героическое прошлое, учит беречь и любить Родину, нашу Кубань. Это песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая является

гимном Краснодарского края. (исполняется гимн)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Для чего необходимо знать прошлое своего народа?




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок гражданственности: "Кубань - моя, степная дочь России"

Автор: Пархоменко Анна Анатольевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202185

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства