kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Чудеса народного искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Чудеса народного искусства»

 

Цели: знакомство детей с марийским народным искусством через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр.

 

Задачи:

  1. Расширить знания детей о марийском народном искусстве через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр. Пополнить словарь детей новыми словами.
  2. Развивать и корригировать внимание, память, мышление, речь через игровые упражнения. Вызвать интерес к созданию образа из полученной информации. Развивать познавательный интерес в изучении родного края, способность наблюдать.
  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

 

Оборудование: компьютер, презентация «Чудеса народного искусства», шаблон золотой рыбки, нарисованные рыбки в аквариуме, закладки – сувениры, музыкальные инструменты, марийский национальный костюм, музыкальный центр, вышитые салфетки, видеоролик «Марийская вышивка».

 

Ход мероприятия

 

  1. Организация начала мероприятия.

 

Психологический настрой «Золотая рыбка»

 

- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний классный час. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу»

 

(учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

 

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на мероприятии будут сопутствовать удача и успех!

 

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

 

Ночь!

(Дети кладут голову на парту. В это время под музыку появляется на столе кукла в марийском платье).

День!

- Не знаю, как у вас, ребята, но мои желания уже начали исполняться! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это Сереброзубая Пампалче!

 

Напомните, пожалуйста, кто это? (Это сказочный персонаж)

 

Помните, она приходила к вам в сказке «Сереброзубая Пампалче». Живёт она в лесу со своим отцом. Так вот, сегодня она пришла к вам, чтобы отправиться в необычное путешествие, во время которого вы узнаете много интересного о нашем родном марийском крае, а именно о народном искусстве.

 

  1. Сообщение темы мероприятия.

 

Тема классного часа «Чудеса народного искусства».

 

  1. Основная часть.

 

У нас в классе не все понимают по-марийски, поэтому переводить то, что говорит Пампалче, буду я…

Вы готовы?


- Тогда встаньте на ножки, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:

 

Поктем, поктем, поктен ом шу! (догоняю, догоняю, догнать не могу)
Кучем, кучем, кидем ок шу! (пытаюсь схватить, но руки не дотягиваются)

(дети хором повторяют)


Откройте глаза и тихонечко садитесь. Едем мы с вами по длинной дороге.

(2 слайд).

 

А дорог в нашей республике очень много. С одной стороны раскинулись хлебные поля. с другой стороны-зеленые луга

(3 слайд),

 

На лугах пасутся коровы, овцы, козы.

 (4 слайд).

 

В республике нашей много деревень с деревянными домами и большими дворами

(5 слайд)

 

Марийцы с давних времен держат домашних животных. А каких домашних животных вы знаете?


Дети: корова, овца, коза, кошка…

(6 слайд)

 

Кто из них лишний? (кошка)

(7 слайд)

 

Правильно. Содержать животных - это большой труд. Но марийцы любят не только трудиться, но и веселиться. У них очень красивая праздничная одежда-белая, украшенная разными узорами.

(8слайд).

 

Рассказ о марийской вышивке. Демонстрация национальных костюмов. (Видеофильм).

 

- Какие цвета использовались в марийской вышивке? (белый, красный)

 

При вышивке «крестом» в основном используют 4 цвета: красныйзелёный, синий и чёрный. Самым главным является красный цвет.

 

Орнамент марийской вышивки образован из геометрических фигур. Причём каждый рисунок, узор что - либо изображал.

 

В нашей школе марийской вышивкой увлекается Ямбулатова Надежда Петровна. Она сама умеет и любит вышивать и учит этому детей.

(Предоставим ей слово).

 

Но марийский народ умеет вышивать не только таким способом. А ещё «гладью». Вам было дано задание: во время каникул поинтересоваться дома у мамы, чем она увлекается. Кто желает поделиться своей новостью?

 

Артём:

Моя мама умеет вышивать гладью. У нас дома много салфеток, которые вышила она. Некоторые люди из нашей деревни даже просили маму вышивать на заказ. Такие салфетки женщины используют во время танцев, например на свадьбе.

Я привёз занавески, чтобы показать, как хорошо вышивает моя мама. Такие занавески у нас висят на кухне.

 

Максим:

А у меня вышивает моя бабушка. Она делает занавески на уголок, где иконы стоят. А мама вяжет крючком и украшает занавески, салфетки.

 

Хорошо, молодцы, ребята! Спасибо вам за проделанную работу.

 

- Как вы думаете, это искусство? (Да, это большое искусство, которое требует много терпения, старания и усидчивости). – 1 вид искусства.

 

(карточка на доску)

 

Раньше начинали учить вышивать уже с 7 лет. Каждая девочка обязательно должна была уметь вышивать. И к своей свадьбе она должна была приготовить наряды. Тогда она считалась хорошей невестой, женой. Работа эта требовала большого терпения.

 

- А сейчас часто ли встретишь людей в национальном костюме?

 

- Где мы можем их увидеть? (на праздниках, на свадьбе, на концертах)

 

- Ребята нашего класса также сейчас хотят станцевать в национальном костюме марийский танец.

 

(Танец «Йолташем»)

 

- А танец это искусство? (конечно. И это 2 – ое).

 

(карточка на доску)

 

Сереброзубая Пампалче предлагает нам дальше двигаться.

 

 Поктем, поктем, поктен ом шу!

Кучем, кучем, кидем ок шу!

 

Наша гостья предлагает поиграть вам в игру «Угадай инструмент». (Музыка)

- тумыр,

- шувыр,

- кусле,

 (сопровождаются рисунками на слайде).

 

Тумыр – ударный музыкальный инструмент,

    широко распространённый у марийцев. 

   Тумыр обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на мелодическом инструменте (чаще всего на волынке ), но может употребляться для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев .

В прошлом тумыр – военный , праздничный и ритуальный инструмент. В настоящее время тумыр употребляется лишь как музыкально-ритмический инструмент.

 

Шувыр наиболее распространённый музыкальный инструмент марийцев. Шувыр – один из древнейших музыкальных инструментов марийцев .

Марийское слово шувыр означает «мочевой пузырь» животного. Мочевой пузырь является главной частью инструмента. А главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с раструбом .

Как сольный инструмент шувыр употребляется редко. Обычно он выступает в сопровождении тумыра (барабана) или, что очень редко, трещотки.

 

Кусле являются самым распространённым музыкальным инструментом среди

    марийцев. Марийские гусли

    представляют собой многострунный щипковый инструмент . Играют на гуслях сидя , кладя их на колени . Старинные кусле имели всего 15-17 жильных струн. Звучание кусле напоминает звучание русских гуслей.

Он был любимым инструментом в народе . Герои марийского народа Акпатыр, Акпарс были хорошими гуслярами. Раньше гусли применялись в быту и во время религиозных обрядов в «святой роще». При этом исполнители играли совместно. В прошлом на гуслях играли и мужчины, и женщины, у горных мари была поговорка: «плоха та невеста, которая не умеет играть на гуслях».

 

Это основные инструменты марийского народа. Они являются одними из древнейших и отличают нас от других народов.

 

В городе Йошкар – Ола есть памятник музыкантам, играющим на этих инструментах.

 

И с этой игрой мы справились.

 

- Марийский народ любит танцевать в своих красивых национальных костюмах… а ещё какое искусство мы не назвали?. Что они любят делать? (петь)

 

(карточка на доску)

 

- Давайте подарим Пампалче песню о нашем марийском крае.

 

(песня «Мландем моктем»)

 

Ну а вам пора возвращаться с путешествия. Встаньте, возьмитесь за руки и повторяйте:
Поктем, поктем, поктен ом шу!

Кучем, кучем, кидем ок шу!

 

Ребята, понравилось вам путешествие?

 

(Работа со смайликами).

Сереброзубой Пампалче тоже понравилось с вами путешествовать. Она приготовила вам небольшие подарки на память. Это закладки с марийским орнаментом.

 

- Что изображено на орнаменте? (лошади, кони).

- Как вы думаете, почему именно этот узор выбрала Пампалче?

Организация завершения мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Чудеса народного искусства" »

Тема: «Чудеса народного искусства»


Цели: знакомство детей с марийским народным искусством через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр.


Задачи:

  1. Расширить знания детей о марийском народном искусстве через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр. Пополнить словарь детей новыми словами.

  2. Развивать и корригировать внимание, память, мышление, речь через игровые упражнения. Вызвать интерес к созданию образа из полученной информации. Развивать познавательный интерес в изучении родного края, способность наблюдать.

  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.


Оборудование: компьютер, презентация «Чудеса народного искусства», шаблон золотой рыбки, нарисованные рыбки в аквариуме, закладки – сувениры, музыкальные инструменты, марийский национальный костюм, музыкальный центр, вышитые салфетки, видеоролик «Марийская вышивка».


Ход мероприятия


  1. Организация начала мероприятия.


Психологический настрой «Золотая рыбка»


- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний классный час. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу»


(учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).


И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на мероприятии будут сопутствовать удача и успех!


Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”


Ночь!

(Дети кладут голову на парту. В это время под музыку появляется на столе кукла в марийском платье).

День!

- Не знаю, как у вас, ребята, но мои желания уже начали исполняться! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это Сереброзубая Пампалче!


Напомните, пожалуйста, кто это? (Это сказочный персонаж)


Помните, она приходила к вам в сказке «Сереброзубая Пампалче». Живёт она в лесу со своим отцом. Так вот, сегодня она пришла к вам, чтобы отправиться в необычное путешествие, во время которого вы узнаете много интересного о нашем родном марийском крае, а именно о народном искусстве.


  1. Сообщение темы мероприятия.


Тема классного часа «Чудеса народного искусства».


  1. Основная часть.


У нас в классе не все понимают по-марийски, поэтому переводить то, что говорит Пампалче, буду я…

Вы готовы?


- Тогда встаньте на ножки, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:


Поктем, поктем, поктен ом шу! (догоняю, догоняю, догнать не могу)
Кучем, кучем, кидем ок шу! (пытаюсь схватить, но руки не дотягиваются)

(дети хором повторяют)


Откройте глаза и тихонечко садитесь. Едем мы с вами по длинной дороге.

(2 слайд).


А дорог в нашей республике очень много. С одной стороны раскинулись хлебные поля. с другой стороны-зеленые луга

(3 слайд),


На лугах пасутся коровы, овцы, козы.

(4 слайд).


В республике нашей много деревень с деревянными домами и большими дворами

(5 слайд)


Марийцы с давних времен держат домашних животных. А каких домашних животных вы знаете?


Дети: корова, овца, коза, кошка…

(6 слайд)


Кто из них лишний? (кошка)

(7 слайд)


Правильно. Содержать животных - это большой труд. Но марийцы любят не только трудиться, но и веселиться. У них очень красивая праздничная одежда-белая, украшенная разными узорами.

(8слайд).


Рассказ о марийской вышивке. Демонстрация национальных костюмов. (Видеофильм).


- Какие цвета использовались в марийской вышивке? (белый, красный)


При вышивке «крестом» в основном используют 4 цвета: красныйзелёный, синий и чёрный. Самым главным является красный цвет.


Орнамент марийской вышивки образован из геометрических фигур. Причём каждый рисунок, узор что - либо изображал.


В нашей школе марийской вышивкой увлекается Ямбулатова Надежда Петровна. Она сама умеет и любит вышивать и учит этому детей.

(Предоставим ей слово).


Но марийский народ умеет вышивать не только таким способом. А ещё «гладью». Вам было дано задание: во время каникул поинтересоваться дома у мамы, чем она увлекается. Кто желает поделиться своей новостью?


Артём:

Моя мама умеет вышивать гладью. У нас дома много салфеток, которые вышила она. Некоторые люди из нашей деревни даже просили маму вышивать на заказ. Такие салфетки женщины используют во время танцев, например на свадьбе.

Я привёз занавески, чтобы показать, как хорошо вышивает моя мама. Такие занавески у нас висят на кухне.


Максим:

А у меня вышивает моя бабушка. Она делает занавески на уголок, где иконы стоят. А мама вяжет крючком и украшает занавески, салфетки.


Хорошо, молодцы, ребята! Спасибо вам за проделанную работу.


- Как вы думаете, это искусство? (Да, это большое искусство, которое требует много терпения, старания и усидчивости). – 1 вид искусства.


(карточка на доску)


Раньше начинали учить вышивать уже с 7 лет. Каждая девочка обязательно должна была уметь вышивать. И к своей свадьбе она должна была приготовить наряды. Тогда она считалась хорошей невестой, женой. Работа эта требовала большого терпения.


- А сейчас часто ли встретишь людей в национальном костюме?


- Где мы можем их увидеть? (на праздниках, на свадьбе, на концертах)


- Ребята нашего класса также сейчас хотят станцевать в национальном костюме марийский танец.


(Танец «Йолташем»)


- А танец это искусство? (конечно. И это 2 – ое).


(карточка на доску)


Сереброзубая Пампалче предлагает нам дальше двигаться.


Поктем, поктем, поктен ом шу!

Кучем, кучем, кидем ок шу!


Наша гостья предлагает поиграть вам в игру «Угадай инструмент». (Музыка)

- тумыр,

- шувыр,

- кусле,

(сопровождаются рисунками на слайде).


Тумыр – ударный музыкальный инструмент,

широко распространённый у марийцев.

Тумыр обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на мелодическом инструменте (чаще всего на волынке ), но может употребляться для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев .

В прошлом тумыр – военный , праздничный и ритуальный инструмент. В настоящее время тумыр употребляется лишь как музыкально-ритмический инструмент.


Шувыр наиболее распространённый музыкальный инструмент марийцев. Шувыр – один из древнейших музыкальных инструментов марийцев .

Марийское слово шувыр означает «мочевой пузырь» животного. Мочевой пузырь является главной частью инструмента. А главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с раструбом .

Как сольный инструмент шувыр употребляется редко. Обычно он выступает в сопровождении тумыра (барабана) или, что очень редко, трещотки.


Кусле являются самым распространённым музыкальным инструментом среди

марийцев. Марийские гусли

представляют собой многострунный щипковый инструмент . Играют на гуслях сидя , кладя их на колени . Старинные кусле имели всего 15-17 жильных струн. Звучание кусле напоминает звучание русских гуслей.

Он был любимым инструментом в народе . Герои марийского народа Акпатыр, Акпарс были хорошими гуслярами. Раньше гусли применялись в быту и во время религиозных обрядов в «святой роще». При этом исполнители играли совместно. В прошлом на гуслях играли и мужчины, и женщины, у горных мари была поговорка: «плоха та невеста, которая не умеет играть на гуслях».


Это основные инструменты марийского народа. Они являются одними из древнейших и отличают нас от других народов.


В городе Йошкар – Ола есть памятник музыкантам, играющим на этих инструментах.


И с этой игрой мы справились.


- Марийский народ любит танцевать в своих красивых национальных костюмах… а ещё какое искусство мы не назвали?. Что они любят делать? (петь)


(карточка на доску)


- Давайте подарим Пампалче песню о нашем марийском крае.


(песня «Мландем моктем»)


Ну а вам пора возвращаться с путешествия. Встаньте, возьмитесь за руки и повторяйте:
Поктем, поктем, поктен ом шу!

Кучем, кучем, кидем ок шу!


Ребята, понравилось вам путешествие?


(Работа со смайликами).

Сереброзубой Пампалче тоже понравилось с вами путешествовать. Она приготовила вам небольшие подарки на память. Это закладки с марийским орнаментом.


- Что изображено на орнаменте? (лошади, кони).

- Как вы думаете, почему именно этот узор выбрала Пампалче?

Организация завершения мероприятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Классный час "Чудеса народного искусства"

Автор: Помыткина Мария Анатольевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127956


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства