«Посещение и анализ уроков как форма внутришкольного контроля»
Для того чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать внутренний контроль, что позволит совершенствовать образовательный процесс.
Демократическая система внутреннего контроля основывается на следующих принципах:
1. Принцип поиска позитивного (Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным)
2. Принцип контроля за достижением цели (Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения)
3. Принцип субъектной позиции педагога к системе внутреннего контроля (чем активней педагоги участвуют сами в процессе внутреннего контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)
4. Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)
5. Принцип системности (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается).
Работа по внутреннему контролю планируется на пять лет и является разделом перспективного плана. Основой календарного планирования внутреннего контроля является перспективный план работы учреждения, недостатки и нерешенные проблемы предыдущего года, нормативные документы, цель и задачи учреждения. План внутреннего контроля на учебный год, является составной частью плана работы учреждения на учебный год. Используется текстово-табличная форма внутреннего контроля, в которой определены направления контроля, содержание контроля, объект контроля, вид, форма, сроки, ответственный за проведение контроля, планируемый выход. В план включены разнообразные виды и формы контроля: обзорный, тематический, промежуточный, итоговый, фронтальный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий и другие, которые определены целями контроля.
На основании годового плана внутреннего контроля текущее планирование включается в раздел «Контроль и руководство» плана работы учреждения на месяц, где прописываются конкретные сроки организации контроля. Для удобства можно также использовать графическое планирование контроля.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:
n перспективное
Перспективный план-график фронтального контроля состояния преподавания предметов
n календарное
Внутренний контроль на 2012/2013 учебный год
n текущее
План ВШК на месяц, график посещения уроков
n графическое
Циклограмма внутреннего контроля на 2012/2013 учебный год
На административных совещаниях, совещаниях при директоре, заместителе директора постоянно отслеживается реализация плана внутреннего контроля, анализ выполнения перечня поручений, данных в ходе контроля.
Посещая различные уроки, мы ставим перед собой те или иные конкретные цели и задачи.
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ:
- реализация задач самообразования педагога в организации образовательного процесса;
- достижение учащимися обязательного и дополнительного уровней образования по предмету;
- диагностика учебных возможностей учащихся;
- использование педагогом воспитательных возможностей урока;
-формирование общеучебных умений и навыков у учащихся на уроках.
ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ:
- проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень учащихся и т.п.), определить ее результативность;
- оказать учителю своевременную помощь;
- изучить и обобщить его положительный опыт.
Частными целями посещения урока могут быть:
- Ознакомление с системой работы нового учителя.
2. Выявление причин малой эффективности урока слабого учителя.
3. Выявление специфики организующей деятельности учителя — мастера педагогического труда для обобщения и распространения его опыта.
- Проверка внесённых учителем изменений в систему организации урока в соответствии с ранее полученными замечаниями и рекомендациями.
- Направленность урока на выполнение вновь принятых нормативных документов, направлений, ознакомление с методикой их использования в образовательном процессе и др.
При организации контроля необходимо соблюдать правила осуществления контроля:
§ Контроль должен быть отражен в планировании учреждения образования;
§ На основании плана работы и в соответствии с Положением издается приказ (в котором четко определяются сроки проведения, ответственные, цель, форма и методы проведения контроля, составляется программа проверки);
§ По итогам контроля оформляется справка, информация;
§ Выявленные недостатки обсуждаются с тем, в отношении кого проводилась проверка;
§ Информация о проведенном контроле рассматривается на педагогическом совете, совещании при директоре, заместителе директора, методическом объединении;
§ Решением данных органов определяются сроки устранения недостатков, выявленных при проведении контроля (протокол поручений, приказ);
§ Отслеживание выполнения рекомендаций, вынесенных в ходе контроля.
Выделяют следующие формы внутреннего контроля:
1.По субъекту контроля:
§ административный
§ общественный
§ взаимоконтроль
§ самоконтроль
2. По объекту контроля:
а) деятельность педагогов
§ персональный
§ выборочный
§ обзорный
§ сравнительный
§ фронтальный
б) образовательный процесс
§ классно-обобщающий
§ комплексно-обобщающий
§ фронтальный
§ тематический
3. По цели контроля:
§ предупредительный
§ тематический
§ итоговый
4. По времени:
§ оперативный
§ текущий
§ итоговый
Посещение всех уроков в одном классе в течение дня дает нам возможность, во-первых, осуществить классно-обобщающий контроль, во-вторых, сопоставить работу отдельных учителей, работающих в данном классе, и сравнить степень активности учащихся на уроках у разных педагогов. В–третьих, выявить систему знаний учащихся, их ежедневную учебную нагрузку.
Посещение уроков одного учителя в течение дня или на протяжении изучения той или иной темы позволит вам выяснить, насколько он учитывает возрастные особенности, и изучить систему его работы - провести персональный контроль.
Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранных структур уроков, сочетания форм, методов и средств обучения организуют в рамках тематического контроля.
Посещение уроков с целью глубокой и всесторонней проверки по всем вопросам деятельности учителя или группы учителей организуется в рамках фронтального контроля. Обычно для осуществления фронтального контроля создается комиссия в составе 5-6 человек, которую возглавляет директор или его заместитель. Администрация должна учесть, что учитель не может подвергаться фронтальной проверке более одного раза в год.
Посещение уроков молодых специалистов, вновь прибывших педагогов с целью знакомства с системой их работы организуют в рамках обзорного контроля. Форму обзорного контроля можно использовать и в конце учебного года, когда необходимо определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе учителей те задачи, над которыми работал весь коллектив на протяжении учебного года.
Существуют различные ВИДЫ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:
выборочное, тематическое, параллельное, целевое, комплексное.
Виды инспектирования: плановая, оперативная проверка, мониторинг.
1. Выборочное посещение уроков
Директор или его заместитель по учебной работе по личному плану, посещает отдельные уроки. Такая проверка дает возможность установить, как педагог подготовлен к уроку, какова активность класса. Таким образом, можно наблюдать деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.
2.Тематическое посещение уроков
Администрация с целью всестороннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме. Такая проверка дает возможность оценить достоинства и недостатки педагога, дать ему квалификационный совет по совершенствованию педагогического мастерства.
3.Параллельное посещение уроков
Заместитель директора посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной теме. Цель посещения — раскрыть особенности педагогического почерка учителя или эффективность отдельных методов обучения.
4.Целевое посещение урока. Директор школы или его заместитель не являются специалистами по всем учебным предметам. В целях углубленного изучения работы учителя на урок приглашается опытный специалист, руководитель методического объединения.
5.Комплексное изучение образовательного процесса в отдельных классах. Директор или его заместитель в течение всего учебного дня присутствует в одном классе. Таким образом, проверяется работа одних и тех же учащихся в разных условиях. Оно позволяет сделать выводы о том, почему учащиеся достигают различных учебных результатов у разных учителей, как поддерживается дисциплина на уроках, как выполняются единые требования к учащимся.
Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных работ, а также мониторинга. Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их законных представителей, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах образовательного процесса.
Посещение и анализ уроков администрацией учреждения включает следующие этапы:
1. Подготовка к посещению урока:
2 этап. Посещение урока, фиксация его хода.
3 этап. Беседа с учителем:
4 этап. Рекомендации учителю по совершенствованию образовательного процесса.
5. Проверка выполнения рекомендаций.
Подробнее остановимся на анализе урока проверяющим. Различают следующие виды анализа урока:
· Краткий
· Структурный
· Аспектный
· Дидактический
· Психологический
· Полный
Просмотр содержимого документа
«Лист посещения»
Карта посещения
урока в рамках тематического контроля
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».
Дата посещения __________________ Учитель _____________________________________
Предмет ______________________________ Класс__________________
Урок по расписанию 1, 2, 3, 4, 5, 6.
| Параметры | Отметка | Комментарии |
1 | Выполнение гигиенических норм |
1.1 | Чистота | | |
1.2 | Искусственное освещение | | |
1.3 | Естественное освещение | | |
1.4 | Проветривание | | |
1.5 | Использование пространства класса | | |
2 | Предупреждение интеллектуальной усталости |
2.1 | Смена видов учебной деятельности: |
| Менее 4 (не рекомендуется), 4 – 7, более 7 (не рекомендуется) | | |
2.2 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности. |
| Ориентировочная норма: 7–10 минут. | | |
2.3 | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: |
| интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. | | |
| Большинство учащихся быстро включается в учебную деятельность. | | |
2.4 | Число использованных учителем видов преподавания: (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) |
| Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут. | | |
2.5 | Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся |
| методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. | | |
2.6 | Эмоциональный фон урока |
| Доброжелательный, мотивирующий на работу, ученик имеет право на ошибку, его не перебивают. Психологического давления учителя на ученика нет. | | |
| Эмоциональные паузы (игра, шутка и т.п.) | | |
| Преобладающее выражение лица учителя доброжелательное, улыбчивое. | | |
3 | Предупреждение физической усталости. Восполнение двигательной активности. |
| Позы учащихся и их чередование. Учитель при необходимости корректирует осанку ученика. | | |
| Физкультминутки и физкультпаузы | | |
4 | Содержание урока |
| Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. | | |
5 | Действия учителя по поддержанию психофизического, психического и нравственного здоровья учащихся |
| Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств | | |
| Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала | | |
| Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников | | |
| Способствует рациональной организации рабочего места учащегося | | |
| Организует успех в учебной деятельности | | |
| Включает в содержание обучения и воспитания нравственно-эстетические нормы | | |
| Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе | | |
| Отсутствие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися. | | |
| Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса | | |
| Учет возрастных особенностей обучающихся. | | |
6 | Темп и особенности окончания урока. |
| Четкое, не торопливое окончание урока: закрепление, рефлексия, дом. задание | | |
| Не наблюдается признаков значительной утомленности учащихся | | |
| Оценивание деятельности обучающихся учителем. | | |
7. | Плотность урока |
| Норма: 60%-80% времени урока отводится учебной деятельности. | | |
Общий вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С результатами оценивания урока ознакомлен ________________________________
Лист посещения урока
Тема контроля: формирование и развитие общеучебных умений и навыков у обучающихся.
Цель :оценка работы педагога по формированию и развитию общеучебных умений и навыков.
Учитель ___________________________ Класс _____________Предмет___________________
Дата__________Тема______________________________________________________________
Система оценки:
Качество реализовано полностью – 2 балла
Качество реализовано на 50% - 1,5 балла
Качество реализовано частично – 1 балл
Качество не реализовано – 0 баллов.
Анализ деятельности педагога.
1.Целеполагание:
исходит от учителя и содержит образовательный, развивающий и воспитательный характер (подчеркнуть)_________
учитель дает учащимся возможность выбора цели деятельности, содержание деятельности, способы деятельности (подчеркнуть)________
2. Учит ли учитель
готовить рабочее место в соответствии с намеченной работой_________
осознавать и мотивировать свою учебную деятельность_______
внимательно воспринимать информацию_____________
прогнозировать результат________
рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами)________
планировать ход работы, использовать имеющееся оборудование____________
анализировать полученный результат________-
3. Учит ли педагог использовать
Учебник__________справочную литературу___________словари_______________
Энциклопедии________картотеки________каталоги_______компьютер__________
Другое__________
4. Организация работы по формированию умений составлять
План ответа_________тезисы________рецензию__________алгоритм__________
Конспект__________реферат____________другое________________
5.Развивает ли педагог коммуникативные навыки
Участие в учебном диалоге_____________коллективное обсуждение проблемы__________признание вариативности формулировок___________изложение материала своими словами_______________использование рассуждения___________руководство работой группы_____________другое__________________
6 Использование самоконтроля и самооценки учебной деятельности____________
7.Организация работы по умению сравнивать____________обобщать______________классифицировать____________систематизировать______________
8 Осуществление работы по формированию понятийного аппарата____________
9.Работа по развитию речи и навыков чтения__________________
Суммарный балл____________________из78
Рекомендации
Карта посещения урока в рамках тематического контроля
«Использование информационных технологий в образовательном процессе»
Дата
Класс
Предмет
Учитель
Проверяющий
Цель посещения
Тема урока
Цели урока
Оборудование
Всего учащихся по списку чел.
Присутствовало чел.
АНАЛИЗ УРОКА
(2 балла полное выполнение требований, 1 б.- частичное, 0 б.- невыполнение)
| Деятельность учителя | 0б | 1б | 2б |
1. | Выполнение намеченного плана урока. | | | |
2. | Эффективность и целесообразность использования наглядности ТСО. | | | |
3. | Реализация основных психологических и гигиенических требований. | | | |
4. | Наличие эффективности обратной связи учащимися. | | | |
5. | Уровень педагогического и методического мастерства. | | | |
6. | Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока). | | | |
7. | Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность). | | | |
8. | Рациональное использование времени урока. | | | |
9. | Педагогический такт, внешний вид учителя. | | | |
10 | Соблюдение правил охраны труда. | | | |
| Деятельность ученика | | | |
1. | Уровень познавательной активности. | | | |
2. | Наличие интереса к уроку, предмету. | | | |
3. | Степень самостоятельности. | | | |
4. | Умение вычленять ведущие цели в учебном материале. | | | |
5. | Уровень аналитических умений и навыков. | | | |
6. | Развитие навыков коллективной работы. | | | |
7. | Развитие речевых, орфографических и иных навыков. | | | |
8. | Умение работать на доске. | | | |
9. | Организованность, дисциплинированность. | | | |
10 | Внешний вид ученика. | | | |
Использование информационных технологий | | | |
1. | Были ли использованы на уроке информационные технологии? Какие? | | | |
2. | Сколько времени они занимали | | | |
3. | На каких этапах | | | |
4. | При проверке д/з (время) | | | |
5. | При подготовке к усвоению новых знаний (время) | | | |
6. | При изучении нового (время) | | | |
7. | При закреплении (время) | | | |
8. | Формы организации при использовании ИТ | | | |
9. | Общеклассные | | | |
10 | Групповые | | | |
11 | Парные | | | |
12 | Индивидуальные | | | |
13 | Эффективно ли использование ИТ | | | |
14 | Оценка значения ИТ в достижении дидактической цели урока | | | |
Выводы:
1. Вычислите КПД эф.ИТ = t ИТ/t урока(45 мин)×100% (3 блок):
Выводы:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рекомендации:
________________________________________________________________________
Анализ провёл ___________________________________________________________
Карта посещения
урока в рамках тематического контроля
«Качество подготовки к заключительному этапу республиканской олимпиады».
I блок – организационный
1. Оценка готовности учителя и учащихся к учебным занятиям (во время ли начато занятие, нет ли опоздавших учащихся, санитарно-гигиеническое состояние аудитории: доска, режим проветривания и др.) ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Наличие средств обучения: обеспеченность предмета учебниками и учебными пособиями, наглядным материалом, техническими средствами обучения (ТСО)________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Наличие поурочного плана. Соответствует ли его содержание структуре проведенного учебного занятия?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II блок – целевой
1. Соответствуют ли поставленные цели типу учебного занятия, требованиям учебной программы?__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Доведены ли поставленные цели и задачи учебного занятия до учащихся? Вовлечены ли учащиеся в процесс целеполагания?______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Степень достижения обучающей, воспитывающей, развивающей целей по результатам проведённого учебного занятия (достигнуты в полной мере, частично, не достигнуты).__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III блок – содержательный
1.На каком уровне учитель владеет учебным материалом? Прослеживается ли научность, последовательность, доступность, связь с жизнью (практикой) в излагаемом материале, какова перспектива применения материала на олимпиадах, конкурсах?____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Реализуются ли на учебном занятии внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, помогающие расширить кругозор учащихся, участников олимпиад?____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Насколько эффективно и с какой целью используется на учебном занятии раздаточный, дидактический материал? (для изучения, закрепления нового материала, для организации самостоятельной работы учащихся, для организации индивидуальной работы с всокомотивированными учащимися)______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие виды самостоятельной работы для участников олимпиад были организованы во время проведения учебного занятия? (Работа с учебником, конспектом, создание проблемных ситуаций, решение эвристических задач, создание мини-проектов, испоьзование Интернет-технологий)_____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Через какие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся были реализованы поставленные цели и задачи учебного занятия (индивидуальная, парная, групповая, коллективная формы работы, организация поисковой, исследовательской деятельности)?________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV блок – обобщающий
1. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий). Был ли предложен комментарий к выполнению домашнего задания?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как была организована оценка результатов деятельности учащихся? Прослеживается ли объективность выставленных отметок, их воспитывающий и стимулирующий характер?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Общая оценка результатов и эффективности учебного занятия:
- полностью ли выполнен план учебного занятия?__________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- замечания по организации и ведению учебного занятия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- предложения по дальнейшему совершенствованию учебной работы преподавателя
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ провёл: _______________________________ _____________ (должность, Ф.И.О.) подпись
Просмотр содержимого документа
«Приказ Об итогах фронтального контроля русский язык»
БАРЫСАЎСКІ РАЁННЫ БОРИСОВСКИЙ РАЙОННЫЙ
ВЫКАНАЎЧЫ КАМІТЭТ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Дзяржаўная ўстанова Государственное учреждение
адукацыі образования
“Сярэдняя школа №16 г.Барысава” «Средняя школа №16 г.Борисова»
ЗАГАД ПРИКАЗ
_____________ 20__г. № _____
г. Барысаў г. Борисов
Об итогах фронтального контроля
преподавания русского языка
и литературы
В соответствии с планом внутреннего контроля, планом на февраль-март 2013 года, на основании приказа директора учреждения от 20.02.2013 № 77 «О проведении фронтальной проверки состояния преподавания русского языка и литературы», с целью изучения состояния преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература», соответствия содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательного стандарта, концепции учебного предмета «Русский язык», «Русская литература» в период с 20 февраля по 10 марта 2013 года проведена фронтальная проверка состояния преподавания русского языка и литературы в 5-11 классах.
В ходе проверки было выявлено, что преподавание русского языка и литературы в 5-11 классах находится на хорошем уровне. В своей деятельности учителя русского языка и литературы руководствуются нормативными правовыми документами, регламентирующими вопросы преподавания русского языка и литературы, требования которых ими изучены и в основном выполняются. Педагоги работают над расширением и углублением инновационных процессов, направленных на удовлетворение образовательных запросов учащихся, повышение качества образования через современные педагогические и информационные технологии. Педагоги, предпочитая традиционный тип урока, владеют элементами эффективных педагогических технологий и внедряют в практику своей работы.
Планирование уроков, факультативных занятий по предметам осуществляется в соответствии с установленными требованиями, программами по русскому языку и литературе выполняется во всех классах, однако имеются нарушения у учителя Волковец Е. Н. и Калютчик Н.Ф. Выявлены нарушения, допущенные при ведении рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ, в том числе и касающиеся объективности оценивания работ учащихся.
Для преподавания предметов в школе созданы необходимые условия: учащиеся обеспечены учебниками, имеется предметный кабинет и лаборантская с различными наглядно-дидактическими и методическими материалами. Контрольно-оценочная деятельность педагогов соответствует современным требованиям. Однако работу по систематизации и обновлению материалов в лаборантской следует активизировать.
На основании вышеизложенного приказываю:
1.Учителям русского языка и литературы:
1.1. продолжить работу по систематизации материалов и укреплению учебно-методической базы кабинета русского языка и литературы;
срок - постоянно
1.2. активизировать работу по подготовке учеников 9-11 классов к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе;
срок - постоянно
1.3. строго следовать требованиям Инструктивно-методического письма Министерства образования «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2012/2013 учебном году» при заполнении классных журналов, при проверке контрольных работ, а также требованиям программы при составлении КТП.
срок - постоянно
2. Калютчик Н.Ф. соблюдать Указания по ведению и оформлению классного журнала.
срок - постоянно
3. Учителям Калютчик Н.Ф, Волковец Е.Н. планировать и проводить предусмотренные программой устные и письменные работы по русской литературе.
срок - постоянно
4. Контроль за исполнением приказа возложить на директора учреждения Сергожко А.А.
Директор учреждения А.А.Сергожко
Хацкевич 79 83 45
4 экз.: в дело; Качановой; Донской; Пивень
Просмотр содержимого документа
«Справка руск.язык»
Справка
о состоянии преподавания русского языка и литературы
в ГУО «Средняя школа №16 г. Борисова»
Цель: изучить состояние преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в ГУО «Средняя школа №16 г.Борисова», соответствие содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательного стандарта, концепции учебного предмета «Русский язык», «Русская литература».
Сроки: 20.02.2013-10.03.2013г.
Методы:
посещение уроков с последующим анализом;
изучение школьной документации (классных журналов, планируемой документации учителя, тетрадей для контрольных работ по предмету); собеседование с учителями русского языка и литературы;
изучение учебно-методических комплексов кабинета русского языка и литературы.
В ходе проверки выявлено следующее:
Преподавание предмета «Русский язык и литература» осуществляют пять педагогов:
Волковец Елена Николаевна (высшее образование, вторая квалификационная категория, педагогический стаж 3 года) преподает русский язык и литературу в 6 «а», «б», «г», 11 «а» классах;
Дук Татьяна Константиновна (высшее образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж 14 лет) преподает русский язык и литературу в 5 «а», 6 «в», «6» в классах;
Калютчик Наталья Федоровна (высшее образование, вторая квалификационная категория, педагогический стаж 1 год) преподает русский язык и литературу в 7 «а», «б», «г», 9«а» классах;
Кухта Марина Владимировна (высшее образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 21 год) преподает русский язык и литературу в 9 « в», «г», 10 «а», «б», 8 «в» классах;
Якимова Лина Валерьевна (высшее образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж 21 год) преподает русский язык и литературу 8 «а», «б», «г», 7 «в», 11 «б» классах.
В своей деятельности учителя русского языка и литературы руководствуются нормативными правовыми документами, регламентирующими вопросы преподавания русского языка и литературы, требования которых ими изучены и в основном выполняются.
Педагоги работают над расширением и углублением инновационных процессов, направленных на удовлетворение образовательных запросов учащихся, повышение качества образования через современные педагогические и информационные технологии. Педагоги, предпочитая традиционный тип урока, владеют элементами эффективных педагогических технологий и внедряют в практику своей работы. Учитель Дук Т.К. умело сочетает коллективную и индивидуальную работу учащихся, использует элементы проблемного обучения; уроки продуманы, цели четко определены и носят воспитательный характер, используются межпредметные связи литературы и русского языка. С целью активизации учебной деятельности учащихся учитель использует занимательный материал. Следует отметить доброжелательность учителя, создание комфортной обстановки на уроке, владение детским коллективом, взаимопонимание с учащимися.
Посещенные уроки Калютчик Н.Ф. показывают, что учитель в единстве ставит развивающие, образовательные и воспитательные задачи, проводит повторение на уроке изученных ранее правил, стремится создать здоровьесберегающую среду, однако больше использует коллективные приемы работы с учащимися, не всегда позволяющие поддерживать внимание и активность каждого ученика на протяжении всего урока. Учителю следует разнообразить формы и методы ведения урока, предусматривать задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся, обратить внимание на организацию индивидуальной и самостоятельной работы. Кухта М.В. работает над развитием творческих способностей учащихся, на уроках применяются элементы КСО, модульной технологии. Анализ уроков Якимовой Л.В.. свидетельствует о том, что учитель умело организует индивидуальную работу учащихся, необходимую для оценки знаний, практических умений и навыков каждого обучающегося, своевременно проводит повторение на уроке изученных ранее правил, что говорит о системе работы учителя.
Учитель Волковец Е.Н. развивает коммуникативные способности учащихся на уроках, использует приёмы, обеспечивающие необходимую мотивацию на уроке, старается создавать ситуацию успеха на каждом уроке.
В ходе проверки учебной документации было проанализировано календарно-тематическое планирование учебных и факультативных занятий по предмету, согласованное с заместителем директора по учебной работе. Планирование уроков, факультативных занятий по предметам осуществляется в соответствии с установленными требованиями, программами по русскому языку и литературе выполняется во всех классах, однако следует заметить, что учителя Волковец Е. Н. и Калютчик Н.Ф. не спланировали устных и письменных работ в 6 – ых классах по русской литературе. С 01.09.2012 г. по 10.03.2013 г. не запланировано и не проведено ни одной творческой работы, что является нарушением требований программы.
Анализ записей на предметных страницах классных журналов показал, что учителя в основном выполняют требования по ведению классного журнала в соответствии с Указаниями по оформлению и ведению классного журнала и требованиями Инструктивно-методического письма Министерства образования «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2012/2013 учебном году». Однако не всегда выполняются рекомендации по оформлению журнала. Учитель Волковец Е.Н. в графе «Домашнее задание» записывает только № упражнения, тем самым не фиксирует изучение теоретического материала. Калютчик Н.Ф. в 7 классе на левой странице журнала записала один час на контрольное изложение
(19.20.2012), в то время как на правой странице записано два часа, как и предусмотрено программой.
Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку и литературе показала, что учителя в основном знают методические требования к оформлению и ведению тетрадей для контрольных работ. Количество тетрадей соответствует количеству учащихся. Проверка работ осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», работа над ошибками проводится регулярно и при необходимости оценивается. Вместе с тем в тетрадях учащихся 5 класса (учитель Дук Т.Н..) в работах над ошибками не всегда обозначаются орфограммы и пунктограммы, не приводятся примеры на допущенные ошибки. В 11 классах (учитель Якимова Л.В..) считаются однотипными пунктуационные ошибки, у отдельных учащихся объём контрольных сочинений не соответствует программным требованиям, что повлекло необъективное выставление отметок по содержанию. Наблюдается нарушение порядка оформления и ведения тетрадей в 7 классах учителем Калютчик Н.Ф.: пропускается более двух линеек между контрольной работой и работой над ошибками, пропускаются ошибки при проверке контрольных работ и работ над ошибками.
Сроки проведения обязательных контрольных работ соответствуют графику, утвержденному директором учреждения, что отражено в классном журнале и календарно-тематическом планировании.
На факультативные занятия по русскому языку и литературе отведено 9 часов в неделю, образовано 7 групп из 55 учащихся 5-11 классов(5-9 класс – 1ч.,10класс – 2ч, 11 класс – 2ч.). Учителя владеют теорией и методикой организации факультативных занятий с учётом требований программ, тематического планирования. В своей работе по организации факультативных занятий используют учебно-методические комплексы.
Для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их законных представителей учителя Якимова Л.В. (7класс – 10 человек, 10 класс -10 человек) и Добровольская Е.Н.(6 класс – 5 человек) оказывают дополнительные образовательные услуги по русскому языку.
Педагоги школы проводят мониторинг учебных достижений учащихся, каждым из них спланирована и осуществляется работа по диагностике и коррекции пробелов в знаниях учащихся.
Отмечается незначительное снижение среднего балла по предмету «Русский язык» и «Русская литература» на протяжении последних 3-х лет:
Предмет | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013,2 четв. |
Русский язык | 6,1 | 6,1 | 6.0 | 6,0 |
Русская литература | 7,3 | 7,5 | 7,4 | 7,3 |
Проверка экзаменационных работ показала, что учителя правильно осуществляют контроль и оценивание знаний и умений учащихся.
Достаточное внимание уделяется работе с высокомотивированными учащимися. Создан банк данных одаренных детей. Каждым учителем составлен план работы, который выполняется в течение учебного года. Итогом целенаправленной работы коллектива педагогов являются положительные результаты 2-го этапа республиканской олимпиады по русскому языку и литературе:
2009/2010 учебный год
Диплом 3-ей степени (учитель Аброськина Г.В.)
Похвальные отзывы 2(учитель Якимова Л.В.)
2010/2011 учебный год
Дипломы 2-ой степени (учитель Гоза Т.Г..)
Дипломы 3-ей степени (учителя Кухта М.В., Дук Т.К., Якимова Л.В, Козлова О.П.)
2011/2012 учебный год
Похвальные отзывы (учителя Волковец Е.Н., Кухта М.В., Дук Т.К., Калютчик М.Ф.)
Последние три года учителя успешно готовят учащихся к районной научно-практической конференции учащихся. Результат – похвальный отзыв (Якимова Л.В.), дипломы 3-ей степени (Добровольская Е.Н.), дипломы 2-ей степени (Гоза Т.Г.)
Учащиеся школы - активные участники творческих конкурсов, интеллектуального конкурса «Журавлик».
| Название конкурса | Количество учащихся |
| 2010 год | 2011 год | 2012 год |
| «Журавлик» | 120 | 104 | 129 |
| | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Год | Конкурс | Результат | Ф.И.О.учителя |
2010/2011 | «Театральный марафон» | Диплом | Кухта М.В. |
Районный этап эпистолярного жанра | Диплом 3 | Дук Т.К. |
2011/2012 | Конкурс чтецов | Грамота в номинации | Якимова Л..В. |
«Молодёжь и дети в годы Второй мировой войны» | Диплом 2 | Кухта М.В. |
В учреждении проводится большая внеклассная работа по предмету. На протяжении многих лет проводится предметная неделя.
Все учителя русского языка и литературы прошли курсовую подготовку согласно установленным срокам. Каждый учитель работает в течение года над темой по самообразованию. Педагоги школы активно участвуют в работе РМО учителей русского языка и литературы.
Учебными пособиями, дополнительной литературой по предмету, учебно-методическими комплексами для проведения факультативных занятий, рекомендованными Национальным институтом образования в 2010 году, учреждение обеспечено.
В учреждении имеется кабинет русского языка и литературы. В лаборантской собраны материалы для проведения контрольных работ, подготовки к экзаменам и ЦТ, олимпиадам; памятки для учащихся. Однако работу по систематизации и обновлению материалов следует активизировать.
Администрация учреждения осуществляет постоянный контроль за состоянием преподавания русского языка и литературы, ведения школьной документации в соответствии с графиком. Своевременно анализируются результаты учебных достижений учащихся, составляются аналитические материалы по разным аспектам внутреннего контроля.
Рекомендации:
1.Учителям русского языка и литературы:
1.1. Продолжить работу по систематизации материалов и укреплению учебно-методической базы кабинета русского языка и литературы.
срок - постоянно
1.2. Активизировать работу по подготовке учеников 9-11 классов к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе.
срок - постоянно
1.3. Строго следовать требованиям Инструктивно-методического письма Министерства образования «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2012/2013 учебном году» при заполнении классных журналов, при проверке контрольных работ, а также требованиям программы при составлении КТП.
срок - постоянно
2. Калютчик Н.Ф.соблюдать Указания по ведению и оформлению классного журнала.
срок - постоянно
3. Учителям Калютчик Н.Ф, Волковец Е.Н. планировать и проводить предусмотренные программой устные и письменные работы по русской литературе.
срок - постоянно
10 марта 2013 года
Директор учреждения А.А.Сергожко
Просмотр содержимого презентации
«Посещение и анализ урока как форма ВШК»
Посещение и анализ уроков как форма ВШК
Занятие в школе «Становление»
для начинающих заместителей директора по УВР
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
Сухомлинский В.А.
Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.
Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
Системность
Поиск позитивного
Принципы внутреннего
контроля
Гласность и
открытость
Контроль за
достижением
цели
Субъектность
позиции педагога
к ВШК
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:
Перспективный план-график фронтального контроля состояния преподавания предметов
Внутренний контроль на 2012/2013 учебный год
План ВШК на месяц, график посещения уроков
Циклограмма контроля на 2012/2013 учебный год
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ:
- реализация задач самообразования педагога в организации образовательного процесса;
- достижение учащимися обязательного и дополнительного уровней образования по предмету;
- диагностика учебных возможностей учащихся;
- использование педагогом воспитательных возможностей урока;
- формирование общеучебных умений и навыков у учащихся на уроках.
ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ:
- проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень учащихся и т.п.), определить ее результативность;
- оказать учителю своевременную помощь;
- изучить и обобщить его положительный опыт.
Правила проведения контроля
- Планирование контроля ;
- Приказ об организации контроля;
- Программа проверки
- Справка , информация
- Выявленные недостатки обсуждаются с тем, в отношении кого проводилась проверка
- Информация о проведенном контроле рассматривается на педагогическом совете, совещании при директоре, заместителе директора, методическом объединении.
- протокол поручений , приказ .
- Отслеживание выполнения рекомендаций, вынесенных в ходе контроля
ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ:
1.По субъекту контроля:
- б) образовательный процесс
- классно-обобщающий
- комплексно-обобщающий
- фронтальный
- тематический
- административный
- общественный
- взаимоконтроль
- самоконтроль
3.По цели контроля:
2 . По объекту контроля :
- предупредительный
- тематический
- итоговый
- а) деятельность педагогов
- персональный
- выборочный
- обзорный
- сравнительный
- фронтальный
4. По времени:
- оперативный
- текущий
- итоговый
Классно-обобщающий контроль
- Приказ о проведении классно-обобщающего контроля
- Программа классно-обобщающего контроля
- Справка по итогам классно-обобщающего контроля
- Совещание при заместителе директора или СД
- Приказ по итогам классно-обобщающего контроля
Тематический контроль
- План ВШК на месяц
- Справка по итогам тематического контроля
- Совещание при заместителе директора
- Перечень поручений по итогам совещания при заместителе директора
- Приказ
Фронтальный контроль состояния преподавания предмета
- Перспективный план-график фронтального контроля состояния преподавания предметов
- Приказ об организации и проведении фронтальной проверки состояния преподавания предмета
- Программа фронтальной проверки состояния преподавания предмета
- План-график фронтальной проверки состояния преподавания предмета
- Справка по итогам фронтальной проверки состояния преподавания предмета
- Совещание при заместителе директора или СД
- Приказ об итогах фронтальной проверки состояния преподавания предмета
Обзорный контроль
- График посещения уроков молодых специалистов
- Программа наблюдения уроков
- Собеседование с учителем по посещенным урокам
- Индивидуальные консультации
- Совещание при заместителе директора
- выборочное,
- тематическое,
- параллельное,
- целевое,
- комплексное.
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка, мониторинг.
Этапы посещения и анализа урока:
1. Подготовка к посещению урока.
2. Посещение урока, фиксация его хода.
3. Беседа с учителем:
- самоанализ урока учителем;
- анализ урока администратором.
4. Рекомендации учителю по
совершенствованию образовательного
процесса.
5. Проверка выполнения рекомендаций.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА
- Краткий
- Структурный
- Аспектный
- Дидактический
- Психологический
- Полный
- Постановка на уроке цели.
- Какими методами она решалась.
- Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации задач урока.
- Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данных задач.
- Проанализировать использование форм и методов обучения и воспитания .
- Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
- Как организована самостоятельная работа каждого учащегося и каков ее уровень.
- Достигнут ли результат по аспектной цели урока.
- Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Краткий анализ урока
Структурный анализ урока
- Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.
- Определить их последовательность и целесообразность.
- Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.
- Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.
- Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.
- Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.
Аспектный анализ урока
цель урока
структура и организация урока
содержание урока
деятельность учителя на уроке
деятельность учащихся
домашнее задание
санитарно-гигиенические условия урока
психологический аспект урока
Дидактический анализ урока
- Общие сведения об учителе и классе.
- Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.
- Цель, задачи урока, комплексность их решения.
- Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные задачи.
- Адекватность, то есть соответствие методов и средств цели и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность.
- Тип урока, рациональность избранной структуры урока, то есть соответствие ее цели, содержанию и методам обучения.
- Дидактичное взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.
- Посильность объема и сложности домашнего задания.
- Степень реализации задач урока.
Психологический анализ урока
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока.
2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе.
3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
Анализ цели урока
Анализ, структуры и организации урока
Анализ содержания урока
Анализ методики проведения урока
(деятельность учителя)
Анализ работы учащихся на уроке
Анализ домашнего задания
Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Психологический анализ урока
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Анализ цели урока
- Правильность и обоснованность цели урока.
- Формы и методы доведения цели до учащихся.
Целесообразность этих форм и методов.
- Степень достижения поставленной цели.
Анализ структуры и организации урока
- Соответствие структуры урока его цели и типу.
- Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
- Целесообразность распределения времени по этапам урока.
- Рациональность использования оборудования кабинета.
- Научная организация труда учителя и учащихся.
- Организация начала и конца урока.
- Оптимальный темп ведения урока.
- Наличие плана и степень его выполнения.
Анализ содержания урока
- Соответствие содержания урока требованиям стандарта;
- логичность изложения;
- доступность изложения;
- научность изложения;
- связь содержания урока с жизнью;
- связь содержания урока с потребностями и
- интересами учащегося;
- формирование самостоятельного мышления,
- активной учебной деятельности, познавательных
- интересов учащихся средствами самого
- материала урока.
Анализ методики проведения урока
(деятельность учителя)
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения
с учётом:
а) темы урока;
б) цели урока;
в) возможностей класса;
г) возможностей самого учителя;
д) учебно-материальной базы.
2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3. Формирование у учащихся новых понятий.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Качественное освоение нового материала.
6. Использование средств обучения.
7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.
8. Педагогическая техника учителя.
Анализ работы учащихся на уроке
- Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
- Интерес к теме или к уроку.
- Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы
Культура труда на уроке.
- Выполнение учащимися единых требований.
- Наличие навыков самоконтроля.
- Качество знаний и умений учащихся.
- Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
- Культура межличностных отношений.
- Рефлексия.
Анализ домашнего задания
1 . Методы и приемы проверки домашнего задания.
2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
3. Объем домашнего задания.
4. Характер домашнего задания.
5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
7. Методика задания на дом, инструктаж.
8. Предполагаемая отдача от заданного на дом.
Оценка санитарно-гигиенических
условий урока
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту учащегося.
Психологический аспект урока
- Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии.
- Развитие внимания.
- Развитие и тренировка памяти учащихся.
- Развитие мышления учащихся.
- Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
- Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
- Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его.
- Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
- Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом.
Общие выводы
- Оценка самоанализа урока
- Общая оценка достижения цели урока
- Аргументированная характеристика достоинств урока
- Недостатки урока
- Предложения и рекомендации
Творческих Вам успехов, коллеги!
Благодарю за внимание!