Классный час на тему «Ответственность в жизни человека» Терентьев С.А., классный руководитель, преподаватель ГБОУ СПО Московский автомобильно- дорожный колледж имени А.А. Николаева Мы в ответе за тех, кого приручили. Антуан де Сент-Экзюпери Время занятия: 45 минут. Цель: воспитание у студентов ПОО чувства ответственности за свои по- ступки как основы нравственного поведения. Задачи: • раскрыть понятие «ответственность»; • сформировать понимание того, что делает человека ответственным и безот- ветственным; • способствовать развитию у студентов мотивации к самосовершенствова- нию, нравственному саморазвитию. Форма проведения: кейс-метод, флеш-тренинг, моделирование ситуаций. Контингент: студенты 1-го и 2-го курсов. 42 Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах (Приложе- ния 1 и 2); компьютер, презентация «Чувство ответственности в жизни челове- ка», пазлы «Маленький принц», значки «Маленький принц» (Приложение 3). Содержательный компонент классного часа I. Вступительная часть. II. Основное содержание: 1. Разминка «Заповедь ответственного человека». 2. Ситуационное задание «Как поступить?» 3. Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца». III. Заключительная часть. Рефлексия: «Всё в наших руках!» Ход классного часа I. Вступительная часть Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отноше- ния к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридиче- скую, политическую, материальную, моральную. Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последст- вий нарушения этого обязательства. Преподаватель просит студентов разделиться на группы и придумать на- звание каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциировать- ся с термином «ответственность». Например, «разум», «министерство последст- вий», «совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объяс- няют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у студентов уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность». II. Основное содержание 1. Разминка «Заповедь ответственного человека» Классный руководитель предлагает студентам продолжить определение. 43 Ответственность – это … (Cтуденты сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.) Далее классный руководитель говорит, что ошибки, возникающие из-за без- ответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном. Классный руководитель предлагает студентам ответить на несколько во- просов и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого используется презентация, во время которой сначала задаются вопросы, а после обсуждения вариантов ответов – правильный ответ. 1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие) 2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому собы- тию в сказке? (болтливость) 3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность) 4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание) 5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость). При этом классный руководитель и студенты обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответ- ственному поведению. В результате студенты вместе с преподавателем сформировали Заповедь ответственного человека. Ответственный человек не должен быть: • легкомысленным; • болтливым; • жадным; 44 • непослушным; • глупым. Ответственный человек должен быть: • честным; • обязательным; • исполнительным; • надёжным; • совестливым; • с хорошо развитым чувством долга. Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непо- слушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправи- мым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все не- приятности заранее и ответственно отнестись к происходящему. Далее студенты по просьбе преподавателя приводят примеры безответст- венности из жизни, истории, литературы. 2. Ситуационное задание «Как поступить?» Учебная группа делится на подгруппы. Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание. Студенты получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант си- туационного задания (Приложение 2). Задание «Как поступить?» Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, ко- лебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей. Вопрос преподавателя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ. 45 Студенты работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вари- ант ответа. Студенты задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации преподаватель совместно со студентами делает вывод. Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ. 3. Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца» Для закрепления материала преподаватель предлагает студентам посмот- реть флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца» (Презентация). Бабочка и мудрец Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учени- ками. Самый способный из них однажды задумался: – А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа? Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было ще- котно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: – Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгно- вение сжать их ради своей правоты. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: – Всё в твоих руках. Прежде чем прозвучит ответ Мастера, студентам предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом классный руководитель и студенты смотрят окон- чание презентации, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках». Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами соз- даём нашу жизнь своими поступками. 46 III. Заключительная часть Рефлексия «Всё в наших руках!» Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами: – А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возмож- ные ответы, которые являются пазлами символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуаль- но (презентация), а вы выбираете возможный ответ. (Для презентации) Мы в ответе за...., которым дали жизнь. (детей) Мы в ответе за..., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей) Мы в ответе за..., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу) Мы в ответе за...., которых привязали к себе. (друзей и любимых) Мы в ответе за..., которой занимаемся. (работу) Мы в ответе за всё, что...... (происходит вокруг нас) Мы... своей жизни. (авторы) Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт. Список использованной литературы и интернет-ресурсов 1. Гудова М.Ю. Основы эстетики и этики: курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. 2. Притчи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pritchi.ru/id 3. Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц: рисунки автора: для стар- шего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2013. 4. Смирнов А.Е., Томашов В.В. Ответственность как регулятор общест- венной жизни: сущность, структура, функции и основные социальные формы: монография. – Ярославль: Ярославский гос. технический ун- 47 т, 2012. Приложение 1 Ситуационное задание «Как поступить?» Группа ___________________________________________________ (название группы, придуманное студентами) Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, коле- бался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть бра- та или остаться с матерью и помогать ей. Как вы считаете должен поступить и почему? Ответ_________________________________________________________ Приложение 2 Вариант ситуационного задания Группа ___________________________________________________ (название группы, придуманное студентами) Притча «Корзина» Давным-давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, малень- кий сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем хло- пот куда больше, чем ребёнок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там всё вытопчут, то чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге. И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вме- сте. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там». Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына: «Папа, ко- гда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!» 48 «Зачем?» Варианты ответа сына: ________________________________________ Приложение 3 Значок-символ «Маленький принц»