Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы класса (Презентация)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Программа воспитательной работы класса
«Развитие личности в классном коллективе»
(5-9 класс)
Составитель :
классный руководитель
Гаан Л.А.
Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности .
Задачи:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся,
создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков,
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,
способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности,
сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути,
формирование корпоративной культуры учащихся,
воспитание толерантности,
развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2013 – 2014 уч. год – 5 класс
«Рождение»Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся; Форма деятельности: - развитие творческих способностей; - привитие пользовательского навыка работы на компьютере; - воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе; - формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать; - выявление и развитие личностных способностей каждого ученика; - объединение класса общим делом;
2 этап – 2014 – 2015 уч. год – 6 класс
«Становление»
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки. Форма организации классных дел:
проектная деятельность. Выпуск классной газеты.
3 этап – 2015 – 2016 уч. год – 7 класс
«Самоопределение»Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности. Формы деятельности:
тематические беседы, викторины,
конкурсы, вечера,
психологические тренинги.
4 -5 этапы – 2016 – 2018 уч. год 8-9 класс«Самореализация»Цель: создание условий для самореализации учащихся Форма деятельности: организация спецкурсов, создание банка данных профессий.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; форумы; образовательные интеллектуальные игры, соревнования; викторины; экскурсии.
Опирается на следующие виды деятельности:
познавательную,
игровую,
спортивную,
творческую,
коммуникативную,
досуговую,
общественно-организаторскую,
допрофессиональную.
В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы лежат следующие принципы:
Все дети талантливы.
Плох не ребёнок, плох его поступок.
В каждом ребёнке чудо, ожидай его.
Работа ориентирована на следующие направления:
Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом строится самоуправление в классе.
Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
гуманизация обучения и воспитания;
системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
общественная направленность воспитания;
связь воспитания с жизнью, трудом;
опора на положительное в воспитании;
личностный подход;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка.
Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй).
Первая ступень
Обоснование целей и задач воспитательной работы
Вторая ступень
Шестая ступень
Составление плана воспитательной работы
Ожидаемые проблемы воспит. работы с классом
Воспитательная программа
Пятая ступень
Третья ступень
Работа с родителями
Формы, направления работы с классом
Четвёртая ступень
Учёт и анализ индивидуальных особенностей детей
Первая ступень.
Обоснование целей и задач воспитательной работы
Цель –воспитание и развитие успешной свободной талантливой личности ,
обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности
и нравственному поведению.
Способной самостоятельно строить всю свою жизнь.
Испытывающей любовь и уважение к своей стране, своему отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой Родины.
Умеющей взаимодействовать с другими людьми;
Стремящейся к сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся,
создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков,
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,
способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности,
сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути,
формирование корпоративной культуры учащихся,
воспитание толерантности,
развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.
Основные направления деятельности классного руководителя:
работа с родителями;
развитие творческих способностей учащихся;
работа над сплочением классного коллектива;
организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
изучение личности каждого ученика;
помощь детям в их учебной деятельности;
координация деятельности учителей, работающих в классе;
работа с детьми группы риска;
организация совместных поездок, походов, экскурсий;
развитие классного самоуправления.
Вторая ступень
Ожидаемые проблемы воспитательной работы с классом в текущем году
Одна из проблем, которую я предвижу, это проблема адаптации. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
можем оказать ребятам.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Основная задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы
Третья ступень
Формы, направления воспитательной работы с классом
В план-программу вошли направления:
«Ученик – патриот и гражданин»: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, коллектива; формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, государству.
«Ученик и его нравственность»: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственного решения и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
«Ученик и его интеллектуальные возможности»: осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
«Ученик и его здоровье»: формирование у учащихся понимания значимости здоровья для своего самоутверждения.
«Общение и досуг ученика»: формирование у учащихся культуры общения; создание условий для проявления творческой инициативы, а также самостоятельности.
«Ученик и его семья»: осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.
«Экологическое воспитание школьника»: формирование у учащихся бережного отношения к природе.
Программа позволяет использовать различные формы воспитательной работы:
праздники;
викторины;
олимпиады;
конкурсы;
соревнования;
турниры;
игры;
встречи с ветеранами, интересными людьми;
дискуссии, диспуты;
походы, экскурсии и т.д.
Правильный подбор способов и средств воспитательной деятельности и умение облечь в увлекательную форму определяет успех и эффективность воспитательного плана работы.
Четвертая ступень.
Учет и анализ индивидуальных особенностей детей.
Каждый ребенок – индивидуальность. Его психологические задатки, природные силы, особенности мировосприятия заложены природой.
Переходный возраст – это время полового созревания Вашего ребенка. Обычно переходный возраст начинается в 11-13 лет, причем у девочек он наступает обычно немного раньше, чем у мальчиков. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе, в общении со взрослыми.
Особенности подросткового возраста:
Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый).
Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос этого периода).
Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.
Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нём говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего родителями).
Пятая ступень.
Работа с родителями.
Успех воспитания заложен в триединстве: учитель – ученик – родитель
Изменения, происходящие в подростковый период, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок». Поэтому необходимо общаться с родителями, быть в курсе всех проблем, возникающим у обучающегося в отношениях с родителями.
Шестая ступень
Составление плана-программы воспитательной работы
Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь ребят в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Структура плана работы
В плане воспитательной работы отражены следующие разделы:
общие сведения о классе;
план – сетка;
самоуправление;
работа с родителями;
диагностика;
В общих сведениях о классе представлены характеристика класса; список учащихся с домашними адресами, телефонами; занятость во внеурочное время, социальный паспорт.
План – сетка отражает все мероприятия, проведенные в классе в течении учебного года (см ниже)
В разделе самоуправление отражена общественная работа ребят по основным направлениям.
В работе с родителями показан список родительского комитета, представлены темы, сроки проведения и протоколы родительских собраний.
Диагностика проводится со школьной психологической службой.