kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник мастер-классов по изготовлению куклы оберега, направленных на приобщение обучающих 1 класса к народному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, воспитание и приумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в 21 веке  актуальны. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции изготовления тряпичной куклы.

С давних времён тряпичная кукла была частью богатой традициями славянской культуры. Изготовление обереговых, игровых кукол и правильное обращение с ними имело большое значение для каждой семьи. Всё, что сегодня мы воспринимаем как украшение – орнаменты на одежде, посуде, предметах быта, – в культуре наших предков заключало в себе глубокий смысл, было призвано защищать и наделять силой тех, кто пользуется этими предметами, и здесь кукла играла особую роль.

 

Сегодня многие люди снова обращаются к накопленному столетиями опыту предков в поисках равновесия, красоты, гармоничных отношений. И на этом пути обереговые куклы могут стать нам добрыми помощниками.

 

Обереговые куклы – мощный инструмент для поддержания связей с семьёй, призванный хранить от бед и создавать человеку правильный настрой, помогать в делах. У каждой куклы была своя функция и задача. Куклы-обереги мать дарила дочери, чтобы та счастливо вышла замуж, давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу – в дорогу на удачу.

.Игровые Куклы - Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1 года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Материалом для изготовления кукол становились кусочки одежды человека, для которого предназначалась кукла – считалось, что они сохраняют в себе его энергию и тепло. Есть и ещё одна причина – производство ткани было трудоёмким процессом, сама по себе ткань имела большую ценность, поэтому на создание кукол шёл уже отслуживший свой срок материал. Ткань для изготовления куклы было принято рвать, а не разрезать ножницами – это дань традиции, как и использование в работе только натуральных материалов.

 

Разработанные мастер-классы выстроены логически и предполагают приобщение детей к этнокультурным традициям русского народа, через изготовление традиционной лоскутной куклы, а так же развитие практических навыков работы с текстильными материалами.

Выбор предлагаемых кукол обусловлен тем, что они просты в изготовлении, выполняются за одно занятие, а это способствует совершенствованию у детей навыков художественного завершения работы и поддержанию интереса к ней. Дети проявляют свою фантазию и творческие способности при оформлении куклы, выбора расцветок ткани. Все это раскрывает у детей художественные способности, помогает развитию творческого потенциала, развивает фантазию.

В работе по изготовлению кукол с детьми на мастер-классах, не потребуется каких-либо сложных инструментов и приемов, они выполняются без шитья.

Цель предлагаемого сборника мастер-классов сводится к приобщению младших школьников к этнокультурным традициям русского народа, через изготовление кукол.

Ожидаемые результаты мастер-классов:

  • У детей возникает интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
  • Они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
  • Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;
  • Смогут самостоятельно изготавливать изученные на мастер-классах некоторые виды кукол;
  • Научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;
  • Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник мастер-классов по изготовлению куклы оберега, направленных на приобщение обучающих 1 класса к народному искусству»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»







Сборник мастер-классов по изготовлению

куклы оберега, направленных на приобщение обучающих 1 класса к народному искусству

Исполнитель: Байнова.А.А, студентка 4 И группы Руководитель: Болотова Е. Ю., преподаватель



Камышлов, 2023


Сборник мастер-классов по изготовлению куклы оберега на правленые на общение обучающих 1 класса к народному искусству /Байнова.А.А., – Камышлов: ГПОУ СПО «Камышловский педагогический колледж»/, 2023












Данный сборник может представить интерес педагогам трудового обучения, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей, родителям. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить традиционную обережную народную куклу, но и обучить этому детей.










©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022






ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………………………….4

«Игровая Кукла»……………………………………………………………......…..7

Мастер-класс изготовление куклы Зайчик на пальчик;……………………….…..7

Мастер-класс изготовление куклы Вепсская кукла;…………………………......14

Мастер-класс изготовление куклы Кукла-столбушка;…………………...………22

Мастер-класс изготовление куклы «Кукла-скрутка;;……………………...……..31

«Обереговые куклы»;……………………………………………………….……37

Мастер-класс изготовление куклы «Ангел на палочке…………………………..37

Мастер-класс изготовление куклы «Колокольчик»……………………………...43

Мастер-класс изготовление куклы « Кукла-кувадка»;…………………….…......51

Мастер-класс изготовление куклы «День и ночь»;;…………………….……..…67

Мастер-класс изготовление куклы «Мартинички»;…………………...……...…..73

Мастер-класс изготовление куклы Кубышка-травница;……………….…….….78

Мастер-класс изготовление куклы Метлушка;……………………………………88

Список литературы………………………………………………………………..100








Пояснительная записка

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, воспитание и приумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в 21 веке актуальны. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции изготовления тряпичной куклы.

С давних времён тряпичная кукла была частью богатой традициями славянской культуры. Изготовление обереговых, игровых кукол и правильное обращение с ними имело большое значение для каждой семьи. Всё, что сегодня мы воспринимаем как украшение – орнаменты на одежде, посуде, предметах быта, – в культуре наших предков заключало в себе глубокий смысл, было призвано защищать и наделять силой тех, кто пользуется этими предметами, и здесь кукла играла особую роль.

Сегодня многие люди снова обращаются к накопленному столетиями опыту предков в поисках равновесия, красоты, гармоничных отношений. И на этом пути обереговые куклы могут стать нам добрыми помощниками.

Обереговые куклы – мощный инструмент для поддержания связей с семьёй, призванный хранить от бед и создавать человеку правильный настрой, помогать в делах. У каждой куклы была своя функция и задача. Куклы-обереги мать дарила дочери, чтобы та счастливо вышла замуж, давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу – в дорогу на удачу.

.Игровые Куклы - Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1 года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Материалом для изготовления кукол становились кусочки одежды человека, для которого предназначалась кукла – считалось, что они сохраняют в себе его энергию и тепло. Есть и ещё одна причина – производство ткани было трудоёмким процессом, сама по себе ткань имела большую ценность, поэтому на создание кукол шёл уже отслуживший свой срок материал. Ткань для изготовления куклы было принято рвать, а не разрезать ножницами – это дань традиции, как и использование в работе только натуральных материалов.

Разработанные мастер-классы выстроены логически и предполагают приобщение детей к этнокультурным традициям русского народа, через изготовление традиционной лоскутной куклы, а так же развитие практических навыков работы с текстильными материалами.

Выбор предлагаемых кукол обусловлен тем, что они просты в изготовлении, выполняются за одно занятие, а это способствует совершенствованию у детей навыков художественного завершения работы и поддержанию интереса к ней. Дети проявляют свою фантазию и творческие способности при оформлении куклы, выбора расцветок ткани. Все это раскрывает у детей художественные способности, помогает развитию творческого потенциала, развивает фантазию.

В работе по изготовлению кукол с детьми на мастер-классах, не потребуется каких-либо сложных инструментов и приемов, они выполняются без шитья.

Цель предлагаемого сборника мастер-классов сводится к приобщению младших школьников к этнокультурным традициям русского народа, через изготовление кукол.

Ожидаемые результаты мастер-классов:

  • У детей возникает интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

  • Они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

  • Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;

  • Смогут самостоятельно изготавливать изученные на мастер-классах некоторые виды кукол;

  • Научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

  • Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культу

































«Игровая Кукла»


МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Кукла зайчик на пальчик»

ТЕМА: «Кукла зайчик на пальчик»

ЦЕЛЬ: Приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик»;

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомлять с технологией изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик»;

  2. Формировать знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

  3. Прививать интерес и любовь к русским традициям;

МАТЕРИАЛЫ:

Технологическая карта изготовления куклы, прямоугольные лоскутки ткани), нитки, ножницы.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Начальный этап

Организовать учащихся к началу мастер-класса

словесные, наглядные

Добрый день, меня зовут Анастасия Александровна. Я ваш преподаватель по сегодняшнему мастер-классу. Этот мастер-класс мы запланируем так. Я хочу вас познакомить с народной куклой и сделать одну из этих кукол.

-

Контроль учителя

Организационный момент

Организовать учащихся к тому, чтобы ознакомить с новой темой

словесные, наглядные

Для начала, скажите, вы знаете, что такое народная кукла?



«Дети отвечает свои предположения»



Ваши ответы практически верны. Сегодня я вам хочу рассказать больше о кукле.

.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска


Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.



Куклы были нескольких видов.

  1. Обрядовые

  2. Обереговые

  3. Игровые.

Обрядовая - Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.



Обереговая - Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился.



Игровая - Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток от 1 года.



Отличие у всех этих кукол разная, но каждая кукла по-своему особенная.



Куклы изготовлялись с помощью ткани.

Предлагаю сделать одну такую куклу



«Зайчика-на-пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы, и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая часть

Подготовить учащихся к проведению мастер-классу.

практические

1. Ткань сложите пополам. Так чтобы лицевая сторона была снаружи.

2. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь.

3. Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи уши. Их уже можно расправить.

4. Формируем голову зайца, наполнив её синтепоном. Перетягиваем нитью в месте шейки.

5. Незадействованную ткань ниже шеи распрямляем и начинаем скручивать, до середины.

6. Заворачиваем ткань. Сжимаем ее в месте пояса и закручиваем нитью, потом крест- на-крест по груди.

7. Делаем фартук из тесьмы и вставляем его под нити на поясе.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Что такое народная кукла?

-Какие виды кукол на данный момент вам известны?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своим близким?

-Почему куклы делали безликими?

-C, какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя














Иллюстративный материал



МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Вепсская»

ТЕМА: «Вепсская»

ЦЕЛЬ: Приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик»;

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомлять с технологией изготовления игровой куклы «Вепсская»;

  2. Формировать знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

  3. Прививать интерес и любовь к русским традициям;

МАТЕРИАЛЫ:

• лоскут белой х\б ткани 20х20 см

• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см

• лоскут ткани для косынки

• лоскут ткани для фартука

• синтепон

• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)


ХОД МАСТЕР-КЛАССА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Начальный этап

Организовать учащихся к началу мастер-класса

словесные, наглядные

Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.

-

Контроль учителя

Организационный момент

Организовать учащихся к тому, чтобы ознакомить с новой темой

словесные, наглядные

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «Народная кукла». Сегодня мы продолжим изучать новую тему и сделаем с вами новую куклу.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Актуализация

Через ответы на вопросы, вспомнить результаты прошлых занятий

словесные, наглядные

Давайте для начала вспомним, что такое «Народная Кукла»?



*Ответы детей*



Верно



Какие виды народных кукол существует?



*Ответы детей*



Верно



«Из какой ткани делают куклы?»



Верно




Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной куклой.



Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.



Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы.

Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".



Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.



Способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практический этап

Организовать учащихся к практическому занятию

практические

Изготовление головы куклы. В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.



Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.



Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.

Соединить детали груди с куклой,также примотав нитью.

Готовим заднюю часть сарафана.

Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.

Опускаем юбку вниз, вот что получилось.

Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.

Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.

Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.





Вот такая красота получилась!

его под нити на поясе.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Материалы

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Вепсская» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Вепсская»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя



































Иллюстративный материал







МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Покосница»

ТЕМА: «Покосница»

ЦЕЛЬ: Приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления игровой куклы «Покосница»;

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомлять с технологией изготовления игровой куклы «Покосница»;

  2. Формировать знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

  3. Прививать интерес и любовь к русским традициям;

МАТЕРИАЛЫ:

 прямоугольник белой ткани 20 х 24 – 1 шт.

 кусочек туго свёрнутой ваты – 1 шт.

 нитки красные

 лоскут цветной ткани для юбки

 небольшой отрезок кружева шириной 1 см

 иголка/ нитка белая

 ножницы

 лоскут яркой однотонной ткани для фартука

 тесьма

 треугольный однотонный лоскут для платка

ХОД МАСТЕР-КЛАССА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Начальный этап

Организовать учащихся к началу мастер-класса

Словесный

Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Организационный момент

Организовать учащихся к тому, чтобы ознакомить с новой темой

Словесный

На прошлом занятий мы с вами делали куклу «Веппскую». В работе мы делали более осложненную версию игровой куклы. Сегодня мы поговорим о новую куклу, и предлагаю сделать её на этом мастер-классе.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Актуализация

Через ответы на вопросы, вспомнить результаты прошлых занятий

Словесный

Давайте повторим изученное на прошлом мастер-классе.

На прошлом уроке мы познакомились с куклой «Веппскую», давайте вы ответите на несколько вопросов.



  1. Что представляет кукла Веппская?

  2. Какие свойства имеет данная кукла?

  3. Какая версия кукла была

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

Кукла Покосница – уникальная

тряпичная кукла. Она может быть и

обереговой, и обрядовой и просто

игровой. На покос наши предки

одевали праздничные одежды,

поэтому и куколку нужно сделать

красивую, яркую, лучше в бело-

красных тонах.

У этой куклы специально выделены

руки — на них навязаны обережные

кресты. Во время покоса важно

уберечь руки от ран. И как обереговая кукла, она защищает руки своего

хозяина. Такая кукла подойдет для рукодельниц и для людей, кто работает

руками.

Куклу Покосницу клали в первый стог сена.



А дети играли такой куклой, пока их матери работали на сенокосе..

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая часть

Подготовить учащихся к проведению мастер-классу.

практические

Для основы куклы возьмите квадрат белой ткани. Если вы хотите сделать

Покосницу , так чтобы была видна основа снизу платья, то возьмите

прямоугольник, например 20х24.

В центр квадрата (прямоугольника) положите кусочек туго свернутой ваты.

Сформируйте голову куклы, стараясь, чтобы лицо Покосницы было ровным.

Нитки от завязывания головы не обрезайте. На следующей операции мы

будем фиксировать этими нитками руки куклы.



Делаем руки кукле Покосницы. Для

этого подогните край квадрата, затем

согните стороны к центру углом, и

еще раз согните стороны к центру.



Чтобы рука Покосницы не разворачивалась, возьмите одну из ниток от

завязывания головы и проведите ее под ручкой куклы.



Так же сделайте вторую руку Покосницы.



Нитки перевяжите крестом по груди и завяжите их.

У куклы специально выделены руки. На этом этапе мы сделаем обмотку рук.

Для этого завяжите длинную нить на конце руки куклы.



Сделайте несколько крестов, обвивая нитки вокруг руки, поднимаясь от

ладоней куклы к голове.

Закрепите нить (свяжите две нитки вместе) под второй рукой.



Так же оформите вторую руку куклы.

Делаем юбку куклы Покосницы. Возьмите прямоугольник ткани, снизу

(если хотите) пришейте кружева.



Согните прямоугольник пополам в трубу и сшейте край швом вперед

иголкой.

Можно юбку одеть выворотным способом, а можно как у меня подогнуть

край трубы сверху и обмотать ниткой на талии куклы.



Сверху одеваем фартук кукле

Покосницы выворотным способом.



На краях пояска можно завязать кисточки.

На голове куклы делаем имитацию повойника из кусочка материала (или

тесьмы).



Края тесьмы сшиваем сзади несколькими стежками.

Сверху одеваем платок.



Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.



Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла

свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Покосницы» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Покосницы»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя



Иллюстративный материал







МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Столбушка»

ТЕМА: «Столбушка»

ЦЕЛЬ: Приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления игровой куклы «Столбушка»;

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомлять с технологией изготовления игровой куклы «Столбушка»;

  2. Формировать знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

  3. Прививать интерес и любовь к русским традициям;

МАТЕРИАЛЫ:








ХОД МАСТЕР-КЛАССА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Начальный этап

Организовать учащихся к началу мастер-класса

Словесный

Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Организационный момент

Организовать учащихся к тому, чтобы ознакомить с новой темой

Словесный

На прошлом уроке мы с вами обсуждали, а так же мы с вами делали «Покосница». Сегодня будет наш последний мастер-класс по теме игровая кукла, следующая тема мастер класса будет обереговые куклы.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

Кукла Столбушка является неотъемлемым атрибутом, относящимся к традициям и приметам славянской культуры. Её использовали в качестве оберега дома и его жителей. Она является одной из самых простых народных тряпичных кукол.



«Показывает педагогический пример»



Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая часть

Подготовить учащихся к проведению мастер-классу.

практические

1. Для основы берем ткань и плотно ее сворачиваем, чтобы получился плотный столбик. Низ ткани можно подвернуть внутрь, тогда низ куклы получится толще и кукла закрутка будет устойчивее. Высота столбика будет определять высоту тряпичной куклы. У нас высота столбика основы





2. Ниточками (можно взять красное мулине или нитки «ирис») перевязываем столбик посередине и на шее куклы закрутки.



3. При необходимости, чтобы голова куклы закрутки получилась более круглая, обматываем голову кусочком синтепона или ветошью.



Делаем голову и рубашку тряпичной кукле столбушке. Квадратный кусочек белой ткани, одеваем на голову кукле и перевязываем ниткой под шеей. Постарайтесь сразу сделать лицо кукле без складок.



4. Противоположные два конца ткани – это руки куклы. Подворачиваем уголки ткани внутрь, загибаем края и отступив от края около 1 см завязываем ниткой.



5. Делаем юбку для народной куклы столбушки. Кусочек ткани выворотным способом подвязываем к туловищу куклы.



6. Сверху юбки тоже выворотным способом повязываем фартук.



7. На голову одеваем повязку и платок (прямоугольный треугольник с катетом)



Народная тряпичная кукла Столбушка готова.свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Столбушка» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Столбушка»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя











Иллюстративный материал











«Обереговые куклы»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Ангел на палочке»

ТЕМА: «Ангел на палочке»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «Ангел на палочке»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Ангел на палочке;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;

МАТЕРИАЛЫ:

Необходимый материал:

кусочек ваты;

лоскуток льняной ткани для туловища 17 см на 8 см ;

для крыльев лоскуток 8 на 8 см;

нитки и ножницы

Палочка

Для платочка необходим лоскуток треугольной формы со сторонами 8 см, и 17 см



ХОД МАСТЕР-КЛАССА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент

Организовать учащихся к началу мастер-класса

Словесный

Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

На прошлом мастер-классе мы с вами познакомились с понятием народная кукла и мы с вами сделали нескольких игровых кукол. Сегодня мы с вами сделаем куклу которая носит понятие «обереговая»



Как вы все знаете куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.



Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.



Сегодня мы проведем мастер класс по обереговой кукле



Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился.



Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное).

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая часть

Подготовить учащихся к проведению мастер-классу.

практические

Для изготовления Рождественского Ангела необходимо взять квадрат белой ткани, квадрат белой ткани , прямоугольник белой ткани

Для изготовления головы и тела ангела возьмите квадрат ткани 20x20 см и сложите его по диагонали. Для объёма головы приготовьте небольшой кусочек синтепона.

Положите синтепон в середину сложенного квадрата и сформируйте шарик, обмотав ниткой.

Формируем ручки: край - уголок подгибаем внутрь и перевязываем нитью.

Обозначим талию, перемотав ниткой.



Делаем для Ангела юбочку. Возьмите прямоугольник белой ткани и аккуратно сложите складочками во круг талии и перевяжите нитью.



Делаем крылья.



Для этого возьмите квадрат белой ткани (края можно немного обмахрить) и сложите его по диагонали. Соберите крылья по середине нитью, но её не обрезайте.

Примотайте крылья к телу Ангела, перекрещивая нить на груди.

Украсим голову Ангела синельной золотой проволокой или ленточкой. На талии завяжем две атласные ленточки. Можно украсить Ангела по своему желанию.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Ангел» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Ангел»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя














МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Колокольчик»

ТЕМА: «Колокольчик»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «Колокольчик»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Колокольчик;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;

Материал:

1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга,

диаметрами, например, 25, 20, и 15 см.

2. Квадрат со стороной примерно 15 см белой ткани для лица.

3. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

4. Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.

5. Нитки для обвязывания.

6. Вата, ветошь или синтепон для головки.

7. Колокольчик.



Мастер-класс


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент

Организовать учащихся к началу мастер-класса

Словесный

Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы.



Женщины делали их для самих себя или для всей семьи, заряжая с помощью заговоров. Одной из кукол, с помощью которых славяне защищались от зла и всяческих напастей была кукла Колокольчик. Эта веселая мотанка приносила в дом счастье и радость..

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая часть

Подготовить учащихся к проведению мастер-классу.

практические

1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга,

диаметрами, например, 25, 20, и 15 см.

2. Квадрат со стороной примерно 15 см белой ткани для лица.

3. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

4. Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.

5. Нитки для обвязывания.

6. Вата, ветошь или синтепон для головки.

7. Колокольчик.





1. Комочек синтепона скатываем и привязываем к колокольчику

не очень плотно, чтобы оставался зазор около 0, 5 мм

Покрываем шарик синтепона с колокольчиком самым большим кругом

и перевязываем ниткой.









2. Круги, меньшего размера, складываем вместе. Также ровненько надеваем на головку и обвязываем.









3. У белого квадрата складываем углы по диагонали к центру.

Свободные углы это будущие ручки





4. Надеваем белый лоскут на голову, распределяя складки на лице так,

чтоб был ровный лик. Привязываем красной нитью так, чтобы

белая ткань была прихвачена везде.









5. Формируем ручки, делаем рукавчики с манжетами.

Будьте внимательны, когда делаете вторую руку,

она должна быть по длине такая же как и первая.









6. Привязываем тесьму к шее сзади.









7. Надеваем косынку и завязываем ее сзади





8. Кукла готова.









Всем добрых вестей и хорошего настроения!!!

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Колокольчик» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Колокольчик»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя


МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Кувадка»

ТЕМА: «Кувадка»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «Кувадка»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Кувадка;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;

Материал:













Мастер-класс


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент

Организовать учащихся к началу мастер-класса

Словесный

Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Этап изучения новых знаний

Организовать учащихся к новым знаниям

словесные, наглядные

Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы.



Женщины делали их для самих себя или для всей семьи, заряжая с помощью заговоров. Одной из кукол, с помощью которых славяне защищались от зла и всяческих напастей была кукла Колокольчик. Эта веселая мотанка приносила в дом счастье и радость..

Кувадка (куватка) – куколка для магического обряда «кувады». Обряд производился мужчиной, который обязательно присутствовал на родах жены и отгонял нечистую силу. Считалось, что в эти куклы вселялись злые духи, которых выгонял мужчина. После родов кукол сжигали. Спустя годы обряд забыли, а куклу стали вешать над колыбелью младенца после крещения, чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становятся любимой игрушкой. При этом над кроваткой младенца подвешивали нечётное количество кукол, обычно 3-5.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая часть

Подготовить учащихся к проведению мастер-классу.

практические

Для начала подготовим кусочки ткани нужного размера. Для изготовления традиционной куклы не использовали ножницы, поэтому мы отрываем ткань.





Для работы нам нужны два кусочка ткани. Один прямоугольник размером с ладонь, а другой квадрат со стороной равной длине указательного пальца.









Начнём с изготовления рук. Для этого возьмём квадратную заготовку, загнём противоположные стороны и свернём в трубочку так, чтобы края были спрятаны внутрь.









Затем определим положение ладошек и перевяжем нитью. При этом наши предки считали число 3 магическим, поэтому при изготовлении кукол обматывали три витка, и делали три узелка.





Приступаем к изготовлению туловища. Возьмите второй кусок ткани и сверните его внутрь по длинным сторонам





Сложите эту заготовку пополам.





Отступив небольшое расстояние сформируйте голову. Перевязав это место белой или красной нитью. После перевязки нить не обрывайте. Хочется обратить внимание, что цвет ниток выбран не случайно. Красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый - чистоту, порядок.





Под это место подложите уже готовые руки, и с помощью нити определите место пояса, обмотав куклу крест - накрест на груди. Крест знак жизни и плодородия. Не забываем о троекратном обматывании и тройном узле.





Можно привязать к голове нить для того чтобы можно было подвесить куклу.





- Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя.

А сейчас мы с вами сделаем тульский вариант Кувадки.

1.Положите перед собой большой лоскуток ткани. Скрутите лоскуток к середине по длинным сторонам.





2. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетяните лоскут несколькими витками нитки. Отрежьте нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тройным узлом.





3.Возьмите маленький лоскуток ткани. Сформируйте из него руки знакомым для нас уже способом.





4 Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест - накрест три раза. Завяжите тройной узелок.





5. Закрепите нить на голове куклы. Кувадка готова.





6. Такая куколка-девочка может легко превратиться в мальчика, если на концах скрутки сделать обмотку яркой ниткой – это ноги куклы-мальчика.





Ну вот теперь эту куклу вы сможете подарить своим близким , чтобы она их берегла от разных бед.

Но я вам обещала показать три варианта Кувадки.



Приступаем к изготовлению куклы, которая родилась на Вятке.

1. Вятская кувадка немного отличается от предыдущих, она похожа на птицу или на Душу, которая приходит в мир.

2. Делается она из двух лоскутков яркой материи одного цвета. Один лоскут - квадратный, размером примерно с мягкую часть ладони. Второй - прямоугольный, в полтора таких квадрата.





3. Квадратный лоскуток складываем пополам по диагонали и сворачиваем-складываем, начиная с уголка к месту сгиба. Получается такая тесёмочка шириной в палец.









4. Получившуюся тесёмку лучше не класть, а держать в руке между большим пальцем и ладонью. Это будет голова куколки и её ручки–крылышки. Концы перекрещиваем: получается петля и торчащие кончики по бокам - ручки.





5. Второй лоскуток (прямоугольный) собираем складочками вдоль длинной стороны. Это будет тельце - юбочка куколки.

Собранный складочками прямоугольник просовываем в петельку, как бы навешиваем на ручки, лицевой стороной ткани к себе.





6. Ниткой (традиционно красного цвета) закрепляем ручки крест-накрест и несколькими витками юбочку под ручками (по талии). Концы ниток завязываем на три узелка.





7. Прикрепляем нить к голове. Расправляем юбочку – куколка готова.





8. Вот такой хоровод у нас получился!

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог

Подвести итоги мастер-класса.

словесные, наглядные


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя














Иллюстративный материал



МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«День-Ночь»

ТЕМА: «День-Ночь»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «День-Ночь»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы День-Ночь;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;

Материал:

Для работы нам понадобятся:

- добрые мысли и пожелания;

- ткань (белая);

- тюль (белого цвета);

- ткань (темно синяя);

- тюль (черного цвета);

- синтепон;

- хлопчатобумажная нить (белая, черная и красная);

- разноцветные нити мулине (или любая цветная тонкая пряжа);





Мастер-класс


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент



Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Актуализация



Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы.



Народная кукла День - Ночь - это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире.



Ее делали под Новый год.



Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой.



Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы / 2 стороны куколки. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.



Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая работа



1Приступаем к сотворению куклы «День»!

Кладем на стол два квадрата из ткани. В руках сминаем в шарик синтепон и кладем его в центр юбки. Отрываем немного нити (белой х/б).



Собираем вокруг синтепонового шарика ткань. Формируем голову нашей куклы. Переворачиваем ее. И перевязываем нитью.



Я решила сделать руки у куклы только из белого тюля. Отрезаем немного красной нити – она нам понадобится для завязывания ткани на запястье у куклы.



Угол присгибаем, как показано на рисунке.



Затем делаем оригами.



Крепко держим получившуюся руку.

Завязываем на запястье красной нитью. Если кому-то не совсем понятно как сделать руку кукле



Также делаем другую руку.



Отрезаем немного белой нити. Аккуратно присборяем ткань на талии куклы.



Подпоясываем куколку. Плетем из мулине две косички. Одну по длиннее – это для пояса, вторую по короче – это для очелья.



Навязываем куколке очелье. И повязываем ей красивый пояс.

Очелье – это берег – защита от дурных мыслей.



Аналогично делаем куколку «Ночь».



Вот какие красавицы получились.







Переворачиваем кукол. Плетем из двух нитей шнур.



С помощью х/б нитей закрепляем его на шеях кукол (на белой кукле закрепляем белой нитью, на темной - черной нитью).



Всем добрых вестей и хорошего настроения!!!

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог



ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «День-Ночь» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «День-Ночь»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя





МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Мартиничка»

ТЕМА: «Мартиничка»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «Мартиничка»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Мартиничка;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;


Материал:



Мастер-класс


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент



Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Актуализация



Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы.



На Руси весну всегда встречали традиционным славянским обрядом “заклинания весны” и вместе с этим изготавливали из ниток куклы-Мартиинички. Праздник Масленица приходит на начало марта, поэтому куклы и получили такое название. Мартинички подвешивали на ветки деревьев и таким образом заклинали весну.



Помимо этого куклы-обереги принято дарить в первый день весны с пожеланием благополучия, здоровья, добра и счастья своим близким людям. Молодые пары дарили их друг другу, признаваясь в любви. Куклы могли носить на запястье, прикалывать на одежду или вплетать в волосы.



Также эти куклы имели и другое значение. Когда в семье рождался ребенок, то пара свадебных куколок немного раздвигалась, чтобы дать место новой маленькой кукле на родительском плече.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая работа



Для мартиничек нам понадобится витой шнурок. Для него отмеряем две нити – красную и белую – одинаковой длины. Складываем эти две нити вместе и закручиваем.





Берём шаблон картона и начинаем наматывать на картон нитку. Делаем 45 витков для туловища и 25 витков для ручек.





Под верхний край пропускаем шнурок и крепко завязываем. Нижний край разрезаем. это туловище куклы.





Берем немного ваты и подкладываем под голову.





Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз и обвязываем ниткой.





Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки.





Завязываем по талии и оформляем ручки.





Делим юбочку пополам и завязываем ножки. Затем ручки и ножки подрезаем. выравниваем.





Наши куклы готовы! Красную куклу делаем аналогично, только оставляем юбочку.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог



ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Мартиничка» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Мартиничка»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя



































Иллюстративный материал




МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Кубышка-травница»

ТЕМА: «Кубышка-травница»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «Кубышка-травница»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Кубышка-травница;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;


Материал:











Мастер-класс



Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент



Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Актуализация



Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы.



В наше время далеко не часто делаются куколки-травницы своими руками, ведь теперь наши хозяюшки уже современные, и в защитную магию каких-то там кукол не верят. Но, тем не менее, и сегодня есть бабушки, мамочки, которые все же изготавливают собственноручно кубышки-травницы. И даже находятся хозяюшки, которые верят в особую защиту добрых сил от злых при помощи этих кукол-оберегов. Однако именно такая причина совсем не является главной, при изготовлении куклы-оберега! Куклы кубышки-травницы являются нашим родным этническим наследием! Причина их вновь возросшей популярности состоит еще и в том, что эти куклы-обереги дороги нашему сердцу, а также вызывают особые национальные чувства. Но самая истинная причина, заставляющая некоторых индивидуумов заняться изготовлением этих кукол – это просто интересно, занятно и познавательно. Но есть и такие «будущие» творцы кукол, которым эта тема интересна, но они пока еще не знают, как же ее все-таки сделать своими руками, эту Кубышку-травницу, и что для этого необходимо. Во-первых, в прекрасный летний день, нужно обязательно взять с собой хорошее настроение, одеться (в первую очередь, удобно, а не красиво). Можно, также, взять с собой попутчика, или даже компанию, но при одном условии: компания должна быть приятной сердцу, если все-таки кто-то из попутчиков напрягает и создает конфликтную атмосферу, то обязательно необходимо этого человека по пути где-то «потерять». Возьмите с собой котелок, крупу (сырую – а то некоторые умудряются ходить на природу с заранее приготовленной кашей), обязательно сало (и побольше), зеленушку. И пока мужскую половину компании «припахали» для добывания костра, сами вы (не обязательно «на нычку») отлучились и начали собирать всевозможные душистые, ароматные, приятные обонянию травы.




Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая работа



1. Необходимо для изготовления милой головушки нашей красавицы взять квадратной формы ткань около 20-22см. Желательно, чтобы ткань была белого оттенка, по крайней мере, светлого тона. Хотя, если хотите, чтобы травница была чернокожей, можно использовать ткань и черного цвета.

2. Ну как же наша тетенька без груди? Вот, соответствующего размера и подбирайте ткань.

3. Для платьица выбирайте ткань поярче и красивее. Ориентируйтесь так, чтобы данный квадрат был в два раза больше, от того, что предназначен для головушки. 4. Да и платочек куколке необходим. Для этого также желательно найти соответствую красивую ткань треугольной формы.

5. Можно еже и для передничка красивого и цветастого ткань подобрать.

6. Также нам понадобятся два красивых квадратика для того, чтобы изготовить узелки с травушкой.

7. Обязательно запаситесь ватой или ветошью. Ведь нам нужно чем-то перекладывать наши травы и наполнять голову (вместо мозгов).

8. Возьмите также красную ленточку или тесьму. Она нам будет необходима, чтобы повязать на головку.

9. Вам также будут полезны всевозможные красные ниточки.

10. Кстати, не забудьте прихватить еще и разноцветные красивые ниточки. Ведь нашей милашке и поясочек пригодится. А теперь приступаем к самостоятельному изготовлению оберега!

1. Чтобы наша куколка не была без головушки, необходимо в ткань (что мы специально подготовили для головы) выложить вату. А потом все эти края нужно загнуть по диагонали. Это наша мудрая головушка

2. Все это аккуратненько перевязываем алой ниточкой. И если хотите, чтобы куколка была помоложе, важно пытаться сделать все возможное, чтобы складок было максимально малое количество. 3. А теперь нам необходимо сделать ручки-рученьки. Для этого нам нужно, взяв уголок, загнуть его, а все оставшиеся края подогнуть вовнутрь. Потом необходимо сложить все это пополам и, конечно же, перевязываем красной ниточкой.

4. Талия нам ведь также необходима. Для этого нам просто нужно ниже под ручками намотать еще одну алую ниточку.

5. Потом необходимо на голову привязать ленту с узелками (в виде рожек).

6. В квадратики для груди также кладём вату или ветошь, и снова перевязываем красной ниткой, и по отдельности привязываем к туловищу куколки.

Кстати, размер квадратиков может зависеть от предпочтений создателя груди: то ли это будут как «сливки», то ли как «персики», а может как «ушки спаниеля», или это должны быть два «бидона молока».



7. Помните, заранее мы подготовили для нашей травницы красивый платочек? Вот его и одеваем на головку и сзади перевязываем.

8. А вот нам и наше «зелье» пригодилось. Вот теперь берем самую большую (а может и самую красивую) ткань (та, что для платьица), и в ее центр выкладываем «в поте лица» собранные травки. При этом не забываем их перекладывать ватой или ветошью.

9. Теперь необходимо взяться за углы, и загибая, аккуратненько собирать все это сокровище в мешочек.

10. В сарафанчик вкладываем прекрасный стан нашей дамочки-травницы. И обязательно необходимо перевязать все ниткой, и смотрите, чтобы привязано все было отменно, крепко-накрепко.

11. Для того чтобы милой травушке сделать поясочек, прикрепить его необходимо навыворот: сзади ему делаем перекрещивание, а привязываем его уже впереди красивым узелочком поверх передничка.. А теперь берем еще те травиночки, что остались, завязываем в узелочки и «вручаем» в ручки.


Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог



ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Мартиничка» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Мартиничка»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя





МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ

«Метлушка»

ТЕМА: «Метлушка»

ЦЕЛЬ: приобщение к этнокультурным традициям русского народа по средствам изготовления народной куклы оберега «метлушка»

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомлять с традициями, символикой и технологией изготовления куклы метлушка;

2. Обучать традиционным приемам изготовления игрушки;

3. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества;


Материал:


кисть мочальная 25-26 см;

бязь белая 30х30 см для головы и рук;

бязь или ситец цветной 40х19 см на сарафан;

ткань на передник 9 х13 см и 7х11 см (передник состоит из двух лоскутов ткани, один можно заменить широким кружевом);

платок-косынка 42х30х30 см;

тесьма 28см на повойник (очельник) ширина тесьмы 1,5 см. Можно взять кружево;

вата, для оформления головы;

нитки красные шерстяные, хлопковые или льняные;

узкая атласная лента(0,5 см). Два отрезка по 12 см.







Мастер-класс


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент



Добрый день ребята, сегодня мы снова оказались на нашем мастер-классе

Русская тряпичная

куколка простая.

Славила Россию

игрушка удалая.

Бодрая, веселая,

немного озорная,

А по нраву

русская, значит

нам родная.


Контроль учителя

Актуализация



Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы.



Метлушка для очищения дома/постройки



Делается оберег на уменьшенной копии метлы.



Когда хозяйка дома решала, что дом "засорился" негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, грехи, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, так или иначе попавших за это время в родное логово), то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала "мусор"-негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась (в условиях современного города "мусор" можно утопить в унитазе). Обычно обряд очищения проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Перед обрядом в доме необходимо было убраться.



"Метлушка": оберег на здоровье.







"Метлушка" на здоровье делалась с целью "сметания" различных хворей, болезней и порчи с членов семьи, живущих вместе в одном доме.



Эта куколка с уменьшенной копией метлы в руках. Этой то метлой хозяйка дома и должна "сметать" болезни, хвори и порчи со своих домашних.



На Севере этим оберегом лечили детей от бессонницы, недержания и испуга, обмахивая младенцев метелкой. В традиции предков, Метлушка служила еще и оберегом роженицы и новорожденного младенца от нечистой силы (незащищенному младенцу подкладывали под колыбельку метлу от этого оберега, чтобы отогнать злых духов или клали оберег в изголовье).



Больных в русской традиции этой метелкой прикасались или привязывали ее к больному месту, могли также укладывать больного на метлу, перебрасывали метлу через больного, заставляли его перешагнуть через метлу, ну и кропили больного водой с такой обережной метлы.



После того, как человека "обметают", метлу лучше всего окунуть в святую воду (или в воду в которой ночь лежала любая серебряная вещь), воду после надо стряхнуть.



Метлушка-хозяйка







Сам оберег сделан на основании связанного веничка (несет функцию очищения женской души от суетных забот, призван снимать с души женщины горе и печали, а также усмирять темные стороны души, такие как злоба, зависть и неудовлетворение)



Оберег гармонизирует внутреннее состояние хозяйки (особенно хорош этот оберег в период душевных терзаний хозяйки, связных с поиском внутренней гармонии/чувственной, любовной сферы).



Вместе с оберегом делается специальная корзиночка, в которой 3 узелка-мешочка: красный, белый и золотой.



Красный мешочек – наполнен душистыми травами. Несет функцию заботы о физическом здоровье своей хозяйки



Золотой мешочек – наполнен зерном . Призван заботиться о материальном благополучии своей хозяйки



Белый мешочек – наполнен солью. Этот мешочек особенный. Он призван, во-первых заботиться о душевном состоянии хозяйки оберега, во-вторых этот мешочек несет охранную функцию (снятие недобрых помыслов, направленных на Хозяйку оберега), в третьих – мешочек помогает избавиться от грусти, боли и печали



В зависимости от того чего хотела женщина в определенный период/момент/день или час (душевной гармонии, физического здоровья или материального благополучия) – она брала один из мешочков в руки и держала несколько минут.

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Практическая работа



Берём кусочек ваты и наматываем на верхушку кисти, приглаживая руками, по низу примотаем нитью. таким образом оформляем объем головы.





На квадрат белой бязь по диагонали кладём заготовку-основу.





Складываем бязь пополам по диагонали, накрывая кисть, выравниваем крайние углы и опускаем их вниз. Оформляем голову, перевязав нитью по линии шеи.



Выправляем крайние углы, попутно расправляя морщинки на лице. На уголках-руках подгибаем срезы внутрь примерно на 1см, после чего подгибаем внутрь на 1 см и сам уголок.



Куколка обрела руки. Далее оформляем ладони. Отступив от края уголов перевязываем нитью.



Прежде чем одеть сарафан, сделаем лямочки. Берём две узкие атласные ленточки и приматываем по линии груди



Надеваем сарафан. Берём цветную бязь, кладём лицевой стороной вверх, по центру кладём лицом вниз куколку. Нижний край ткани располагаем на уровне груди. Руки при этом расправим вверх. Далее мы обернём куколку тканью так, что руки и голова окажутся внутри, а метёлка вне ткани.



Далее приматываем сарафан нитью по лини груди, одновременно присборивая ткань.



Выворачиваем сарафанчик, отогнув его вниз.





Приматываем фартук из двух деталей. На большой лоскут лицевой стороной вверх накладываем маленький совмещая верхние края, затем кладём на лицо куколки изнанками вверх,. Край располагается чуть ниже линии груди.









Отгибаем передники вниз.





Надеваем на голову повойник. Берём тесьму оборачиваем вокруг головы и приматываем по линии шеи.







Повязываем куколке платочек





Кукла метлушка готова.



Рекомендации:



Не садитесь за работу если вы больны или в дурном расположении духа.



Мастерить куколку следует в уединении.



Купленную в магазине кисть следует прополоскать под проточной водой и высушить. Если есть возможность у открытого огня. Но можно и на батарее, ещё лучше на солнце. Это делается с той целью, чтобы снять чужую энергетику. Ведь прежде чем попасть к вам, мочальное изделие побывало во многих руках. Это относится и к сувенирным веникам. Кстати, кукла на венике делается точно так же.




Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя

Итог



ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:

-Почему куколку «Мартиничка» можно назвать волшебной?

-Что вы запомнили из рассказа о кукле «Мартиничка»?

-Вы бы хотели сделать такую куклу для своих близких?

-Почему куклы делали безликими?

-C какими материалами мы сегодня работали?

Презентация

Техника:

Проектор,

Интерактивная доска

Контроль учителя







Список Литературы


  1. https://www.culture.ru/materials/55036/kukly-oberegi-na-rusi

  2. https://4brain.ru/blog/master-class/

  3. http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/slavjanskie_kukly_oberegi_iz_tkani/10-1-0-1439

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

  5. https://xn--b1afbhegcduec2c4a3jxb.xn--p1ai/virtualnaya-vystavka-narodnaya-kukla/

  6. https://www.litres.ru/t-denisova/narodnye-kukly-oberegi-21517957/

  7. https://www.culture.ru/materials/55036/kukly-oberegi-na-rusi#:~:text=%D0%92%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8%20%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B2,%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%8F%D1%82.

  8. http://t152321.dop.obrazovanie33.ru/news/3801-slavyanskie-kukly-oberegi/

  9. http://vesyegonsk.tverlib.ru/slavyanskie-kukly-oberegi


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Байнова Анастасия Александровна

Дата: 12.06.2023

Номер свидетельства: 633507


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства