Педагогический проект:«Духовно-нравственное воспитание как составная часть оздоровления и возрождения нации»
I. Актуальность просветительской деятельности
Испокон веков величие России основывалось на духовном состоянии ее граждан. И в любых жизненных обстоятельствах каждый человек нес в своем сердце идеал святости и праведности. И сегодня, по мнению епископа Барнаульского и Алтайского Максима, будущее нашей страны зависит от того, каково духовно-нравственное состояние как всего общества, так и каждого гражданина. Наше время возложило на семью, школу и Церковь жизненно важные задачи - вырастить молодое поколение в духе веры своих отцов и любви к ближним.
Сегодняшнее общество, где превыше всего ценится мирской успех, навязывает молодому человеку вседозволенность и идеалы потребительства. Многие программы СМИ, современные кинофильмы, компьютерные игры и издательская продукция разлагающе действуют на душу человека и открыто направляют молодых людей на путь греха. Молодежь, не наученная отличать добро от зла и не имеющая твердых моральных принципов и духовного стержня, без сопротивления поддается пороку и нередко впадает в алкоголизм, наркоманию и разврат. Это ставит Россию на край выживания.
Просветительство, миссионерство, волонтёрство – неотъемлемая часть моей жизни. Это то, что приносит удовлетворение, помогает сохранить веру в добро и справедливость, даёт возможность оказывать конкретную помощь детям, поддержку взрослому населению. А ситуация в нашем районе и селе непростая. Во-первых, мы далеки территориально от краевого центра (около 400 км), культурных и духовных учреждений. Да, в районе есть краеведческий музей и картинная галерея, дом культуры и районная библиотека, но разбросанность сёл в пределах района велика, многие рейсовые маршруты отменены или функционируют раз-два в неделю. Получается, что люди практически отрезаны от внешнего мира, – это во-вторых. А в-третьих, население района многонационально, соприкасаются различные менталитеты, духовные традиции, верования. С каждым годом увеличивается приток переселенцев из близлежащих регионов. Всё это требует тактичности и толерантности. Практическая направленность моего проекта позволяет решить многие проблемы по сближению людей, адаптации в новом обществе, укоренению на новом местожительстве.
II. Продолжительность деятельности педагога в рамках проекта 2012 – 2014 г.г.
III. Цели и задачи проекта
Цель: создать условия для духовно-нравственного воспитания современного человека, формирования его социальной грамотности, коммуникативной компетенции, патриотизма, что будет способствовать адаптации к жизни в современном обществе, успешной социализации, духовному оздоровлению и возрождению нации.
Задачи:1. Пробудить и углубить чувство любви к историческому прошлому Отечества и своей малой родине.2. Приобщить учащихся, родителей, взрослое население к духовной жизни и православным традициям нашей страны, ключевым общечеловеческим ценностям.3. Развить у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоактуализации.
IV. Этапы реализации:
2012
-Изучение нормативно-правовой базы.
-Изучение вопросов формирования ценностной ориентации учащихся, проведение анкетирования школьников и родителей, исследование потенциальных возможностей произведений духовной, древнерусской и классической литератур в плане духовно-нравственного постижения национальных образов мира и ключевых общечеловеческих ценностей.
-Структурирование разделов курса, распределение учебного материала.
-Установление связей с учреждениями образовательной и воспитательной сфер, домами-интернатами.
2013
-Укомплектование курса наглядно-раздаточным, дидактическим материалом.
-Создание и обсуждение программы курса на школьном и районном методических объединениях учителей русского языка и литературы.
-Апробация программы курса «Духовная и древнерусская литература».
-Выступления с тематическими программами перед воспитанниками детских садов, учащимися школ села и района.
- Тесное сотрудничество с воскресной школой.
- Волонтёрская миссия.
2013-2014
-Реализация программы, разработка методических рекомендаций по изучению Библии и преподаванию древнерусской литературы; выступление с обобщением опыта на районных заседаниях методических объединений учителей русского языка и литературы, мировой художественной культуры; внедрение курса в региональный компонент образовательной программы района.
-Сотрудничество с воскресной школой Иоанно- Предтеченской церкви и миссионерская деятельность.
-Внеурочная деятельность с учащимися: работа кружка «Храм словесности»
-Корректировка программы с учётом процессов модернизации образования и реализации программы «Наша новая школа».
-Участие и выступление с презентацией курса в краевой научно-практической конференции «Основы духовно-нравственной культуры современного общества», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
-Публикация программы в сборнике «Основы духовно-нравственной культуры в современном обществе».
В качестве заключения...
«Можно надеяться, что в наше время в умах молодого поколения зародилось стремление к чему-то лучшему, и оно уже не будет удовлетворяться мякиной внешнего познания», - говорил в своё время Гегель. И мы можем с уверенностью заявить, что у нового поколения появится стремление к оздоровлению и возрождению национальных традиций. Результаты моей деятельности этому подтверждение.