Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект "ПАМЯТНИКИ МОЕГО ГОРОДА"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 36 города Макеевки»
Познавательно-исследовательский проект
ПАМЯТНИКИ МОЕГО ГОРОДА
Автор: Бадикова И.И.
Учитель истории МОУ «ОШ № 36»
Макеевка
2018
Перед педагогами современной школы стоит ряд важных задач: формировать у учащихся высоко-нравственные качества:
- гражданственности,
- любви к своей Родине,
- бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию,
- уважения к культуре и традициям других народов России.
Мной проведена работа по разработке и
составлению проекта по нравственно – патриотическому воспитанию
у учащихся 5 - 7 классов по теме «Памятники моего города».
Актуальность:
Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
В.Караковский
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Патриотическое воспитание - многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность. Оно является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, целого ряда социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание требует учета многонационального состава ДНР и связанного с этим многообразия национально-этнических культур. Патриотизм - основа существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
— гражданско-патриотическое – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма;
— историко-краеведческое – формирование интереса к познанию исторических корней и осознание неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
— военно-патриотическое – формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите, знакомство с историческими и знаменательными датами в истории Республики, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков; — духовно-нравственное – формирование высоконравственных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории Донбасса, общение с участниками исторических событий, работа с первоисточниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
В процессе бесед с детьми, я убедилась в том, что у детей неполные
представления об памятниках Макеевки и о достопримечательностях города. Памятники несут в себе ценные сведения о прошлом. Это нужно для того, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы мы понимали о событиях исторического прошлого и могли извлечь из них уроки. Дети не задумываются о том что в городе, где они живут, много памятников и они не знают историю их возникновения.
Цель проекта:
- развитие у юных граждан ДНР патриотического самосознания;
- воспитание безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
- осмысление прошлого и настоящего Донбасса через участие в различных акциях и проектах;
- стимулирование познавательной самостоятельной деятельности в области индивидуальных содержательных интересов;
- совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы, публичного выступления и во время представления презентации
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить детей с памятниками города Макеевки, их
историей;
- формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ;
- вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живёт в сердцах жителей города.
- закреплять знание детей о гербе, о его символическом значении.
Развивающие:
- развивать любознательность, интерес и стремление к памятникам родного города.
- умение реализовать свои впечатления в художественной творческой
деятельности.
- развивать умения обобщать, делать выводы.
- развивать интерес к национальным традициям, обычаям своего
края.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её
историческое прошлое.
- воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего
народа, города Макеевки.
- прививать любовь к людям, прославивших , свой край; - приобщение учащихся к легендарному прошлому нашего края;
Вид проекта:
Познавательно – исследовательский, групповой.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители.
Срок реализации:
сентябрь 2018 - май 2019.
Работа с родителями:
- обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе
познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.
- консультации «Для чего нужно знакомить детей с памятниками»,
«Люби и знай свой край родной».
- экскурсии к памятникам города детей с родителями.
Формы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- анкетирование детей и их родителей по знанию памятных мест города Макеевки.
- подбор литературы, иллюстраций, стихотворений, рассказов, пословицы и поговорки о Родине.
2. Беседы с детьми «История возникновения города Макеевки»,
«Достопримечательность города, правила культурного поведения».
Познавательная беседа об исторических памятниках Макеевки.
3. Экскурсии к памятным местам города Макеевки.
Основной этап:
Сбор информации о памятниках (фотография, история, время открытия).
Интересные памятники Макеевки это его своеобразная визитная карточка. Дело в том, что создавались они в разные времена, а некоторые и в разные эпохи и только в наше время их немного отреставрировали, отшлифовав первозданный умысел их создателя. И если отдельная скульптура Макеевка еще может быть немного сравнена с общими направлениями эпохи, в которую она была реализована, то сами формы, которые здесь изображены, действительно уникальны. Жаль, что не все памятные места сегодня в полной мере доступны для обозрения. В отдельных случаях Макеевские скульптуры еще не дождались своего мастера, который вернет им тот вид, в котором они застыли навечно в своих местах. Причины этому разные, начиная от банальной нехватки денег и заканчивая изменением политических взглядов и настроев. Но если говорить в целом то культура по Макеевке в общих чертах не уступает тому, что вам могут показать в старинных европейских городах, а во многих случаях здесь вы сможете не только увидеть, но и узнать значительно больше. Судите сами история наших городов это сплошная борьба, в каждом случае из которых и рождался отдельный фрагмент представленным вам шедевров.
Памятник подневольным детям-донорам
Официально детский концлагерь назывался приютом для сирот «Призрение». На самом деле у детей забирали кровь для раненых солдат Вермахта. За неделю погибло более трехсот маленьких узников. Самому старшему донору было двенадцать лет, а младшему – всего шесть месяцев. В местном музее хранятся чудом уцелевшие документы. Их нашли уже после войны. В тетради – списки детей, содержавшихся в приюте "Призрение" с 1942 по 1943 год. Напротив некоторых фамилий в графе, куда переведен ребенок, - прочерки, что дает основания историкам говорить о том, что дети погибли. По словам оставшихся в живых свидетелей, кто-то сдавал кровь по нескольку раз, некоторые малыши уходили из жизни после первой же процедуры. Точное количество жертв неизвестно. Эта страница истории нуждается в глубоком изучении. Увековечены имена только 120 детей из 300. Остальные остаются неизвестными. Кстати, малолетних узников приюта "Призрение" в Украине не считают жертвами нацизма, соответственно, не платят и компенсаций.
Памятник Игорю Сергееву
Макеевка, ул. Островского
Памятник, посвященный бывшему министру обороны России маршалу Игорю Сергееву, был возведен 22 апреля 2008 года. Данный монумент является одним из самых молодых городских объектов подобного типа. Его открытие было приурочено к семидесятилетию русского маршала и сопровождалось торжественной церемонией в присутствии многочисленных делегаций из Москвы и Киева. Памятник установили в парке напротив школы № 22, в которой учился и, которую, будущий знаменитый маршал, окончил в 1955 году. Памятник представляет собой выгравированный на гранитной стеле портрет министра, а также надпись: «Макеевчанину маршалу России Сергееву Игорю Сергеевичу».
Мемориал Подвигу Шахтеров Макеевки
Макеевка, пр-т 250-летия Донбасса
Мемориал подвигу шахтеров Макеевки был возведен в 2003 году и посвящен ежедневному героизму шахтеров, которые добывая уголь, постоянно рискуют своими жизнями. Стоит отметить что аналогов подобному памятнику больше нет на Украине. Скульптором проекта является один из членов союза художников республики, Пискун В.Ф. Монумент расположен в самом центре города, рядом со зданием ДЮЦа, на пересечении проспекта 250-летия Донбасса и улицы Московской. Композиция представляет собой трехфигурную скульптуру рабочих, вылитую из чугуна. Сам постамент представляет собой многогранник, центральная часть которого выступает немного вперед. Шахтер стоящий посередине держит перед собой отбойный молоток.
Памятник первым горноспасателям Донбасса
В период с 1902 по 1917 годы при выполнении работ по спасению в шахтах Донбасса погиб 21 горноспасатель. Самая большая для горноспасателей трагедия произошла в марте 1917 года. Тогда при проведении спасательных работ в шахте №1 «Горловка» (шахта «Кочегарка») погиб весь командный состав центральной Макеевской спасательной станции во главе с её начальником Н.Н. Черницыным (всего 10 человек). 19 мая 1927 года Макеевская центральная горноспасательная станция была преобразована в Государственный научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности, который действует и поныне. В память о первых горноспасателях Донбасса, отдавших свои жизни при ликвидации аварий и спасении шахтеров, во дворе Мак НИИ установлен памятник – серая гранитная глыба с табличкой, на которой перечислены фамилии и инициалы горноспасателей, погибших с 1902 по 1917 гг
Памятник воинам интернационалистам
За ЦУМом в августе 2001 года был установлен памятник воинам интернационалистам погибшим в Афганистане 1979-1989гг.
Памятник первооткрывателю Донбасса Г. Капустину
На ул. Плеханова недалеко от ул. Ленина
Григорий Григорьевич Капустин Григорий Григорьевич Капустин имел увлечение геологией и успехи в обнаружении руд, что послужило его вызову в Берг-коллегию. Многократно участвовал в экспедициях, посвящённых поиску полезных ископаемых. С 1715 по 1723 года, участвуя в экспедициях по указанию Петра I, открыл месторождения золота, серебра и других полезных ископаемых и месторождения каменного угля в Донецком каменноугольном бассейне. Открытие Капустиным в конце 1721 года на реке Кундрючьей месторождения каменного угля дало начало работам по геологической разведке Донецкого каменноугольного бассейна. Упоминания Капустина как первооткрывателя донецкого (донбасского) угля начинается с советских времен. В Макеевке в честь Капустина назван парк и установлен памятник. Памятник Григорию Капустину Открыт в 1983 г. Скульптор Ю. Седаль
Памятник героям советсвого союза, макеевчанам. Вечный огонь. "ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ НАШЕЙ РОДИНЫ"
С восточной стороны от ул. Ленина находится площадь героев, на котором расположен памятник героям советсвого союза,
«Вечный огонь» в центральном сквере Славы Макеевчане свято чтят память воинов-освободителей. В центральной части города и в ряде поселков над братскими могилами высятся скульптурные композиции и обелиски. В скверах, парках, на площадях установлены памятные орудия, которые символизируют мощь советских вооруженных сил, сокрушивших врага. Эти памятники – подлинные символы боевой славы. Один из таких памятников - « Обелиск Славы и Вечный огонь » установлен в Сквере Славы. После освобождения Макеевки от немецко-фашистских захватчиков 6 сентября 1943 года в центре сквера, на месте Троицкого собора были захоронены советские воины, павшие в боях за город. В 1946 году на месте захоронения и был сооружен памятник.
Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС. «Боль Чернобыля, подвиг земляков сохраним в веках».
Мемориал жертвам фашистского террора.
«Жертвам фашизма» В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации (с 22 октября 1941 по 6 сентября 1943 гг.) территорию городского парка Макеевки немецко-фашистские захватчики использовали для массовых расстрелов мирного населения. 22 месяца и 13 дней длилось кошмарное «хозяйничанье» фашистов в Макеевке. После освобождения города в городском саду было обнаружено 224 расстрелянных горожан: мужчин, женщин, детей. Всего же в городе в годы оккупации от рук фашистов погибло более 30 тыс. человек. В октябре 1974 года по решению Донецкого областного Совета народных депутатов в Макеевке в городском саду был сооружен памятник « Жертвам фашизма ».
Памятник рабочим металлургического завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Родник с чистой водой Здесь 31 декабря 1917 года белогвардейскими бандитами зверски убиты 30 шахтеров из числа 118 Ясиновских коммунаров. Память о героях коммунарах будет жить вечно. Никто не забыт ничто не забыто.(Надпись на стелле)
Памятник Владимиру Грибиниченко (Макеевка)
Мастер разливочного пролета мартеновского цеха №1 комсорг смены Владимир Грибиниченко в ночь с 5 на 6 мая 1963 года спас жизнь товарищей, бросившись под струю расплавленного металла. Памятник был открыт 16 июля 1972 года. Автор – скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь.
памятник, монументбюстстроение 1972 года
Памятник павшим воинам
Памятное орудие «Пушка»Памятник воинам-освободителям г. Макеевки от немецко-фашистских захватчиков
«Славьте Макеевку»
Макеевка – жемчужина Донбасса! В самом сердце Макеевки на Советской площади открылась скульптура в виде женщины-красавицы. Названием памятника стало "Славьте Макеевку» Выполнена статуя из полимербетона и декорирована под бронзу. Она не только символизирует Макеевку как "женский" город, но и полна более глубокого смысла. Фигура стоит на большом куске угля, объясняя этим, что на угольной индустрии держится все. Над головой она держит венок из четырех звезд, каждая из которых также является символом приоритетных для Макеевки направлений: угольной и металлургической индустрии, богатства природы и духовных традиций. Право открыть памятник вместе с мэром выпало почетному гражданину города, председателю городской организации ветеранов Евгению Татаринову. Работу выполнил донецкий скульптур Николай Загребной. «Славьте Макеевку» .
Памятник воинам Великой Отечественной войны
Братская могила семи неизвестных воинов.
На окраине г.Макеевки в лесопосадке у грунтовой дороги, разделяющей поля расположена братская могила семи неизвестных воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В Макеевке откроют памятник жителям города, погибшим от обстрелов
8 сентября по ул.Кирова Советского района Макеевки состоится торжественное открытие памятника макеевчанам, погибшим от обстрелов.
На мероприятии будут присутствовать представители городской администрации, руководства ДНР, родственники погибших жителей Советского района Макеевки.
Дидактические игры: «Узнай по картинке» /использование карты схемы/,
«Домино» на составление изображения памятника, обелиска, скульптуры.
«Узнай по описанию», «Где находится памятник».
Художественная литература: «Макеевка история грорда» Н.Хапланов.
Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников
Экскурсия: к памятным местам города Макеевки.
Заключительный этап ( ожидаемый) :
-дети имеют представление об исторических памятниках города
Макеевки, знают, что охраняет памятники государство.
- знают историю возникновения исторических памятников.
- игра – викторина «Я знаю свой край».
- работа с родителями: Сбор материала об исторических памятниках
города /совместно с детьми/.
- оформление альбома «Исторические памятники».
- совместное работа детей и родителей.
- организация выставки детских рисунков/ фотографий по данной теме.
- повышение уровня социализации учащихся 5-7 классов.