Начнем мы именно с народного искусства, потому что в нем как бы отразились все этапы истории искусства предметного мира. Это сложное и многослойное искусство. И если сегодня его образцы во многих странах изготовляются на фабриках и комбинатах местной промышленности как сувениры, то когда-то это были самые необходимые и нужные в быту вещи — кринки, рубахи, скамьи, инструменты. Люди старались их делать наиболее удобными по понятиям своего времени и в них выражали свои художественные вкусы и стремление к красоте. Какой, например, удобной формы горшок для приготовления еды в печи. Донышко небольшое, но устойчивое. Выпуклые бока словно повторяют форму языков пламени. Огонь охватывает горшок со всех сторон, и пища проваривается в нем наилучшим образом. В то же время горшок приспособлен и для того, чтобы его вынимать из печи ухватом. Превосходным образцом такого же древнего народного дизайна являются и греческие керамические вазы. Они были нескольких типов, причем каждый имел свои функции, свое назначение: амфора служила для хранения вина в земле, гидрия — чтобы носить на плече воду, лекиф — для хранения масла, килик — чтобы из него пить и т. д. На эти полезные, удобные вещи стали накладывать орнамент, рисунки, цветные покосы. И таким образом: из предметов, просто необходимых в быту, они превращались в произведения народного искусства, а одновременно и прикладного искусства (см. ст. «Прикладное искусство»). Мы до сего дня восхищаемся одухотворенной красотой расписной керамики, любовно отделанным донцем прялок, ткаными и вышитыми женскими платьями, деревянной посудой с красно-золотой росписью, центром производства которой в XVIII — XIX вв. стало село Хохлома Горьковской области. Все это произведения народных умельцев, талантливых са мобытных мастеров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народное искусство »
Народное искусство Сквозь века
Южно-Уральский эксклюзив
Народное искусство — это система традиций, которые передаются из поколения в поколение.
На протяжение многих лет много внимания уделялось прежде всего изучению декоративно-прикладного искусства Урала- искусства, связанного с промышленностью, заводским и фабричным производством.
Искусство пронизывало всю жизнь селянина, живущего в природной среде. Народное искусство сохраняло во времени своеобразие культурного пространства территории через взаимоотношения эпоса и природной среды, которые формировали устойчивые художественные традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Художественная обработка растительных материалов
Искусство использования природных материалов в быту актуально и сегодня. В доме появляются не только полезные и нужные предметы материальной культуры, но и создается гармоничное пространство привлекающее традиционными лаконичными формами и глубоким пониманием декоративной природы материала.
Керамика на Южном Урале
Гончарное производство на протяжении многих веков развивалось вместе с цивилизацией. Меняя смысл своего назначения, раскрывая новые возможности материала, керамика продолжает оставаться частью культуры. Пример мастеров дает понять, что ремесло керамистов- это живой процесс познания природы, истории, культуры, поиска новых возможностей выражения своего понимания и отношения к окружающему миру.
Ручное ткачество
Таким образом можно проследить, что ткачество переживает новое возрождение, и популярность его растет все больше и больше. Ряды ткачих пополняются, и радостно видеть, что растет не только авторское направление в ткачестве, но и не забываются традиции.
Традиционные и современные технологии ручного вязания
По-прежнему умение создать из петельного ряда целую вещь передается из рук в руки, от мастера к ученику. В настоящие время не существует буквальной необходимости во владении навыками вязания. Есть необходимость другого свойства. Как и многие д традиционные рукодельные занятия, вязание дает возможность пространственного воображение, развивает вкус в выборе цветовых решений, требует точности и сосредоточенности, дает радостное ощущение создания цельного полезного произведения.
Кружевоплетение
В наш век глобальной компьютеризации и роста высоких технологий интерес к трудоемкому ручному коклюшечному кружевоплетению угасает, но есть надежда на энтузиастов кружевного дела, которые переосмыслят традиционные приемы и с помощью сочетания творческого и исполнительского мастерства найдут новые возможности для его художественного развития.
Валяние и кошмоделание
Постепенно к концу XX века фабричные ковры и современная обувь вытесняют ручные войлоки. Напряженная и трудоемкая работа при производстве войлока не привлекает молодежь. Однако в последнее время к этому материалу обратились художники, он дает почву для экспериментальных поисков и оригинальных художественных решений.
Ручная вышивка челябинских башкир
В условиях города, где велико давление массовой культуры с ее стандартами декоративными формами, национальная вышивка у башкир сохраняется фрагментарно. Используются отдельные техники и некоторые орнаментальные мотивы, в основном в учебных работах студентов, а также детей, обучающихся в кружках башкирской вышивки.
Народная одежда русского населения Южного Урала
Одежда- важная часть бытовой культуры, которая отражает не только экономическое положение, социальный статус и психологические особенности владельца, но и этническое окружение и природную среду обитания группы населения.
Декор башкирского костюма
Башкирский костюм- сложное культурно е явление, вы котором отражены и этническое чувство народа, и древние религиозные представления , и этническая история башкир.
В настоящие время лоскутное движение активно развивается. С каждым годом мастериц лоскутного шитья становится больше, они объединяются в клубы, участвуют в выставках различного ранга- от областных до всероссийских.