Презентация по теме " Формы и методы классного руководителя"
Презентация по теме " Формы и методы классного руководителя"
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет.
• Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.
• Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
• Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
• В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме " Формы и методы классного руководителя" »
Формы и методы работы классного руководителяс родителямиобучающихся
работа учителя начальных классов
Чуприковой Е.С.
Эффективностьвоспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуютшколаисемья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников -важное направление его деятельности.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»
В. А. Сухомлинский
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Главными задачами
классного руководителя
в этом направлении являются:
способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье,
а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Оптимизация детско-родительских отношений
Поддержка и повышение социального статуса семей
Вооружение родителей практическими приемами развития ребёнка
Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений самовосстановления
Специфические обязанности школыпо отношению к родителям:
вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежатьпринципывзаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Воспитательная модель
Основные направления сотрудничестваклассного руководителя с родителями
Участие родителей
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;
в управлении
( дни открытых дверей;
конференции;
учебно-воспитательным процессом
индивидуальные и тематические консультации;
дни творчества детей
родительские собрания и другие)
(участие родителей класса в работе совета школы;
и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
участие родителей класса в работе родительского комитета;
участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
шефская помощь)
Формы связи школы и семьи
Коллективные
Индивидуальные
Групповые
классные родительские собрания
общешкольные родительские собрания
дни открытых дверей
концерты
выставки учебных работ
творческие отчеты
посещение на дому
приглашение в школу
индивидуальные консультации педагога
переписка
родительский лекторий
тематические консультации
классные детские мероприятия
родительские вечера
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Индивидуальные формы
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующиеправила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Приглашение в школу
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Индивидуальные консультации, беседы
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.
Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
Анкетирование
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября.
Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Групповые и коллективныеформы
Практикумы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей
Открытые уроки
Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.
Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в школе.
Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей,
для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,
формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
Виды родительских собраний:
организационные,
собрания по плану психолого- педагогического просвещения,
тематические,
собрания-диспуты,
итоговые (четвертные) и т.д.
Родительские собрания
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год.
Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.
На классных родительских собраниях обсуждаются:
задачи учебно-воспитательной работы класса,
планирование воспитательной работы в классе,
намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
подводятся итоги работы.
Классные
родительские собрания
Тематика собраний
должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:
Возрастные особенности младших школьников»,
«Режим дня школьника»,
«Игра в обучении ребенка»,
«Ребенок и природа» и др.
В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного процесса обучения в школе.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в
школьное самоуправление.
Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания,
конференции,
родительский комитет и его комиссии,
секции и другие рабочие органы.
Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет.
Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.
Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Представители родителей,
постоянные помощники педагога
входят в
общешкольный родительский совет.
Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Классные детские мероприятия.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Формы досуга:
совместные праздники, дни именинника;
подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей;
соревнования, конкурсы.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Подготовка к спектаклю
План работы с родителями обучающихся класса на 2012-2013 уч. год
Сроки проведения
Тематика
Дата
Сентябрь
1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»
2. Анкетирование родителей.
3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности.
4. Индивидуальные беседы
«Особенности адаптационного периода».
Октябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».
4. Утренник «Праздник урожая»
5. Родительское собрание «Итоги первой четверти»
Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Ознакомление с портфолио обучающихся).
Сроки проведения
Тематика
Дата
Ноябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка».
3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».
4. Утренник «Осень»
5. Индивидуальные беседы.
6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО.
Декабрь
1.Индивидуальная работа с родителями.
2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году»
3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия».
Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся).
4. Новогодний утренник
Сроки проведения
Тематика
Дата
Январь
1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Групповая консультация-беседа «Режим дня ребенка»
Февраль
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка».
Март
1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».
2. Праздник «Масленица»
3. Индивидуальные консультации и беседы.
4. Родительское собрание «Итоги третьей четверти»
Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся).
Сроки проведения
Тематика
Дата
Апрель
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО.
Май
1. Индивидуальные консультации и беседы.
2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся).
3. Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей.
Семьяглазами моих учеников
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».
(Антон Семёнович Макаренко)
ПРИТЧА
Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя.
Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.